Внесение изменений в фз о зао

Содержание:

С 01.07.2016 и с 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Должно ли АО привести свой устав в соответствие с действующим законодательством с даты вступления изменений в силу? Если нет, то в какой срок необходимо внести изменения в устав?

Действительно, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 340-ФЗ, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 339-ФЗ, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 338-ФЗ, Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ и Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ были внесены многочисленные изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе и в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Данные изменения вступили в силу на протяжении 2016 г. и с 1 января 2017 г.*(1).
Указанные федеральные законы не установили специальных правил применения вносимых ими изменений. Полагаем, в таком случае можно руководствоваться общими правилами, закрепленными в ст. 4 ГК РФ: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Ни один из указанных законов не содержат требований о внесении изменений (дополнений) в уставы акционерных обществ в связи с их вступлением в силу.
В общем виде цель указанных поправок — совершенствование институтов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, корректировка положений Закона об АО в части внесения безвозмездных вкладов в имущество общества, преимущественного права приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и пр.
Требований о наличии в уставе АО положений, определяющих порядок, сроки и иные условия совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, внесения безвозмездных вкладов в имущество общества, преимущественного права приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, законодательство не устанавливает. Поэтому сам по себе факт внесения изменений в Закон об АО не влечет необходимости корректировки положений устава общества. Вместе с тем Закон об АО допускает включение в устав общества только таких положений, которые не противоречат Закону об АО и иным федеральным законам. Поэтому, если в устав включены, например, положения прежней редакции ст. 78 Закона об АО, которые противоречат ныне действующей редакции этой статьи, то в устав следует внести соответствующие изменения, а до изменения устава обществу следует руководствоваться актуальными положениями Закона об АО*(2).
Вопрос же о сроке, в течение которого в устав АО будут внесены соответствующие изменения, как нам представляется, следует решить с учетом конкретных обстоятельств. Если на сегодняшний день несоответствие положений устава Закону об АО не создает для общества практических трудностей и в общество не поступало требований от уполномоченных органов о необходимости корректировки положений устава, соответствующие изменения могут быть вынесены на рассмотрение очередного общего собрания акционеров общества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

16 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее смотрите, например:
— Энциклопедия решений. Обзор изменений в части регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью АО и ООО с 01.01.2017;
— Энциклопедия решений. Порядок принятия решения о согласии на совершение сделки АО с заинтересованностью с 01.01.2017;
— Энциклопедия решений. Содержание решения о согласии на совершение АО крупной сделки и сделки с заинтересованностью с 01.01.2017.
*(2) Отметим в связи с этим, что, если в уставе общества содержатся положения, противоречащие закону, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора (постановление ФАС Поволжского округа от 12 июля 2011 г. N Ф06-5431/11 по делу N А57-10025/2010). Если противоречие устава общества закону будет выявлено в результате проверки соответствующим органом и общество в срок, установленный в соответствующем предписании, не внесет соответствующие изменения в устав, оно может быть привлечено к административной ответственности (постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф09-162/12 по делу N А76-8995/2011).

Внесены изменения в закон об акционерных обществах

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение критериев, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определённым уставом общества.

Кроме того, Федеральным законом закрепляются положения о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, об организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в публичных акционерных обществах.

Также устанавливается, что ревизионная комиссия создаётся в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда её создание предусмотрено уставом этого общества. Если в обществе ревизионная комиссия не создаётся, то в нём должен быть организован внутренний аудит.

Федеральным законом также устанавливается возможность участия совета директоров (наблюдательного совета) в формировании органов управления акционерного общества, в том числе возможность передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров без возникновения у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций.

Внесен ряд поправок в Федеральный закон «Об акционерных обществах»

Июль 2016 г. ознаменовался одновременным принятием нескольких федеральных законов, вносящих существенные изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – «ФЗ об АО»), а также в Федеральный закон «О обществах с ограниченной ответственностью» (далее – «ФЗ об ООО»), а именно:

  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (далее — «343-ФЗ»);
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее — «339-ФЗ»);
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — «338-ФЗ»).

1. Изменения в регулировании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность 1

343-ФЗ предлагает акционерам (участникам) общества большую свободу усмотрения в регулировании общей хозяйственной деятельности общества.

В частности, 343-ФЗ уточняет критерии крупных сделок (без изменения стоимостных показателей) и правила их одобрения и оспаривания.

