Уголовный кодекс ответственность за разглашение государственной тайны

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены .
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

Ответственность за разглашение государственной тайны

Звоните! Проконсультируем бесплатно!

15.09.2015 Туганов Тимур
Вопрос национальной безопасности в любом государстве рассматривается в контексте обеспечения и защиты его информационной безопасности, а также национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информация как способ существования общества и возможность доступа к общественно значимой ее части обеспечивает возможность реального участия граждан в управлении делами государства и контроля над деятельностью органов власти и общественных организаций. С одной стороны, информация – это объект отношений людей, а с другой – это ресурс управления и принятия решений. Поэтому государства в качестве реальной угрозы своей безопасности и рассматривают потенциально возможную утечку защищаемой информации за границу. Современная история развития российского уголовного законодательства о защите государственной тайны от разглашения начинается с Уголовного уложения 1903 года, признававшего виновным того, кто опубликовал план, рисунок, документ, копию с них или сведения, которые заведомо долженствовали в видах безопасности России храниться в тайне от иностранного государства и которые вверены были виновному по службе, или если он получил их или ознакомился с ними по своему служебному положению, или если ему объявлено было воспрещение публиковать или сообщать оные (ч. 2 ст. 11). УК РСФСР 1922 года предусматривал ответственность за оглашение сведений, имеющих характер государственной тайны, при отсутствии контрреволюционных или корыстных целей и неосведомленности о возможных последствиях таковой деятельности (ч. 2 ст. 66). Специальная норма об ответственности военнослужащих за разглашение государственной и военной тайны была включена в ст. 25 Положения о воинских преступлениях 1927 года. УК РСФСР 1960 года установил ответственность за разглашение государственной тайны в ст. 75, помещенной в главу 1 «Государственные преступления», что свидетельствовало о высокой общественной опасности данного деяния. В УК РФ ст. 283 «Разглашение государственной тайны» с учетом возможности наступления весьма тяжких последствий включена в главу 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». По сравнению с УК РСФСР 1960 года норма практически не претерпела изменений. Государственная тайна как правовая категория раскрывается в ст. 2 Закона о государственной тайне. Указанный закон определяет понятие государственной тайны как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Общий перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 Закона о государственной тайне: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму. Непосредственным объектом разглашения государственной тайны являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну. Поскольку предмет преступления является обязательным признаком данного состава преступления, необходимо установить, действительно ли сведения, составляющие государственную тайну, отнесены к таковым. Объективная сторона разглашения государственной тайны включает в себя: − действие (бездействие) – разглашение соответствующих сведений; − последствие – сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц; − причинную связь между указанным действием (бездействием) и наступившими последствиями. Субъект разглашения государственной тайны – специальный, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому государственная тайна доверена или стала известна по службе или работе и которое имеет доступ к государственной тайне, оформленный в виде допуска. Лица, допущенные к ознакомлению с государственной тайной, инструктируются о правилах соблюдения секретности, предупреждаются об ответственности за разглашение государственной тайны и дают подписку о неразглашении. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с этими сведениями. Разглашение государственной тайны с субъективной стороны осуществляется только умышленно. При этом умысел может быть прямым либо косвенным. В ч. 2 ст. 283 УК РФ назван квалифицирующий признак преступления – разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Понятие «тяжкие последствия» — оценочная категория. Вопрос о тяжести последствий в каждом случае суд решает с учетом обстоятельств совершенного деяния: важности разглашаемых сведений, объема сведений, в какие руки они попали, как были использованы, какой ущерб причинен, какие силы и средства понадобились для нейтрализации ущерба (например, для передислокации режимного объекта, «замораживания» проводимых исследований). Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 283 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины. Лицо предвидит возможность наступления тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (неосторожность в виде легкомыслия) или не предвидит наступления тяжких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (неосторожность в виде небрежности). Отграничение разглашения государственной тайны от утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), осуществляется по следующим признакам: Во-первых, предметом состава преступления, предусмотренного ст. 284 УК РФ, являются только материальные субстанции. Предметом разглашения государственной тайны является сведения, составляющие государственную тайну. Во-вторых, преступление, предусмотренное ст. 284 УК РФ, считается оконченным только при причинении по неосторожности сразу двух взаимосвязанных последствий: утраты соответствующих документов или предметов, а также тяжких последствий. Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, не повлекшее этих последствий, законодателем общественно опасным не признано. В-третьих, максимальное наказание в виде лишения свободы в соответствии с ней – три года, в то время как по ч. 1 ст. 283 УК РФ – четыре года. Даже при отсутствии тяжких последствий разглашение государственной тайны по ч. 1 ст. 283 УК РФ наказывается строже, чем утрата документов по ст. 284 УК РФ. При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: Во-первых, субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны – любое лицо; Во-вторых, адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; В-третьих, государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб внешней безопасности России. Для отграничения разглашения государственной тайны от шпионажа следует помнить, что при шпионаже лицо собирает, похищает или хранит в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведения, составляющие государственную тайну, в то время как при разглашении государственной тайны лицо обладает такими сведениями в силу должностного или служебного положения. Также отграничить можно по такому признаку как характер и содержание умысла. Российским парламентариям стоит обратить внимание к опыту зарубежных государств в вопросе регулирования ответственности за разглашение государственной тайны. Особенно интересным представляется опыт армянских и белорусских законодателей. В целях совершенствования уголовного законодательства и преодоления ошибок в правоприменительной практике мы предлагаем диспозицию ч. 1 ст. 283 УК РФ изложить в следующей редакции: «Умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса».

ВАЖНО! Тексты публикаций являются объектами авторского права. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями копирования информации с сайта Юридической компании Pravis

Приглашаем авторов!

Уважаемые коллеги! Если у вас есть интересные статьи, публикации, комментарии законодательства, Вы можете их опубликовать на нашем сайте. Для этого необходимо направить материалы по адресу [email protected] с пометкой «Публикации на сайт». Указание авторства и соблюдение авторских прав гарантируется.

В целях повышения качества наших услуг просим вас принять участие в опросе. Заранее спасибо!

Статья 422. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения

1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены, наказывается лишением свободы на срок от двух до

2. Утрата документов или материалов, содержащих

сведения военного характера, составляющих государственную тайну, предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были

доверены, если утрата явилась результатом нарушения

установленных правил обращения с указанными документами, материалами или предметами, наказывается лишением свободы на срок от двух до

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия,886

наказывается лишением свободы на срок от пяти до

1. Военная присяга и военные уставы обязывают каждого военнослужащего хранить государственную или военную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную или военную тайну, может причинить крупный ущерб интересам безопасности государства, боевой

готовности Вооруженных Сил Украины.

Предметом преступления являются: 1) сведения военного характера, составляющие государственную тайну;

2) документы, содержащие сведения военного характера,

составляющие государственную тайну; 3) предметы (материалы), сведения, составляющие государственную тайну; 4) военные сведения, которые не подлежат оглашению,

но не составляющие государственной тайны.

Сведения военного характера, составляющие военную

тайну, могут одновременно быть и государственной тайной.

Государственная тайна — это понятие, включающее в

себя наиболее важные сведения военного, экономического,

политического и иного характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняющиеся государством (ст. 1 Закона -О государственной тайне- от

21 января 1994 г.).

2. Ответственность за разглашение сведений военного характера, которые составляют государственную тайну, а также за утрату документов, предметов и материалов,

содержащих эту тайну, предусмотрена ч.ч. 1 и 2 ст. 422.

В случае разглашения военнослужащим других сведений,

составляющих государственную тайну, ответственность наступает по ст.

Военную тайну могут составить сведения военного характера, являющиеся не государственной, а служебной тайной. Круг таких сведений определяют компетентные органы военного управления.

Передача военнослужащим иностранным организациям или их представителям сведений, хотя и не военного

характера, но являющихся служебной тайной, влечет ответственность по ст. 328 (при отсутствии признаков государственной измены).

Разглашение сведений, составляющих военную тайну,

состоит в том, что лицо, владеющее этой тайной, в наруше887

ние установленного запрета, предает их огласке, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.

Преступное разглашение может выражаться как в устной, так и в письменной формах, путем показа или передачи посторонним лицам документов или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну.

О понятии -утрата документов либо материалов- см. комментарии к ст. 329.

3. Субъективная сторона разглашения военной тайны

характеризуется как умышленной, так и неосторожной

формой вины, а утрата соответствующих документов, материалов и предметов — только неосторожной формой вины, хотя нарушение установленных правил обращения с

ними может быть и умышленным.

4. Субъектами этих преступлений могут быть военнослужащие рядового, сержантского (старшинского) состава, прапорщики, мичманы и офицеры, независимо от их

служебного и должностного положения.

5. Тяжесть последствий, указанных в ч. 3 ст. 422, устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

К таковым можно отнести случаи, когда разглашенные

сведения стали известны иностранным разведкам и используются в ущерб интересам Украины.

По ст. 422 не может привлекаться к ответственности

военнослужащий в случае утраты соответствующих документов, материалов или предметов, если они не были доверены ему по службе, а случайно оказались у него.

Уголовный кодекс ответственность за разглашение государственной тайны

1. Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В УК этот состав включен в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства почти без изменений. Изменена только субъективная сторона преступления. Отныне это преступление совершается только умышленно. Тяжкие же последствия, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, могут наступить и по неосторожности. Это преступление с двумя формами вины, но в целом считается умышленным преступлением.
2. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются сведения, составляющие государственную тайну. Сведения, относимые к государственной тайне, указаны в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне». Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.95 N 1203 (в ред. от 29.05.2002) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775; 1998. N 5. Ст. 561; 2001. N 24. Ст. 2418, N 38. Ст. 3724; 2002. N 22. Ст. 2074.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.01.96 N 71 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.06.2001) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 268, N 17. Ст. 1982, N 24. Ст. 2873; 1997. N 25. Ст. 2899; 1999. N 2. Ст. 271, N 45. Ст. 5416; 2001. N 23. Ст. 2330.

3. Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.
4. Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.
5. Разглашение окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.
6. Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.
Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.
Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.
К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).
При выполнении своих обязанностей У. изготовил рабочую справку, в которую включил известные ему по службе сведения, относившиеся к оперативно-разыскной деятельности федеральных органов и составлявшие государственную тайну. По поручению У. справка была набрана на компьютере и распечатана секретарем-машинисткой, не имевшей допуска к секретным материалам, а затем отправлена в другое учреждение на имя должностного лица, также не имевшего полномочий по доступу к секретным сведениям.
Действия У. квалифицированы по ч. 1 комментируемой статьи, поскольку сведения, известные ему по службе и составлявшие государственную тайну, стали достоянием других лиц по его вине.
7. Разглашение тайны совершается только умышленно, причем умысел может быть прямым или косвенным. При совершении преступления с прямым умыслом возникает вопрос об отграничении этого преступления от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие идет по характеру и содержанию умысла. При измене и шпионаже субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.
8. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).
Если умыслом виновного указанные тяжкие последствия не охватывались, то ответственность по ч. 2 комментируемой статьи наступает только при установлении неосторожной вины по отношению к этим последствиям.
9. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, признается преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.
10. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Новая редакция Ст. 283 УК РФ

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием — разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления — восприятия секретных сведений другими лицами («если они стали достоянием других лиц»). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный — лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором — о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу халатности третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

4. Комментируемая статья применяется, если содеянное не содержит признаков государственной измены (выдачи государственной тайны). Основное отличие между этими преступлениями в направленности умысла — в рассматриваемом случае умыслом не охватывается направленность собственных действий во вред безопасности государства.

Еще по теме:

  • Обоснование закупок статья 18 Обоснование закупок статья 18 Обзор изменений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступивших в силу с 1 января 2016 […]
  • Недобросовестная конкуренция виды Понятие и виды недобросовестной конкуренции Виды недобросовестной конкуренции — неоднозначное понятие, т. к. в юридической доктрине его иногда отождествляют с методами и формами конкуренции. Что относится к видам недобросовестной […]
  • Заявление об отзыве исполнительного листа из судебных приставов Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально […]
  • Задержания в нетрезвом виде Разъясняем законодательство Время нахождения лица в нетрезвом виде не входит в срок административного задержания Вопрос: Сотрудники полиции задержание меня на 52 часа за то, что я, не имея прав, управлял автомобилем в нетрезвом виде. Я […]
  • Экстремизм ук рф наказание Экстремизм ук рф наказание (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ) 1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)наказываются штрафом в размере до трехсот […]
  • Продлить трудовой договор с генеральным директором Если в уставе общества с ограниченной ответственностью указано, что генеральный директор общества с ограниченной ответственностью может быть избран на срок до 3-х лет, можно ли, не увольняя его, продлить срочный договор, заключенный с […]
  • Часть первая статья 192 тк рф Статья 192 ТК РФ За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные […]
  • Специальные средства слезоточивого действия полиции Специальные средства слезоточивого действия полиции 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника […]