Земельный участок вид разрешенного использования огородничество

Земля под огородничество в собственность

Между мной и муниципалитетом заключен договор аренды земельного участка с целевым использованием для огородничества. Земли по классификатору для ведения садоводства и огородничества. Каким путем пойти чтобы получить участок в собственность? Спасибо.

Ответы юристов (6)

Здравствуйте, Алексей! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Уточнение клиента

Договором запрещено возведение на участке капитальных сооружений и посадка многолетних растений.

27 Мая 2014, 10:26

Есть вопрос к юристу?

В соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ

8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

А также ст. 36 ЗК РФ

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Таким образом, 1) Вы можете в настоящее время подать заявление в администрацию города о выкупе переданного в аренду земельного участка. В случае отказа в выкупе данного участка администрация обязана будет дать мотивированный ответ, который можно обжаловать через суд.

2) Вы можете возвести строение на участке, если договором аренды не установлен запрет на это (иначе будет самовольная постройка), зарегистрировать право собственности на это строение в Росреестре и после этого подать заявление на выкуп участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

В любом случае выкупить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, можно только путем подачи заявления в органы местного самоуправления и получения согласия на выкуп.

Добавлю, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Таким образом, возводить на арендованном участке строение можно только в случае, если договором не установлено запрета (лучше еще согласовать с администрацией данный вопрос).

Если запрет есть, то выкупить участок можно, подав заявление на его выкуп в общем порядке, как указано выше.

Уточнение клиента

Уточняю, земля была выделена постановлением главы муниципалитета для огородничества в 2001 году. За это время классификация земель, на которых расположен участок изменилась на «для ведения гражданами садоводства и огородничества», однако в договоре аренды осталось по прежнему- для «огородничества», с соответствующим запретом возводить капитальные строения. Как привести это в соответствие. Да и цель у меня — построить дом.

27 Мая 2014, 12:21

Уточнение клиента

Уточнения к последнему ответу. Категория земель- земли населенных пунктов.

Классификация : для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Мой же участок, находящийся на этой земле, имеет цель использования — для огородничества (согласно договору аренды). Соседние участки (т.к. договоры заключены позже чем мой) имеет целевое использование для садоводства и огородничества(коллективного садоводства).

Мне нужно чтобы в договоре аренды в качестве цели использования было указано не только огородничество, но и садоводство (что не противоречит целям использования всей земли).

С каким документом (ходатайством о чем-либо, или с заявлением об изменении условий договора, в части цели использования и исключения запрета на строительство) мне лучше обратиться в муниципалитет и на что сослаться? Спасибо.

28 Мая 2014, 10:06

Полагаю, что в данной ситуации необходимо направить в органы местного самоуправления ходатайство об изменении вида разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка на другой вид в соответствии с градостроительным регламентом.

При этом вид разрешенного использования вашего земельного участка может быть изменен на ВРИ — ведение личного подсобного хозяйства и дачное строительство, тут все зависит от категории земли, на которой расположен ваш земельный участок.

После того, как ВРИ земельного участка будет изменен, можно решать вопрос с выкупом земельного участка у муниципалитета, как указано выше. Можно попробовать сначала выкупить, а потом подать заявление на изменение ВРИ участка. Этот вопрос лучше согласовать с муниципалитетом, поскольку может выясниться, что есть какие-либо ограничения на выкуп участка и т.п. Кроме того, ответ дан без анализа соответствующих документов.

Про изменение категории земель, в состав которых входит ваш земельный участок, не пишу, поскольку вопрос сложный в плане реализации.

Уточнение клиента

Категорию земель , в состав которых входит мой участок, изменять нет необходимости. Это земли населенных пунктов, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Мой участок «имеет» цель — огородничество. Соседние участки (договоры заключены позже моего) «имеют» цель -садоводство и огородничество. Мне нужно, что бы и в моем договоре аренды, кроме цели использования — огородничество, было добавлено и садоводство (в соответствии с целью использования всей земли).

С каким документом мне нужно обратиться в муниципалитет? Спасибо.

28 Мая 2014, 10:17

С каким документом мне нужно обратиться в муниципалитет?

Подавайте в муниципалитет ходатайство (заявление) об изменении ВРИ участка на вид «садоводство и огородничество» с правом возведения жилого строения (ст. 37 и 39 Градостроительного кодекса РФ). К нему приложите копии всех документы на участок, а также копию паспорта. Срок рассмотрения заявления без назначения слушаний — 30 дней, с назначением слушаний — 60 дней. На основании решения об изменении вида ВРИ участка обращайтесь в муниципалитет за внесением изменений в договор аренды.

Вот образец заявления:

Уточнение клиента

Здравствуйте, Марина. Последовал Вашему совету подал заявление в муниципалитет об изменении вида разрешенного использования, но получил отказ, с мотивировкой, что «заявленная цель использования земельного участка не соответствует регламенту, установленному для названной зоны (СХ-7). Что делать дальше? Спасибо.

18 Августа 2014, 14:19

Добрый день, Алексей!

Тут два варианта либо обжаловать отказ муниципалитета, если есть основания (нужно смотреть виды разрешенного использования по регламенту) либо обращаться с ходатайством о переводе з/у из одной категории в другую. Поскольку Ваш участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, то шансов мало, основания перевода указаны в ст. 7 ФЗ № 172-ФЗ.

Если требуется подробная консультация, обращайтесь в чат.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как можно поменять вид разрешенного использования участка, с огородничества под ЛПХ?

Есть земельный участок в аренде,

категория — земли населенных пунктов

разрешенное использование — огородничество

Насколько я понимаю, на таком участке строится нельзя или есть способы?

Как можно перевести разрешенку под ЛПХ?

В этом же массиве, рядом, участки, у которых разрешенка ЛПХ.

В администрации говорят, что нельзя перевести.

Ответы юристов (1)

Александр, вид разрешенного использования и объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом Вашего населенного пункта. Кроме того, на изменение ВРИ необходимо согласие арендодателя. В соответствии с Классификатором на участке с ВРИ «Огородничество» строиться действительно нельзя.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Строительство на участке с видом разрешенного использования — огородничество

Можно ли построить жилой дом на участке с видом разрешенного использования — огородничество? Земли поселений. 6 соток. Новая Москва. В собственности.

02 Февраля 2014, 12:31 Мирза, г. Москва

Ответы юристов (1)

Капитальные строения на таком участке строить нельзя. Нужно менять вид разрешенного использования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»,

огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

Согласно статье 19 указанного закона, член садоводческого, огороднического или дачного
некоммерческого объединения имеет право:

4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений — на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке;

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Земли для ведения огородничества: плюсы и минусы, варианты использования

Один из наиболее популярных видов землепользования – ведение огородничества. Участки для этой цели могут выделяться как из состава земель населенных пунктов, так и сельскохозяйственных угодий.

В большинстве случаев пользователями подобных наделов являются жители городской местности и крупных поселков, не имеющие возможности заниматься выращиванием овощной продукции на участках, расположенных рядом с их домами.

В юридических актах и документах, устанавливающих права на земельный участок, такой ВРИ обозначается:

  • огородный земельный участок;
  • участок для ведения огородничества;
  • для огородничества.

Разрешенная деятельность

Согласно земельному законодательству, прямым назначением надела, имеющего ВРИ «Огородничество», являются:

  • выращивание для собственных нужд овощной и плодово-ягодной продукции;
  • отдых людей;
  • возведение хозяйственных построек с целью использования – хранение инвентаря, а так же собранного с участка урожая.

Ведение хозяйственной деятельности на землях, выделенных под огородничество, может осуществляться в индивидуальном порядке, а также путем создания товариществ и других объединений владельцев земельных участков.

В рамках СНТ

Членство в объединении, созданном гражданами с целью совместного владения и пользования огородным наделом и другим имуществом, находящимся в их общей собственности, имеет следующие преимущества:

  • Содействие в подключении необходимых коммуникаций – электросетей, сетей газо- водоснабжения, канализации.
  • Решение вопроса удаления твердых бытовых отходов, путем заключения договора с региональным оператором по обращению с отходами.
  • Обеспечение пожарной безопасности территории.
  • Благоустройство и охрана земель.
  • Помощь гражданам в освоении выделенных земельных наделов.
  • Взаимодействие с органами власти и контролирующими структурами.
  • Юридическая помощь по защите законных интересов и прав граждан.

На землях, выделенных под огороды, запрещается:

  • строительство жилого дома;
  • оформление регистрации по месту жительства;
  • ведение деятельности, нарушающей плодородный слой земли.

При неиспользовании участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с его предназначением, он может быть отчужден у собственника в судебном порядке.

Собственники участка, располагающегося на территории огороднического товарищества, не имеют права:

  • требовать выделения в натуре своей части земли из объема недвижимости общего пользования;
  • отчуждать свою земельную долю для предоставления ее другому лицу без передачи при этом прав собственности на нее.

Законодательство не требует регистрации хозяйственных построек, возведенных на землях с ВРИ «Огородничество».

Строительство на земле с таким статусом

До вступления в силу нового Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» допускается размещать на огородных наделах:

  • некапитальные жилые строения;
  • хозяйственные постройки для обеспечения ведения сельскохозяйственной деятельности.

Стоит заметить, что жилые объекты могут возводиться только на землях населенных пунктов.

Подробнее о вариантах строительства на землях под «Огородничество» читайте в отдельной статье.

Законодательство

С 2019 года законодательно разрешается строить на огородных землях исключительно постройки, не имеющие фундамента. Так как эти строения являются легко разборными, то регистрация их в качестве объектов недвижимости не предусмотрена.

Закон 217-ФЗ, приходящий на смену действующему 66-ФЗ, призван упорядочить сферу использования огородных земельных участков, устранить имеющиеся юридические коллизии, затрудняющие однозначное трактование нормы законодательства.

Если на вашем участке, имеющем ВРИ «Огородничество» возведен капитальный жилой дом, для его узаконивания пройдите процедуру смены ВРИ земли.

Особенности участков, выделенных из категории земель населенных пунктов

Законодательство, вводящее в практику объяснение термина «огородный участок», и обрисовывающее правовое русло его использования, содержит также указания на положения градрегламента, которые являются прямым ограничением на ведение строительных работ на этих землях.

Сложившаяся правоприменительная практика отсылает землепользователя к ПЗЗ, утвержденным различного уровня органами МСУ. На основании этих документов на огороднических землях на практике осуществляется строительство объектов, ПЗЗ не запрещаемых.

Действующий на территории застройки градрегламент регулирует ведение строительства, предоставляет дополнительные возможности для ведения строительных работ.

Так, акты некоторых регионов позволяют размещать на землях под огородничество вспомогательные объекты прямо не запрещенные законом:

  • баню
  • гараж
  • мини-автостоянку для собственной машины

Имеющееся в законе объяснение термина земельного объекта с ВРИ «Огородничество» так же служит определением наличия или отсутствия возможности строительства на земле некапитальных жилых и временных подсобных объектов.

Разрешение или запрет выносится на основании сложившейся разбивки земельной территории на зоны. Грядущие изменения в законодательстве вносят тотальный запрет на постройку на огородных землях жилья.

Полезное видео

Советуем ознакомиться с интересным видеоматериалом, о том, как оформить в собственность участок, предназначенный для ведения садоводства или огородничества.

Заключение

В случае строительства жилого помещения на землях под огородничество с намерением регистрации его в Росреестре и оформления прописки в нем для постоянного проживания, целесообразным видится с точки зрения действующего законодательства сменить ВРИ земли, на любой другой вид, подразумевающий возможность постройки капитального жилья.

Для расположения на огородном участке подсобных помещений, с назначением «хранение инвентаря и урожая» ограничений в законе нет. Получение разрешения на строительство этих объектов не требуется, как и прохождения процедуры регистрации в Росреестре.

огородничество

подскажите пожалуста . оформлен земельный участок в собственность ,категория земель : земли населенных пунктов,разрешенное использование : для огородничества площадь 1500 кв. м. что можно строить на данном участке ? времянку,дом,гараж,или вообще ничего нельзя только огород и все?

На «огородном» участке Вы не имеете права ни строить жилой дом, ни регистрироваться (прописываться). Изменить категорию земли в индивидуальном порядке для физического лица — нереально. Для изменения категории требуется постановление Правительства субъекта Федерации. Сарайку поставить и то рискованно.

Зато можно изменить разрешённое использование участка (целевое назначение) с огородничества на личное подсобное хозяйство (ЛПХ) или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Ну или на дачное строительство.

Идите на поклон к местным властям с просьбой о переводе. Процедура муторная и может затянуться. В Московской области, например, года полтора назад коммерческие фирмы за перевод в ИЖС просили около 50 тыс.р. и документы делали 10 месяцев. Там какая то муторная процедура, вызывается что-то типа геодезии, потом поход в местную администрацию, они назначают слушание, потом, если не ошибаюсь, дается 3 раза объявление в местную газету, потом доки отправляются в Москву.

P.S. Если у Вас, конечно, не заповедная зона Кивач , то можно ещё один вариант рассмотреть. Вычитал на одном из форумов:

Как именно в документах чаще всего появляются слова — «разрешенное использование — огородничество»?
Пример: Имеется земельный участок 11,5 соток, хозяева решают разделить его на два и продать (или один себе оставить). При разделе требуется согласование с архитектурой района, а они к участку под ИЖС предъявляют больше требований чем к участку под огородничество, например:

  1. Ширина проезда к участку под ИЖС более 5 метров.
  2. Минимальная площадь участка под ИЖС 6 соток.
    Из нашего участка 11,5 соток получится 6 соток по ИЖС вдоль широкой улицы, и 5,5 под огородничество вдоль узкого пожарного проезда(например).
    В последствии 6 соток нормально продается, а 5,5 впаривается кому нить.

Все вышеперечисленные цифры разные в зависимости от района, так что обязательно идите в архитектуру узнавайте их требования. Возможно вы сможете решить вопрос через суд, для этого пообщайтесь с местными риелторами и юристами, не менее чем с тремя. Возможно получится всучить «конфеты» (денежку) главному архитектору.

Добавлю от себя ссылку «огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории) ст.1 ФЗ «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН»

кое что почерпнул на другом форуме . пока читаю .
Цитата:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2008 г. N 7-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
АБЗАЦА ВТОРОГО СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ РЯДА ГРАЖДАН

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего — судьи А.Л. Кононова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
с участием гражданина Ю.И. Шулевки, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации А.Н. Харитонова, представителя Совета Федерации — доктора юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Т.И. Булах и В.Д. Сукачева, Г.Ф. Шулевки и И.В. Шулевки, а также А.Ю. Шулевки, И.Б. Шулевки и Ю.И. Шулевки. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителями законоположение.
Поскольку все три жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим жалобам в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.А. Гаджиева, объяснения представителей сторон, заключения экспертов — кандидата юридических наук В.Н. Литовкина и доктора юридических наук Л.В. Щенниковой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации — В.В. Написанова, от Федеральной миграционной службы — В.А. Каланды, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

  1. Абзац второй статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
    Заявители по настоящему делу — граждане Т.И. Булах, В.Д. Сукачев, А.Ю. Шулевка, Г.Ф. Шулевка, И.Б. Шулевка, И.В. Шулевка и Ю.И. Шулевка просят признать названное законоположение, со ссылкой на которое суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении их требований о признании неправомерным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в регистрации по месту жительства в жилых строениях, возведенных на принадлежащих им садовых земельных участках, не соответствующим статьям 15 (часть 1), 18, 19, 27, 35 (часть 2), 39 (часть 1), 40 и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
    1.1. На основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого строения, состоящего из четырех комнат, жилой площадью 76,6 кв. м и общей площадью 238,9 кв. м, по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, садоводческое товарищество «Ветеран», улица Ореховая, дом N 488, и соответствующего постановления главы администрации округа от 4 февраля 2005 года гражданином Ю.И. Шулевкой было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанное жилое строение, которое расположено на садовом земельном участке и в котором он проживает совместно с членами своей семьи и родителями.
    Граждане Т.И. Булах и В.Д. Сукачев с 1998 года постоянно проживают в расположенном на садовом земельном участке N 134 по улице Садовой в садоводческом товариществе «Авиатор» (поселок Афипский Северского района Краснодарского края) доме площадью 56,8 кв. м, который принят в эксплуатацию в 2001 году и принадлежит В.Д. Сукачеву согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности.
    Указанные жилые строения являются, по утверждению заявителей, единственно возможным для них местом жительства и, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы; отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными им льготами.
    1.2. Исходя из того, что в силу статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
  2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
    Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.
    Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
    При осуществлении правового регулирования в указанной сфере федеральный законодатель связан также требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям.
    Кроме того, из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. По смыслу приведенной правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 апреля 2004 года N 7-П, принимаемые им законы должны быть определенными как по содержанию, так и по предмету, цели и объему действия, а правовые нормы — сформулированными с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину сообразовывать с ними свое поведение, как запрещенное, так и дозволенное. Непонятное и противоречивое правовое регулирование порождает произвольное правоприменение, нарушающее эти конституционные принципы.
  3. Статья 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия «садовый земельный участок», определяет его целевое назначение — выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых.
    Названная норма-дефиниция воспринимается правоприменительной практикой как обладающая регулятивными функциями, поскольку, указывая на целевое назначение садового земельного участка и одновременно — на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается.
    3.1. До 1990 года на садовых земельных участках, исходя из их целевого назначения, могли возводиться только одноэтажные летние садовые домики, размеры которых жестко нормировались типовыми уставами садоводческого товарищества (Постановления Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 года N 517 и от 31 марта 1988 года N 112).
    Изменения в отношениях собственности, происшедшие в Российской Федерации и нашедшие отражение в российском законодательстве, повлекли изменения в статусе садовых земельных участков и расположенных на них жилых строений: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 «О собственности в РСФСР» установил, что на территории РСФСР отношения собственности на землю, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР (пункт 1 статьи 1), а количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничиваются (пункт 2 статьи 10).
    Принятым в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209); в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213).
    Гражданское законодательство, таким образом, в новых социально-экономических условиях не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан» и СП 11-106-97 «Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан»).
    3.2. Закрепивший общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (часть третья статьи 9).
    Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения — с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений — в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
    Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный Кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие «жилищный фонд» (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
    В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
    3.3. Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
    Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов, отразилось принятие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).
    С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
    3.4. Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует.
    3.5. Таким образом, имеет место рассогласованность правовых норм, влекущая неопределенность в правовом регулировании института регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства.
  4. Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.
    Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
    4.1. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
    Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.
    У института регистрации имеется специальная цель — административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.
    Исключая Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось — в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации — несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.
    Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу. Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства.
    4.2. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
    В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
    С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства, противоречит конституционному принципу равенства.
    4.3. Таким образом, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
  5. Как следует из статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса определяет особенности исполнения вынесенного им итогового решения.
    В данном случае признание абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствующим Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в названный Федеральный закон (статья 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
    Кроме того, следует учитывать, что утратил силу Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и, соответственно, принятые в порядке конкретизации части третьей его статьи 9 нормативные акты субъектов Российской Федерации, в которых на основе федеральных критериев отнесения жилых строений к жилым домам устанавливались условия и порядок переоформления жилых строений, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, в жилые дома.
    Тот факт, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
    Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления — утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки.
    При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).
    Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
  1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
  2. Дела граждан Булах Тамары Ивановны и Сукачева Виктора Дмитриевича, Шулевки Галины Федоровны и Шулевки Ивана Васильевича, Шулевки Андрея Юрьевича, Шулевки Ирины Борисовны и Шулевки Юрия Ивановича подлежат пересмотру в установленном порядке.
  3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
  4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Еще по теме:

  • Сниму дом в селе днепропетровская область Сдам в аренду дом в Песчанке в сосновом лесу Днепропетровская обл, Новомосковский район, Песчанка, Зеленая ул., 0001 Цена: грн 34 020 За месяц $1 200 + 50% Этажей: 2, Стены: Кирпич Площадь (общ./жил./кух./учс.): 202/1/1 м 2 , 10 […]
  • Закон транспортный налог в московской области на 2014 год Закон транспортный налог в московской области на 2014 год от 16 ноября 2002 года N 129/2002-ОЗ О транспортном налоге в Московской области (с изменениями на 22 октября 2014 […]
  • Что за статья 158 ч 3 Наказание по статье 158 часть 3 Сын осужден по статья 158 часть 3 на 2 года 6 мес с присоединением частично неотбытым наказанием по статья 228 часть 2 итог 4 года 2 мес с отбыванием наказания в колонии общего режима, через сколько можно […]
  • Документы на развод и алименты через суд в беларуси Образец искового заявления о расторжении брака и взыскании алиментов СУД ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА ИСТЕЦ: Миронин Василий Михайлович Прож.: г. Минск, ул. Первомайская, 4-11; ОТВЕТЧИК: Сидорова Ольга Антоновна Прож.: г. Минск, ул. […]
  • 24 Судебная власть в рф Судебная власть в РФ (1) Главная > Реферат >Государство и право Глава I. Судебная власть в системе органов Российского государства…. 5 - 7 Глава II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия……. 8 - 14 Глава III. Суд как орган […]
  • Поставщик не подписывает соглашение о расторжении Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44) В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — […]
  • Административные правонарушения учебники Административные правонарушения учебники Список литературы / Основания административной ответственности (автор: Виноградов Андрей Юрьевич) 1. Нормативно - правовые акты Конституция Российской Федерации //РГ от 25 декабря 1993 г. N […]
  • Что делать если ребенок умер в роддоме Что делать если ребенок умер в роддоме Приложение к приказу Минздравмедпрома РФ от 29 апреля 1994 г. N 82 Положение о порядке проведения патологоанатомических вскрытий IV. Порядок вскрытия трупов мертворожденных и новорожденных 1. […]