Вк статья 65

Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 65. Особливості спеціального водокористування та користування водними об’єктами для потреб сільського і лісового господарства

Користування водами для потреб сільського і лісового господарства здійснюється у порядку як загального, так і спеціального водопользования.

Во время орошения земель сельскохозяйственного назначения водопользователи обязательства ‘ связанные осуществлять мероприятия по предупреждению подтопления, заболачивания, засоления и загрязнения этих земель. Качество воды, используемой для орошения земель сельскохозяйственного назначения, должна соответствовать установленным нормативам.

Орошение сельскохозяйственных угодий сточными водами может быть разрешено государственными областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере ветеринарной медицины.

Орошение сельскохозяйственных угодий и сбрасывание дренажных вод в водные ‘ объекты осуществляются на основании разрешения на специальное водопользование, который выдается владельцу орошаемых угодий в установленном этим Кодексом порядке.

Во время осушения земель сельскохозяйственного назначения должны осуществляться меры по предотвращению деградации и ветровой эрозии этих земель, а также ухудшение состояния водных ‘ объектов.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на орошаемые и осушаемые земли лесного фонда.

Комментарий

К части первой. Практическое значение этого положения исчерпывается, отсылкой к общему порядка осуществления общего или специального водопользования, предусмотренных ст. ст. 46 — 56 ВК.

К части второй. Орошение земель, в большинстве случаев, осуществляется с помощью мелиоративных систем. В этой ‘ связи с существенным влиянием мелиоративных систем на состояние земельных участков эта часть устанавливает общие требования по их эксплуатации. Эксплуатация мелиоративных сооружений осуществляется в соответствии с технической документацией на эти сооружения и системы. Именно требования, определенные в технической документации (проект строительства соответствующей системы или сооружения; регламент эксплуатации мелиоративной системы (сооружения)) конкретизируют требования ч. 2 ст. 65 ВК по предупреждению подтопления, заболачивания, засоления и в определенной степени и загрязнения земель.

В этой ‘ связи с таким значением проектной документации правовой механизм реализации положений ч. 2 ст. 65 ВК делится на две части: 1) обеспечение соблюдения требований ч. 2 ст. 65 ВК в процессе разработки проектной документации, 2) соблюдение указанных требований в процессе эксплуатации мелиоративных сооружений или систем.

Соблюдение требований ч. 2 ст. 65 ВК при составлении проекта строительства мелиоративной системы осуществляется с помощью комплексной государственной экспертизы. Необходимость ее проведения предусмотрено абз. 4 ч. 1 ст. 8, ст. 15 ЗУ » Об инвестиционной деятельности » от 18.09.91. Согласно ч. 3 ст. 31 ЗУ » О мелиорации земель » от 14.01.2000, предпроектная и проектно-сметная документация на строительство новых и реконструкцию существующих мелиоративных систем, отдельных об ‘ объектов инженерной инфраструктуры подлежит комплексной государственной экспертизе, которая проводится в порядке, который устанавливается КМ Украины.

Согласно абзаца 3 п. 7 Порядка утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утвержденного ПКМ Украины от 31.10.2007 N 1269, заключение государственной экологической экспертизы является составной частью заключения комплексной государственной экспертизы только при условии, когда об ‘ объект который проектируемого составляет повышенную экологическую опасность. Пунктом 15 Перечня видов деятельности и о ‘ объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержденного ПКМ Украины от 27.07.95 N 554, к видам деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность отнесено строительство гидроэнергетических и гидротехнических сооружений и мелиоративных систем. Реализация проекта строительства соответствующей гидротехнического сооружения без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается (ч. 3 ст. 39 ЗУ » О экологическую экспертизу «).

В процессе эксплуатации мелиоративного сооружения или системы запрещается использовать их вопреки проектной документации. Кроме того, органами Госводхоза утверждается регламент эксплуатации каждой мелиоративной системы или сооружения. Ее эксплуатация должна осуществляться в соответствии с этим регламентом (ч. 2 ст. 24 ЗУ » О мелиорации земель «).

Регламентом эксплуатации мелиоративной системы или сооружения предусматривается также проведение планово-поперджувальних ремонтов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о проведении планово-предупредительных ремонтов мелиоративных систем и сооружений, утвержденного приказом Госводхоза от 01.10.99 N 151, а также Методикой определения коррозионного состояния трубопроводов орошения и водоснабжения, утвержденная приказом Госводхоза от 11.02.2008 N 35. Соблюдение указанных нормативно-правовых актов также служит средством выполнения требований ч. 2 ст. 65 ВК, поскольку предотвращает подтопление или заболочению из-за нарушений в работе мелиоративных сооружений и систем.

Специальных нормативов, о которых идет речь в ч. 2 ст. 65 ВК, на сегодня нет. Вместе с тем, вода не должна содержать загрязняющих веществ в количествах, которые приводили к превышению нормативов ПДК в грунти118.

К части третьей. Относительно понятия сточных вод см.. ст. 1 ВК и комментарий к ней.

К части четвертой. Системное толкование положения этой части свидетельствует, о закреплении в ней двух самостоятельных разновидностей водопользования: 1) орошения сельскохозяйственных угодий и 2) сброса дренажных вод. Остановимся на их анализе подробнее.

Орошение сельскохозяйственных угодий является использованием вод для сельскохозяйственных нужд. Системное толкование комментируемой нормы вместе с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 ЗК позволяет утверждать, что для орошения сельскохозяйственных угодий необходимо получить разрешение на забор соответствующих объемов воды из водного об ‘ объекта. Именно это разрешение подразумевается в комментируемой норме.

В случае со сбросом дренажных вод следует получить разрешение на сброс загрязняющих веществ. Сброс дренажных вод является разновидностью сточных вод (ст. 1 ВК).

К части п ‘ пятой. Осушение земель является частью мелиорации земель (абзац 2 ст. 1 ЗУ » О мелиорации земель «). Осуществляется она с помощью мелиоративных сооружений и систем. Механизм выполнения требований, закрепленных ч. 5 ст. 65, изложены в комментарии к ч. 2 этой статьи.

К части шестой. Под термином » земли лесного фонда » следует понимать (с учетом редакции Лесного кодекса Украины от 21.01.94) земли лесного фонда.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

СТ 65 ВК РФ

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 65 ВК РФ

Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи 65 ВК РФ (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) .

Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2005.

Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2002.

См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).

В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

В части тринадцатой комментируемой статьи 65 Водного кодекса России устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.

При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур .

См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения .

Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (постатейный) (под ред. Е.А. Галиновской) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2007 (издание четвертое, переработанное и дополненное).

См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

Вк статья 65

1. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий.

2. При несоблюдении авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем указанных в пункте 1 настоящей статьи требований, за исключением случаев нарушения требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены следующие меры воздействия:

  • 1) лишение соответствующих разрешения, сертификата либо приостановление или ограничение действия этих документов;
  • 2) иные установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

3. В случае нарушения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.(Часть в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).(Часть в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
16.
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.(Часть дополнительно включена с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 65 ВК РФ

________________
* См.: Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006
2-3. Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием имеют свои особенности.

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются рубки главного пользования, в них разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (см. ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются теперь с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (там, где они есть). См. также комментарий к п.8 ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».

4-10. В тех регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (этому способствует и то, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы ВК РФ, Земельного кодекса РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но любых отводов земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

В развитие этих правил полезным является прямое указание закона на то, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. 13, 22, 41 и др. настоящего Кодекса, ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

В комментируемый ВК РФ перенесены нормы из соответствующего постановления Правительства РФ о водоохранных зонах 1996 г. При этом ширина водоохранных зон уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

11-14. Аналогично устанавливается ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается Служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

15-17. Установленный в настоящем Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем их режим, предусмотренный в постановлении Правительства РФ 1996 г.

18. При землеустройстве в соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур*.

________________
* См.: постановление Правительства РФ об утверждении Порядка проведения территориального землеустройства // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Проспект, 2006.

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя определение границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения (см. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»)*.

________________
* См.: Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / под ред. Е.А.Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

Согласно требованиям земельного законодательства РФ права на земельные участки в пределах охранных и санитарно-защитных зон могут быть ограничены путем установления особых условий использования указанных земельных участков. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда (п.1-3 ст. 56 Земельного кодекса РФ). Таким образом, земельное законодательство наделяет государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по изданию нормативно-правовых актов, ограничивающих права граждан и юридических лиц на земельные участки в пределах водоохранных зон.

Указанные ограничения сохраняются при переходе прав на земельные участки и подлежат государственной регистрации в силу п.5-6 ст. 56 Земельного кодекса РФ.

Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости (ст. 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В силу требований п.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года N 17.

Консультации и комментарии юристов по ст 65 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 65 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Еще по теме:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры без задатка Предварительный договор без задатка Профессиональная помощь юриста в составлении любых договоров. Стоимость 1000 рублей. Срок исполнения 30 минут. Доставка. Гарантия. Телефон: 89506408355 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР г. […]
  • Сколько метров положено чтобы встать на очередь В очередь на квартиру по новым правилам С 19 февраля 2010 года ставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будут по новым правилам, которые, по мнению чиновников, приведут к сокращению очередности, ведь количество нуждающихся […]
  • Внесение изменений в конституцию рф процедура Внесение изменений в конституцию рф процедура 8. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть […]
  • Встать на очередь на улучшение жилищных условий ярославль Программа молодая семья в Ярославле: условия, требования, документы Программа «Обеспечение жильем молодых семей» в Ярославле будет продлена до 2020 года. Ранее принятая программа должна была закончится в 2016 году. Принять участие в […]
  • Заявление на прописку ребенка от второго родителя Нужно ли разрешение от матери или отца, собственника на прописку ребенка? Без регистрации намного сложнее решать многие жизненные вопросы. Прописка ребенка сопровождается соблюдением ряда формальностей. У кого нужно получать добро на […]
  • Договор найма жилого помещения права и обязанности сторон uristinfo.net 4. Права и обязанности сторон договора найма специализированного жилого помещения 4.1. Статья 100 ЖК предусматривает, что к пользованию жилыми помещениями в общежитиях, в домах маневренного фонда, в домах системы […]
  • Лицевой счет ребенка в садике Оплата за детский сад Размер ежемесячной оплаты определен Постановленим администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2017 г № 1487 "Об установлении родительской платы за присмотр и уход за […]
  • Права граждан при поступлении на работу Права граждан с ОВЗ в области занятости После окончания обучения выпускники c ОВЗ сталкиваются с проблемами в поиске работы. При этом к отсутствию опыта работы и другим объективным факторам добавляются стереотипы и предубеждения, […]