Например, правила о согласии на совершение крупных сделок распространяются на сделки, выходящие за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом связанные или с арендой, или с предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Исключен ряд сделок из перечня подлежащих одобрению. Например, сделки по переходу прав на имущество в процессе реорганизации общества; приобретению акций и эмиссионных ценных бумаг; сделки, заключенные на открытых торгах; сделки, заключенные на тех же условиях, что и предварительный договор.

Несмотря на то, что 343-ФЗ исключает возможность распространения уставом общества режима крупных сделок на иные сделки, вводится норма, в соответствии с которой уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общего собрания акционеров (участников) или наблюдательного совета (совета директоров) на совершение каких-либо сделок, перечисленных в уставе.

Таким образом, 343-ФЗ отменяет обязательное одобрение сделок в силу прямого указания закона, вместе с тем, передавая этот вопрос на усмотрение общества.
Для квалификации сделок с заинтересованностью теперь не будет использоваться понятие «аффилированности». Квалифицирующим критерием будет выступать категория «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)», то есть:

  • лица, выступающие в качестве стороны, выгодоприобретателя, посредника или представителя в сделке, входящие в состав органов общества (единоличный исполнительный орган, члены коллегиальных органов);
  • акционер (участник), который самостоятельно или совместно с родственниками является контролирующим лицом общества;
  • родственники указанных лиц;
  • подконтрольные им организации.

Меняется организационный порядок согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вместо получения одобрения на совершение крупной сделки теперь предусматривается принятие решения о согласии на совершение крупной сделки.

Решение о согласии на совершение крупной сделки предусматривает возможность указания:

  • минимальных и максимальных параметров условий либо порядка их определения;
  • согласия на совершение ряда однотипных сделок;
  • согласия на альтернативные варианты основных условий сделки;
  • согласия на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  • срока, в течение которого будет действительно такое решение (при его отсутствии, будет считаться, что решение действительно в течение одного года с даты его принятия).

Что касается сделок с заинтересованностью, то такие сделки более не потребует обязательного предварительного согласия на их совершение. 343-ФЗ делает акцент на обязательном извещении о сделках с заинтересованностью.

Извещение должно содержать:

  • наименование стороны, выгодоприобретателя по сделке;
  • цену;
  • предмет сделки;
  • существенные условия сделки или порядок их определения;
  • наименование лиц, имеющих заинтересованность в совершении сделки;
  • основания заинтересованности в совершении сделки.

Извещение должно быть направлено в срок не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки с заинтересованностью, если иной порядок не установлен уставом общества.

Акционерное общество обязано извещать о сделке с заинтересованностью:

  • членов совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • членов коллегиального исполнительного органа общества;
  • в некоторых случаях акционеров.

На обществе с ограниченной ответственностью лежит обязанность извещать:

  • всех незаинтересованных участников общества;
  • незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета).

Процедура извещения является общей как для акционерных обществ, так и для обществ с ограниченной ответственностью и предполагает порядок, предусмотренный для сообщения акционерам (участникам_ общества) о проведении общего собрания акционеров (участников) общества.

343-ФЗ не предусматривает специальных последствий в случае несоблюдения обязательного извещения о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность.

Такие последствия могут быть прописаны в уставе общества в случае, если общество предусмотрело иной, чем в законе, порядок извещения о сделке с заинтересованностью.

В случае, если порядок извещения аналогичен порядку сообщения о проведении общего собрания акционеров (участников), то, несоблюдение порядка извещения о сделке с заинтересованностью может быть признано нарушением, влекущим признание такой сделки недействительной в силу ее оспоримости.

Согласие на совершение сделок с заинтересованностью теперь потребуется, если единоличный исполнительный орган или член совета директоров, коллегиального исполнительного органа или акционер (участник), обладающий не менее 1 % голосующих акций (долей) общества, заявят о такой необходимости. В тоже время 343-ФЗ не устанавливает четкой процедуры заявления требований о получении согласия на сделку для обществ с ограниченной ответственностью, а для акционерных обществ 343-ФЗ ограничивается только ссылкой на порядок созыва внеочередного собрания, не прописывая детали процедуры заявления требования о получении согласия на совершение сделок с заинтересованностью.

Отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью само по себе не будет основанием для признания ее недействительной.

Таким образом, нововведения, касающиеся порядка согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью:

  • призваны сузить круг сделок, требующих корпоративного согласования,
  • отражают уже сложившуюся судебную практику, и
  • идут в общем русле последних поправок в Гражданский кодекс РФ, направленных на то, чтобы сделка «продолжала жить», т.е. на минимизацию возможностей оспаривания сделки по формальным основаниям.

