Внесение изменений в бух учет

Бухучет и отчетность привели в соответствие со стандартами ЕС

Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (относительно усовершенствования некоторых положений)».

За принятие во втором чтении этого документа проголосовали 253 депутата.

Документ предусматривает приведение норм Закона о бухучете в соответствие с законодательством Европейского Союза, в частности с положениями Директивы ЕС № 2013/34/ЕС, и усовершенствование порядка применения МСФО.

Так, согласно документа вносятся следующие изменения:

  • новые термины, в частности «расходы», «доходы», «отчетный период», «отчет о платежах в пользу государства» в части субъектов, предоставляющих этот отчет, «отчет об управлении», «собственный капитал», «таксономия финансовой отчетности» и «предприятия, представляющие общественный интерес», «чистый доход от реализации продукции», а другие сроки — использовать в значениях, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и международными стандартами финансовой отчетности, введенными в действие в соответствии с законодательством, в зависимости от того, какие из приведенных стандартов применяются предприятием;
  • определено, что незначительные недостатки, выявленные в первичных документах, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции;
  • установлено для целей бухгалтерского учета критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним и крупными предприятиями согласно положениям Директивы ЕС № 2013/34/ЕС;
  • установлено, что предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, составляют финансовую отчетность по МСФО;
  • действие документа распространено на операции по выполнению бюджетов и составлению финансовой отчетности о выполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства;
  • уточнен период составления промежуточной финансовой отчетности с целью обеспечения однозначности в определении периода, по которому она составляется;
  • позволено не составлять консолидированную финансовою отчетность малым группам, соответствующим критериям, предусмотренным этим законом;
  • усовершенствован порядок представления и обнародования финансовой отчетности, предусмотрев ее представление предприятиями, применяющими МСФО, в едином электронном формате, а также обязав предприятия предоставлять копии финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации»;
  • микро- и малые предприятия освобождены от представления отчета об управлении. Для средних предприятий предусмотрено, что это не будет отражаться в отчете об управлении так называемой нефинансовой информации.

С 2018 года заработают изменения в Закон о бухучете и финотчетности

Подписанный Президентом Украины Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017 г. № 2164-VIII вступает в силу с 1 января 2018 года, за исключением отдельных норм об обнародовании финотчетности, которые вступают в силу с 1 января 2019 года.

Среди законодательных новаций, в частности:

1. Предусматривается представление:

отчета о платежах в пользу государства. Это документ, содержащий детализированную информацию о налогах, сборах и прочих платежах предприятий, подлежащих уплате в пользу государства в соответствии с законом, который подается предприятиями, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес;

отчета об управлении. Это документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенности его деятельности

2. Появится понятие «предприятия, представляющие общественный интерес», к которым будут относиться предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, в соответствии с Законом о бухучете относящиеся к крупным предприятиям.

3. Появится понятие «таксономия финансовой отчетности» — состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Таксономия финансовой отчетности утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность по международным стандартам составляются на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам.

4. Вводятся критерии для разделения предприятий на микропредприятия, малые, средние или крупные.

5. По требованию пользователей финансовая отчетность может быть дополнительно перечислена в иностранную валюту.

6. В случае если бухгалтерский учет предприятия ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, финансовую отчетность подписывают руководитель предприятия или уполномоченное лицо, а также руководитель предприятия, осуществляющего деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, либо уполномоченное им лицо.

Восемь важных изменений в законодательстве на 2018 год

«Минфин» подготовил обзор самых важных новшеств законодательства, которые ожидают нас уже в первые дни нового года.

Госбюджет-2018

Размер минимальной заработной платы в 2018 году увеличен и составит с 1 января 3723 грн. Соответственно, изменятся все производные показатели, к которым относятся: размер финансовых санкций за нарушение трудового законодательства, порог индексации зарплаты, минимальный размер ЕСВ, возмещение утраченного заработка, оплата свободных от работы дней при обучении, выходное пособие и прочее.

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц составит:

  • с 1 января – 1762 грн;
  • с 1 июля – 1841 грн;
  • с 1 декабря – 1921 грн.

Налоговые изменения

Изменения внесенные в Налоговый кодекс, в частности, предусматривают:

  1. постепенное повышение ставок акцизного налога на табачные изделия, а именно в 2018 году – на 29,7 %;
  2. повышение ставок экологического налога на 11,2 % и рентной платы (кроме добычи полезных ископаемых) – на 16,8 %;
  3. вводится 24-месячная отсрочка на уплату НДС при импорте некоторых категорий оборудования; без уплаты пошлины можно будет получить не более трех посылок стоимостью по 150 евро;
  4. беспошлинный ввоз товаров через аэропорты на 1000 евро, при въезде через другие пункты пропуска ограничение – 500 евро и 50 кг веса;
  5. на 5 лет освобождаются от НДС и акциза операции по импорту электромобилей; для фармацевтической отрасли расширили сферу применения ставки НДС в 7 %, в том числе на импорт и продажу медизделий;
  6. для IT-бизнеса расширили льготу по НДС на поставку программной продукции; возврат к тестовому режиму механизма приостановления регистрации налоговых накладных и прочее.

Максимальная база начисления ЕСВ

Максимальная величина базы начисления ЕСВ увеличена с 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц до 15 размеров минимальной заработной платы.

Нововведения внесены Законом № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

Представление финотчетности

Вводится обязательное применение МСФО для крупных предприятий и сокращается отчетность для малого бизнеса.

Кроме того, предусмотрено представление отчета о платежах в пользу государства и отчета об управлении; вводятся критерии для разделения предприятий на микропредприятия, малые, средние или крупные; по требованию пользователей финансовая отчетность может быть дополнительно переведена в иностранную валюту и прочее.

Соответствующие изменения предусмотрены Законом № 2164-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений».

Новый закон для аудиторов

Новый Закон «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (законопроект № 6016-д) выдвигает новые, более жесткие требования к осуществлению аудиторской деятельности, в особенности при осуществлении аудита финансовой отчетности предприятий, представляющих публичный интерес.

Обновлена форма декларации о доходах

C 2018 года начнет действовать новая форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

Изменения в правилах дорожного движения

С 1 января 2018 года уменьшена максимально разрешенная скорость в населенных пунктах с 60 до 50 км/час. Изменения предусмотрены постановлением Кабмина от 10 ноября 2017 года № 883.

Банковская тайна

Национальный банк усовершенствовал порядок раскрытия банками информации, содержащей банковскую тайну. Финучреждениям необходимо учитывать новые правила передачи сведений НАБУ и частным исполнителям, а также процедуру раскрытия информации в электронном виде. Соответствующие изменения предусмотрены постановлением НБУ от 4 декабря 2017 года № 124.

Внесение изменений в бухгалтерский учет по корректировке бюджетных ассигнований и лимитов

Вопрос-ответ по теме

Решением городской Думы 30 ноября 2017 года утвержден бюджет муниципального образования на 2018-2019 года. До казенного учреждения (получателя бюджетных средств) доведены бюджетные ассигнования и лимиты на 2018 — 2020 года 11 декабря 2017 года. Нужно ли вносить изменения в бухгалтерский учет по корректировке бюджетных ассигнований и лимитов 2018 и 2019 годов доведенных по предыдущему решению Думы о бюджете на 2017 — 2019 годов?

Да, нужно внести изменения.

Счета санкционирования предназначены для ведения учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. Следовательно, факт доведения ассигнования, ЛБО на 2018 и плановый период 2019, 2020 годы должен быть отражен в учете учреждения декабрем 2017 на 500-ых счетах с признаком 20, 30.
При завершении текущего финансового года показатели по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, следует перенести на аналитические счета санкционирования бюджета:

– показатели первого года, следующего за текущим, следует перенести на счета санкционирования текущего финансового года;

– показатели второго года, следующего за текущим, следует перенести на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;

– показатели второго года, следующего за очередным, следует перенести на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Как учесть санкционирование расходов у получателей бюджетных средств

Как перенести обязательства в начале года

В конце года не переносите остатки текущего года на следующий по аналитическим счетам санкционирования:

 бюджетных ассигнований (503.10);

 исполненных денежных обязательств (502.12).

Остатки по обязательствам (502.00), кроме исполненных денежных, перерегистрируйте в следующем году.

Остатки и обороты по аналитическим счетам санкционирования расходов за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, которые сформированы в отчетном году, перенесите:

 показатели очередного года – на счета санкционирования текущего финансового года;

 показатели второго года, следующего за текущим, – на счета санкционирования очередного года;

 показатели третьего года, следующего за текущим, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей сделайте в первый рабочий день текущего года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Такой порядок установлен в пункте 312 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н.

Как доводят ЛБО

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) до получателя бюджетных средств доводит ГРБС (РБС), в ведении которого он находится (ст. 6, подп. 2, 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).

На федеральном уровне объемы ЛБО доводят до получателей расходным расписанием (ф. 0531722) (п. 3.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2008 № 104н).

Документ, которым ЛБО доводят на региональном (местном) уровне, утверждают региональными или местными нормативно-правовыми актами (ст. 219, 219.2 Бюджетного кодекса РФ).

Как отразить в бухучете ПБС доведенные лимиты бюджетных обязательств

Доведенные ЛБО отражайте на счетах бухучета в разрезе кодов бюджетной классификации (их составным частям) (п. 134 Инструкции № 162н, п. 317 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Аналитический учет ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).

Суммы ЛБО, которые получены от ГРБС (РБС), и их перенос на очередные годы отразите в учете проводками:

Изменения в учетной политике: когда происходят и как влияют на бухучет

Последние поступления

В деятельности субъектов хозяйствования постоянно происходят какие-то изменения, касающиеся либо нововведений в законодательстве, либо экономической ситуации в стране. К тому же изменения могут происходить и внутри предприятия. К внутренним изменениям можно включить расширение или свертывание производства, изменение вида деятельности и пр. Все эти события — как внутренние, так и внешние — влияют и на учетную политику предприятия, а в отдельных случаях вызывают потребность в ее изменении. Итак, сейчас речь пойдет об изменениях учетной политики.

Один из принципов бухучета — «последовательность» — предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики . Соблюдение данного принципа — это предпосылка сопоставимости, которая в соответствии с п.п. 4, 5 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» является качественной характеристикой финансовой отчетности, предоставляющей возможность пользователям сравнивать:

  • финансовые отчеты предприятия за разные периоды;
  • финансовые отчеты разных предприятий.

В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете), п. 6 р. ІІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и п. 3.1 р. ІІІ Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методрекомендации № 635).

Поэтому, чтобы не нарушить возможность сопоставимости финотчетности, ст. 4 Закона о бухучете и п. 6 р. ІІІ НП(С)БУ 1 настаивают на том, чтобы изменение учетной политики было обосновано и раскрыто в финансовой отчетности.

Случаи изменения учетной политики

Как предусмотрено Законом о бухучете (ст. 4), изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными стандартами. Эти случаи определены в п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», а также в п. 3.3 р. ІІІ Методрекомендаций № 635. Так, учетная политика может изменяться в случаях, если:

  • изменяются на предприятии уставные требования;
  • изменяются требования органа, осуществляющего госрегулирование методологии бухучета и финотчетности (то есть вносятся изменения в П(С)БУ);
  • изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финотчетности.

Международные стандарты также определяют случаи, когда субъект хозяйствования может изменить учетную политику. Согласно § 14 МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», субъект хозяйствования должен изменить учетную политику, только если изменение:

  • требуется МСФО;
  • приводит к тому, что финансовая отчетность предоставляет надежную и более уместную информацию о влиянии операций, других событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты деятельности или денежные потоки субъекта хозяйствования.

Как видим, изменения в учетной политике могут быть обязательными и добровольными. При этом чтобы осуществить последние, нужно будет их обосновать.

Заметим

Руководствуясь п. 10 П(С)БУ 6, не считается изменением учетной политики установление учетной политики для:

  • событий или операций, отличающихся по содержанию от предыдущих событий либо операций;
  • событий или операций, не происходивших ранее.

Аналогичная норма прописана также в § 16 МСФО 8.

На заметку

Поводом для внесения изменений в учетную политику в этот раз стал еще и Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017 г. № 2164-VIII (далее — Закон № 2164). Ведь он значительно расширил круг лиц, которые с 1 января 2018 года будут составлять и представлять финансовую отчетность по международным стандартам (подробнее — в материале «Изменения в Закон о бухучете: приближение к евротребованиям» газеты № 215/2017).

Такие предприятия обязали обеспечить и ведение бухучета в соответствии с учетной политикой по международным стандартам после представления первой финотчетности или консолидированной финотчетности по МСФО (пп. 4 п. 10 Закона № 2164). Следовательно, предприятия, которые перейдут на МСФО, должны будут переписать и свою учетную политику (изменить принципы оценки и методов учета статей отчетности).

Влияние изменений в учетной политике на бухучет

Изменения в учетной политике в бухучете могут отражаться:

  • перспективно — это значит, что пересчитывать показатели финансовых отчетов за предыдущие отчетные периоды не нужно. То есть учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики. Это действенно, только если невозможно ретроспективное применение изменений учетной политики. Об этом указано в п. 13 П(С)БУ 6;
  • ретроспективно — отражение изменений учетной политики относительно событий и операций должно осуществляться с момента их возникновения (п. 11 П(С)БУ 6). То есть применение новой учетной политики к событиям и операциям должно осуществляться таким образом, как если бы такая новая учетная политика применялась всегда, а не с момента его принятия.

Согласно п. 12 П(С)БУ 6, влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов при ретроспективном подходе отражается в отчетности путем:

  • корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;
  • повторного предоставления сравнительной информации относительно предыдущих отчетных периодов.

Таким образом обеспечивается совместимость (сопоставимость) данных финотчетности за текущий и прошлые отчетные периоды.

Когда же сумму корректировки нераспределенной прибыли прошлого отчетного периода достоверно определить невозможно, то учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики — осуществляется перспективное отражение изменения учетной политики (п. 13 П(С)БУ 6). В свою очередь, при таких обстоятельствах никаких корректировок показателей предыдущих периодов осуществлять не нужно.

К тому же если вы не вносите изменения в учетную политику, а только дополняете ее в связи с появлением новых событий или операций, то никаких корректировок финансовой отчетности за прошлые периоды осуществлять не нужно. Ведь согласно п. 10 П(С)БУ 6 дополнение не считается изменением учетной политики.

Что касается международных стандартов, то порядок отражения изменений в учетной политике определен в §§ 19–27 МСФО 8. Так, по международным стандартам изменения в учетной политике субъект хозяйствования должен учитывать следующим образом:

  • изменения в учетной политике, являющиеся следствием первого применения МСФО, необходимо отражать в соответствии с конкретными переходными положениями (если они есть в таком МСФО) (здесь необязательно применять ретроспективный подход);
  • изменения учетной политики после первого применения МСФО, не содержащих переходных положений, отражаются ретроспективно;
  • добровольные изменения в учетной политике отражаются ретроспективно.

Вместе с тем в §§ 23–27 МСФО 8 четко определено как действовать, когда ретроспективное применение изменений учетной политики невозможно, в частности:

  • если невозможно определить влияние на один или несколько предыдущих периодов, то субъект хозяйствования должен применять новую учетную политику на начало первого периода, относительно которого возможно ретроспективное применение. Это может быть и текущий период;
  • если в начале текущего периода невозможно определить кумулятивное воздействие применения новой учетной политики ко всем предыдущим периодам, то субъект хозяйствования должен корректировать сравнительную информацию и применять новую учетную политику перспективно с наиболее ранней возможной даты.

Следовательно, как в украинском законодательстве, так и в международном, существует немало возможностей для неприменения трудоемкого ретроспективного метода для отражения изменений учетной политики.

Кроме того, от лишних хлопот освобождает и тесная связь между учетной политикой и учетной оценкой. Если невозможно отличить изменение учетной политики и изменение учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (п. 14 П(С)БУ 6 и §35 МСФО 8). В то же время изменения в бухгалтерских оценках отражаются только перспективно — изменение применяется к операциям, другим событиям или условиям с даты изменения в оценке.

Внесение изменений в приказ об учетной политике

При наступлении случаев, предусмотренных п. 9 П(С)БУ 6, предприятие должно внести изменения в приказ об учетной политике. Согласно п. 3.4 Методрекомендаций № 635, сделать это можно одним из способов:

  • внести изменения в действующий (базисный) приказ об учетной политике;
  • изложить приказ об учетной политике в новой редакции, если изменения охватывают большую часть текста распорядительного документа или существенно влияют на его содержание.

Здесь также стоит обратить внимание на момент относительно сроков изменения учетной политики. На данный момент действующее законодательство по этому поводу не предусматривает никаких ограничений. Ни Закон о бухучете, ни П(С)БУ не устанавливают периодичности внесения изменений (дополнений) в приказ об учетной политике. Однако почему-то распространенным является мнение, что учетную политику можно изменять только с начала года.

На самом деле это не так. К примеру, в §15 МСФО 8 сказано:

«как правило, одинаковые учетные политики применяются в течение каждого периода и в промежуток времени от одного периода к другому, если изменение в учетной политике не соответствует критериям, изложенным в пункте 14».

Даже в Методрекомендациях № 635 говорится: «учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года».

То есть четкого руководства касательно изменения учетной политики с начала отчетного года нет. Это всего лишь рекомендация.

К тому же применение учетной политики должно осуществляться ретроспективно, то есть задним числом. Поэтому предполагаем, что дата изменения учетной политики не так уж и важна. Ведь ретроспективный подход предусматривает применение учетной политики с самого давнего периода. Таким образом, менять учетную политику можно в любой момент, а не только с 1 января нового отчетного финансового года.

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]
  • Часть первая статья 192 тк рф Статья 192 ТК РФ За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные […]
  • Договор купли продажи товара с ндс Типовой образец договора купли-продажи без НДС Составление договора – важная процедура, которая включает в себя много серьезных пунктов. Важно соблюсти все детали этого вопроса, чтобы стороны сделки смогли избежать дальнейших проблем. […]
  • Сколько сейчас алименты у безработного В Украине увеличился размер алиментов и прожиточного минимума Закон о госбюджете на 2018 годпредусматривает повышение прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц. С 1 июля он составляет 1777 грн, что на 77 грн больше, чем […]
  • Оплата труда в госслужбе Украинским чиновникам изменили структуру зарплаты Министр соцполитики объяснил, как новшества скажутся на суммах, которые получают госслужащие Кабинет министров Украины изменил структуру начисления зарплаты госслужащим. Теперь доля оклада […]
  • Формы и системы оплаты труда надбавки и доплаты Доплаты и надбавки Экономика предприятия Принципы организации производственного процесса Производственный цикл Маркетинг на фирме Уставный капитал Доплаты и надбавки При анализе организации заработной платы особое […]