Правила о признании крупной сделки недействительной приведены в соответствие со ст. 173.1. Гражданского кодекса Российской Федерации. Сделка считается таковой, если совершена без надлежащего согласия на ее совершение и/или если доказано, что контрагент знал или заведомо должен был знать об этом.

В случае инициирования судебного процесса по признанию сделки с заинтересованностью недействительной, необходимо будет доказать, что сделка совершена в ущерб интересам общества и что другая сторона знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и/или об отсутствии согласия на ее совершение.

Для предъявления требования об оспаривании как крупных сделок, так и сделок с заинтересованностью вводится порог в виде минимального количества акций (размера долей в уставном капитале) в 1%.

Введение указанного порога означает, что со вступлением в силу рассмотренных выше изменений, правом на оспаривание сделки будет обладать не любой акционер (участник). Миноритарные акционеры (участники), не обладающие установленным законом количеством акций (долей), должны будут объединиться с другими акционерами (участниками) для того, чтобы собрать необходимый минимум.

2. Безвозмездный вклад в имущество, который не увеличивает уставный капитал общества.

339-ФЗ вводит возможность для участников акционерных обществ в любое время вносить в имущество общества безвозмездный вклад в денежной или иной форме (далее – «вклад»), который не увеличивает уставный капитал общества и не изменяет номинальную стоимость акций. При этом вносимое в качестве вклада имущество должно относиться к видам имущества, предусмотренным п. 1 ст. 66.1. Гражданского кодекса РФ, а именно денежные средства, вещи (включая ценные бумаги), доли (акции) в уставным капиталах других обществ и товариществ, облигации, исключительные и иные интеллектуальные права.

Вклады в имущество непубличного общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом или решением общего собрания акционеров.

Внесение вклада осуществляется на основании договора с обществом в целях финансирования и поддержания его деятельности. Договор, на основании которого акционером вносится вклад, должен быть предварительно одобрен решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев внесения вкладов в имущество общества на основании решения общего собрания акционеров непубличного акционерного общества (если такая возможность предусмотрена в уставе непубличного общества).

Кроме того, уставом непубличного общества также могут быть предусмотрены ограничения, связанные со внесением вкладов, определены категории акционеров, на которых возможно возложить обязанность по внесению вкладов в имущество, уточнены порядок, основания и условия внесения вкладов.

3. Срок преимущественного права приобретения акционерами общества акций дополнительного выпуска путем открытой подписки и процедура принудительного выкупа акций.

338-ФЗ внес изменения в порядок осуществления преимущественного права при приобретении акционерами общества акций дополнительного выпуска путем открытой подписки. 338-ФЗ сократил срок возможности воспользоваться в указанном случае преимущественным правом до 12 рабочих дней с момента раскрытия информации.

До 1 января 2017 года это положение будет применяться только в отношении акционерных обществ, которые:

1) являются кредитными организациями; или
2) владельцем более 50% обыкновенных акций которых является Российская Федерация.

После 1 января 2017 года это положение будет применяться в отношении всех акционерных обществ.

338-ФЗ также упрощает процедуру принудительного выкупа акций акционером, который вместе со своими аффилированными лицами, в результате реорганизации общества в форме присоединения или слияния становится владельцем 95% и более процентов акций реорганизованного общества.

Такой акционер вправе в течение 5 лет направить добровольное предложение о приобретении оставшихся акций.

В случае если в рамках добровольного предложения акционер выкупил не менее 50% оставшихся акций, такой акционер вправе в течение 6 месяцев с истечения срока принятия добровольного предложения направить требование о принудительном выкупе всех оставшихся акций по цене не ниже указанной в рамках добровольного предложения.

Поправки согласно 339-ФЗ действуют с 04 июля 2016 г., в то время как новеллы, вводимые 343-ФЗ вступят в силу с 01 января 2017 г.

Положения 338-ФЗ вступили в силу, за единственным исключением: 12-дневный срок действия преимущественного права будет применяться ко всем компаниям начиная с 01 января 2017 г.

1 343-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

«Налоговый вестник», N 1, 2002

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее Закон — N 120-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ), большинство из которых вступило в силу с 1 января 2002 г.
Прежняя редакция Закона N 208-ФЗ давно требовала внесения больших изменений. О несовершенстве Закона свидетельствует обширная арбитражная практика, сложившаяся в процессе его применения. Внесения изменений давно ожидали как судебные инстанции, юристы — практики, так непосредственно пользователи Закона N 208-ФЗ — акционерные общества.
Характер изменений, внесенных в Закон N 208-ФЗ, различен: одни изменения имеют редакционный характер и устраняют существовавшую ранее неоднозначность трактования некоторых законодательных норм (так, например, если ранее Закон N 208-ФЗ не давал точного ответа о возможности совета директоров в определенных случаях самостоятельно формировать повестку дня, то теперь такая возможность прямо предусмотрена), другие вводят новые положения (так, например, новая редакция Закона отдельно регулирует вопросы акционерных обществ с одним акционером, а также обществ, в отношении которых действует специальное право государства — «золотая акция»).
Целью данной работы является освещение основных, наиболее значимых изменений Закона N 208-ФЗ, рассматриваемых во взаимосвязи с ранее действовавшими положениями, а также со сложившейся практикой.
1. Внесены изменения в п.5 ст.1 Закона N 208-ФЗ, в соответствии с которыми видоизменены критерии распространения норм этого Закона на акционерные общества (далее — АО), созданные в процессе приватизации, либо в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в управлении такими обществами («золотая акция»). В соответствии с Законом N 208-ФЗ правовое положение указанных обществ определяется федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий (а не любыми правовыми актами Российской Федерации, как это было предусмотрено Законом N 208-ФЗ) в случае, если более 25% акций закреплено в государственной или муниципальной собственности.
При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.
В действующем в настоящее время Федеральном законе «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» предусмотрены вопросы, регулирования которых отнесено к другим федеральным законам. При этом установлено правило, согласно которому нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по указанным вопросам действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Это означает, что помимо закона о приватизации при определении правового положения могут быть приняты во внимание нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
2. Пункт 2 Закона N 120-ФЗ установил ряд новых правил. Так, закреплено право отчуждать акции без согласия других акционеров и общества за всеми акционерами, а не только за акционерами ОАО. Кроме того, согласно новой редакции п.3 ст.7 Закона N 208-ФЗ подробно регламентируется применение преимущественного права акционеров ЗАО на приобретение акций.
В новой редакции Закона N 208-ФЗ не воспроизводится правило, установленное Пленумом ВАС РФ, касающееся возможности дарения акции без соблюдения процедуры преимущественного права.
Далее, сфера действия Закона N 208-ФЗ распространена и на общества с одним акционером. Особенности функционирования обществ с одним акционером установлены в ст.9, п.3 ст.47, п.7 ст.79, п.2 ст.81 Закона N 208-ФЗ.
Кроме того, п.2 Закона N 120-ФЗ установил важное правило касательно правоспособности АО: до оплаты 50% акций, распределенных среди учредителей общества, АО не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
Законом N 120-ФЗ уточнено понятие «места нахождения общества», в соответствии с которым данным местом может быть место государственной регистрации, место постоянного нахождения органов управления либо основное место деятельности.
3. Из ст.8 Закона N 208-ФЗ исключен такой способ создания общества, как его реорганизация в форме присоединения. Действительно, при такой реорганизации новое общество не создается, происходит лишь ликвидация присоединяемого общества.
Далее, учреждение обществ с участием иностранных инвесторов согласно новой редакции Закона должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», а не с законами об иностранных инвестициях, как это было предусмотрено ранее. Этими законами могут быть установлены особенности создания таких обществ.
4. Сведения, которые должен содержать устав АО (ст.11), могут устанавливаться не только Федеральным законом «Об акционерных обществах», но и другими федеральными законами. Устав АО должен также содержать сведения о наличии у государства или муниципального образования в отношении АО «золотой акции».
Следует отметить, что согласно ст.2 Закона N 120-ФЗ учредительные документы акционерных обществ подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом не позднее 1 июля 2002 г. До осуществления указанных действий устав общества действует в части, не противоречащей Закону N 120-ФЗ.
Порядок внесения изменений в устав АО также претерпел изменения. Увеличен перечень случаев, когда изменения в устав вправе вносить иные органы, кроме общего собрания акционеров (далее — ОСА).
Так, например, изменения в устав, связанные с образованием филиалов, вносятся исключительно на основании решения совета директоров (далее — СД). Внесение изменений в устав АО о наличии в отношении общества «золотой акции» осуществляется на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.
Далее, в новой редакции этой статьи Закона N 208-ФЗ отсутствует обязанность принятия по некоторым вопросам о внесении изменений в устав решения квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров.
5. Статьей 15 новой редакции Закона N 208-ФЗ теперь законодательно закреплено, что формирование имущества, создаваемого в результате реорганизации общества, должно проходить только за счет имущества реорганизуемых обществ.
При реорганизации общества теперь необходимо не только уведомление кредиторов о реорганизации, но и опубликование в печати информации о реорганизации.
В соответствии с новой редакцией Закона N 208-ФЗ установлен единый для всех случаев реорганизации 30-дневный срок, в течение которого кредиторы вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств реорганизуемого общества по договору с ними. Данный срок начинает течь с момента получения кредиторами письменного уведомления либо с момента опубликования в печати информации о реорганизации общества.
6. Конвертация акций реорганизуемых обществ согласно новой редакции Закона N 208-ФЗ возможна только в акции создаваемого общества. При этом акции ликвидируемых обществ погашаются.
При разделении, выделении обществ ОСА должно утвердить, в частности, разделительный баланс.
При разделении либо выделении АО акционеры, голосовавшие против реорганизации либо не голосовавшие по данному вопросу, должны получить акции каждого общества, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.
Новая редакция Закона N 208-ФЗ установила возможность преобразования АО в новую организационно — правовую форму — некоммерческое партнерство.
7. В ст.25 новой редакции Закона N 208-ФЗ введено понятие дробной акции, имеющей тот же объем прав, что и целая акция, а также перечислены случаи образования дробной акции. При этом Закон не допускает возникновения дробной акции по иным основаниям.
Данная новелла устраняет имевшиеся в Законе N 208-ФЗ возможности для ущемления прав акционеров, которые активно использовались на практике. Например, по ранее действующему законодательству при консолидации акций акционер мог лишиться какой-либо части своих акций, поскольку остающиеся после консолидации дробные части акции подлежали выкупу обществом.
В уставе АО в составе сведений о размещенных, а также об объявленных акциях общества необходимо также указывать перечень прав, предоставляемых данными акциями. Если подобная информация в отношении объявленных акций в уставе отсутствует, то АО не вправе размещать дополнительные акции.
К размещенным акциям общества относятся согласно новой редакции Закона N 208-ФЗ также приобретенные и выкупленные обществом акции и акции АО, право собственности на которые перешло к обществу в соответствии со ст.34 Закона N 208-ФЗ (в случае неоплаты акции при ее размещении).
Новой редакцией Закона N 208-ФЗ закреплено важное правило: теперь АО не вправе принимать решения об изменении (ограничении или расширении) прав, предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы размещенные обществом ценные бумаги, даже при наличии согласия владельцев этих ценных бумаг.
8. Принятие решения об увеличении уставного капитала АО путем увеличения номинальной стоимости акций теперь возможно только по решению ОСА.
Принятие решения об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций может быть принято ОСА или СД (если ему уставом предоставлены такие полномочия). Во втором случае решение должно быть принято единогласно.
Согласно новой редакции ст.28 Закона N 208-ФЗ увеличивается число вопросов, которые должны быть решены при принятии решения об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций.
Данная статья законодательно закрепляет правило, согласно которому сумма увеличения уставного капитала АО за счет имущества общества не должна превышать разницу между чистыми активами общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
Указанное правило направлено на избежание ситуации, предусмотренной п.4 ст.99 ГК РФ (при которой стоимость чистых активов общества становится меньше уставного капитала), что может повлечь за собой негативные последствия для АО. Новой редакцией Закона N 208-ФЗ вводятся дополнительные гарантии для кредиторов общества, увеличивая разницу между чистыми активами и уставным капиталом общества еще и на величину резервного фонда общества. При этом новые акции распространяются среди акционеров общества пропорционально количеству принадлежащих им акций общества.
9. Минимальный размер уставного капитала общества в случаях, когда АО обязано уменьшить свой уставный капитал, теперь определяется на дату государственной регистрации общества.
В течение 30 дней со дня принятия решения об уменьшении уставного капитала АО обязано уведомить об этом решении кредиторов и опубликовать данную информацию в печати. При этом государственная регистрация таких изменений в уставе АО возможна только при наличии доказательств уведомления кредиторов.
10. Согласно п.3 ст.31 новой редакции Закона N 208-ФЗ конвертация обыкновенных акций в привилегированные, а также в иные ценные бумаги не допускается.
Возможность предоставления права голоса владельцам привилегированных акций теперь может быть предоставлена только Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Порядок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, размер которых определен уставом, должен быть также установлен в уставе АО.
При этом в новой редакции Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что срок выплаты дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям должен быть установлен уставом. В противном случае данные акции кумулятивными не являются.
В новой редакции Закона N 208-ФЗ более подробно регламентирован порядок конвертации привилегированных акций общества в иные акции общества (обыкновенные и привилегированные). При этом законодательно закреплен запрет конвертации привилегированных акций в иные, помимо акций, ценные бумаги.
Решение об ограничении прав по привилегированным акциям вступают в силу, если за него проголосовало не менее трех четвертей голосов акционеров, права которых не ограничиваются, а также не менее трех четвертей голосов акционеров, права которых будут ограничены при принятии соответствующего решения (если уставом АО не предусмотрено большее число голосов акционеров).
Акционеры — владельцы привилегированных акций в случае принятия решения о невыплате или неполной выплате им дивидендов приобретают по своим акциям право голоса независимо от причин такого решения.

(Продолжение см. «Налоговый вестник», N 2, 2002)

Подписано в печать Л.В.Дроздова
14.12.2001 Юрисконсульт

аудиторской и консалтинговой
фирмы «Топ — Аудит»
А.А.Деменков
Юрисконсульт

Масштабные изменения в законе об акционерных обществах

Что произошло?

Закон вступил в силу 19 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В чём суть нового закона?

Для чего внесены поправки?

В какой срок теперь нужно сообщить об общем собрании акционеров?

Что изменилось в порядке проведения общего собрания акционеров?

— предоставляются проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению собранием;

— заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в её состав предоставляются, только если наличие комиссии обязательно по уставу общества;

— участникам общего собрания публичного акционерного общества нужно будет представить заключение внутреннего аудита. Норма об обязательности такого аудита заработает с 1 июля 2020 года.

Кроме того, в перечень вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на годовом собрании акционеров, включён вопрос о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчётного года.

Как обновлены правила деятельности ревизоров?

Отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. В публичных АО ревизионная комиссия теперь обязательна только в том случае, если её наличие предусмотрено уставом. Уставом же непубличного АО можно предусмотреть отсутствие ревизионной комиссии либо её создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества. Аналогичное положение было включено в ГК РФ еще в сентябре 2014 года. Указанные положения можно внести в устав непубличного АО по единогласному решению всех акционеров на общем собрании.

Коснулись ли поправки сделок с заинтересованностью?

Аналогичные параметры (сумма сделки, цена или балансовая стоимость имущества) установлены для сделок с заинтересованностью, которые должно одобрить общее собрание большинством голосов всех незаинтересованных акционеров — владельцев голосующих акций.

При этом введено новое правило, согласно которому общее собрание акционеров считается правомочным независимо от числа принимающих в нём участие незаинтересованных акционеров.

Какие изменения предусмотрены для владельцев привилегированных акций?

Кроме того, акционерам — владельцам привилегированных акций определённого типа предоставлено право голоса на общем собрании при внесении в устав АО положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определённого уставом размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по таким акциям.

Что изменилось для совета директоров (наблюдательного совета)?

Установлено положение о том, что годовой отчёт общества, уставом которого вопрос о его утверждении отнесён к компетенции совета директоров, подлежит утверждению советом директоров не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. Ранее срок законом не оговаривался.

Совету директоров предоставлено право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Уточняется компетенция совета директоров в части определения размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.

Как будет контролироваться деятельность АО?

Для непубличных АО в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.

Еще по теме:

  • 208 ч 4 коап рф кто рассматривает Комментарии к СТ 14.36 КоАП РФ Статья 14.36 КоАП РФ. Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем Комментарий к статье 14.36 КоАП РФ: 1. […]
  • Государственная дума декларации о доходах Сведения о доходах и имуществе кандидатов Примечание В соответствии с приложением к Федеральному закону от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидаты в […]
  • Ст 153 жилищного кодекса рф с комментариями Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Текущая редакция ст. 153 ЖК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за […]
  • 111 закон пенсионного фонда Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N […]
  • Статья 29 часть 4 жилищного кодекса Статья 29 часть 4 жилищного кодекса Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Статья 219 нк рф социальные налоговые вычеты с комментариями Социальные налоговые вычеты. Новый порядок предоставления с 2016 г. Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit C 1 января 2016 г. физические лица смогут реализовать свое право на получение социальных вычетов у […]
  • Приговор по ст 1712 ч 3 ук рф Приговор ст1712 ч Ук рф 16 мая 2017 года в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области поступило обращение родственников Елфимова В. 1995 года рождения, содержащее информацию о причинении […]
  • Статья 13 261-фз от 231109 об энергосбережении Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон […]