Тк рф медосмотр оплата

Как работодатель должен оплачивать медосмотры работников?

Минфин России, отвечая на вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров, высказал позицию о неправомерности такой распространенной среди работодателей практики, при которой работники проходят указанные осмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов (письмо Минфина России от 8 февраля 2018 г. № 03-15-06/7527).

Вправе ли работодатель требовать прохождения предварительного медицинского осмотра от лиц, для которых такой осмотр не является обязательным? Ответ – в материале «Предварительный медицинский осмотр» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указали в ведомстве, предусмотренные ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не предусмотрена.

Отметим, что ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка их проведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 мая 2015 г.№ 12-232/2015).

Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22 ноября 2011 г. № 33-3776, определение Мурманского областного суда от 5 июня 2013 г. № 33-1940-2013).

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

Можно ли оплату медосмотра переложить на работников?

Работодатель не доплатил сотрудникам 5 процентов заработной платы. Так он компенсировал расходы организации на периодическое медицинское обследование работников. В следующий раз работники отказались проходить медосмотр. Кто прав?

Обязанность проходить медицинские осмотры для некоторых категорий работников установлена в статье 213 ТК РФ. Часть 2 указанной нормы предписывает проходить такие осмотры (обследования) работникам организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Аналогичное требование содержит и статья 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

Действия работодателя

Кто должен финансировать обязательные медосмотры. Медицинские осмотры (обследования), предусмотренные статьей 213 ТК РФ, проводятся за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Также за счет собственных средств работодатель обязан организовать проведение:

  • обязательных предварительных медосмотров (при поступлении на работу);
  • периодических медосмотров (в течение трудовой деятельности).

На это время за работниками сохраняется место работы (должность) и средний заработок (абз. 5 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Вправе ли работодатель переложить свои финансовые обязательства на работников. В описанной ситуации работодатель удержал из заработной платы сотрудников затраты на медицинские обследования. Этим действием он нарушил не только норму части 7 статьи 213, но и положения статьи 137 Трудового кодекса.

В соответствии со статьей 137 ТК РФ удержания из зарплаты производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Данная норма содержит закрытый перечень оснований для удержаний из зарплаты, в котором нет компенсации расходов на медицинские обследования.

Ответственность работодателя. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать работникам условия для своевременного прохождения медицинских осмотров (п. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Если организация-работодатель их не обеспечила, она нарушила законодательство и может быть привлечена к одному из видов административной ответственности в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • от 10 000 до 20 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • от 20 000 до 30 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.6 КоАП РФ).

Действия работников

Обязанность. В статье 214 ТК РФ закреплено, что работники обязаны проходить:

  • обязательные предварительные медосмотры (при поступлении на работу);
  • периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования);
  • внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Обязанность работников проходить медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством РФ, установлена также пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Последствия отказа от прохождения обязательного медосмотра. Работников, не прошедших обязательный медосмотр, работодатель вправе не допустить до работы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Время, когда работник не был допущен к работе, считается простоем. Виновник простоя в данной ситуации — работодатель. Время простоя по вине работодателя должно быть оплачено в соответствии с частью 3 статьи 76 и частью 2 статьи 121 ТК РФ в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Как поступить

Работодатель должен вернуть удержанные из зарплат работников суммы, компенсирующие его расходы по оплате обязательного медицинского осмотра. Также он должен оплатить работникам время простоя, когда они не были допущены к работе, в соответствии с нормой части 1 статьи 157 ТК РФ. А работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и после этого приступить к исполнению трудовых обязанностей.

Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Новая редакция Ст. 213 ТК РФ

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Комментарий к Статье 213 ТК РФ

Как мы уже говорили, работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров.

Статья 213 Трудового кодекса РФ определяет такие случаи. Прежде всего, речь идет о людях, которые трудятся на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах). Напомним, что Перечень вредных и опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Также медосмотры должны проходить работники, связанные с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Добавим, что заключение о состоянии здоровья понадобится и при поступлении на работу в организации торговли и общественного питания, предприятия пищевой промышленности, детские и оздоровительные учреждения. Об этом сказано в комментируемой статье.

Получается, что перед тем, как заключить трудовой договор, претендент должен обязательно проверить свое здоровье. Причем за счет будущего работодателя. Если соискатель сам оплачивает прохождение медосмотра, организация в любом случае обязана возместить ему эти расходы. Для нее эта обязанность установлена все в той же статье 213 Трудового кодекса РФ. При положительном медицинском заключении с работником заключается трудовой договор.

Когда это необходимо, по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Медосмотр проводит медицинская организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности. Но если работник занят на вредных работах или на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, осмотры проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Помимо прочего указанная статья определяет, что работники, занятые в отдельных видах деятельности, в том числе и связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Правила такого освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, приведен в Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377. Скажем, лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсией с пароксизмальными расстройствами, не могут работать с химическими и радиоактивными веществами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

Другой комментарий к Ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Различают обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Целью первых является определение состояния здоровья работника поручаемой работы (см. ст. 69 ТК РФ и комментарий к ней).

Целью вторых является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работника в условиях воздействия вредной среды, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами, а также предупреждение несчастных случаев.

2. Периодичность медицинских осмотров определяется перечнями вредных, опасных веществ и производственных факторов, за исключением работников в возрасте до 21 года, которые проходят медицинские осмотры ежегодно.

Медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. В случае уклонения работника от медицинского осмотра или невыполнения им рекомендаций медицинских обследований работодатель не должен допускать его к работе.

3. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок их проведения определяются Минздравсоцразвития России (Приказ от 16 августа 2004 г. N 83 (Российская газета. 2004. 16 сент.)).

4. Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу связи заболевания с профессией один раз в пять лет.

Работодатель определят контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляют его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников утверждает совместно с ним календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Работник, направленный на медицинский осмотр (обследование), представляет направление, выданное руководителем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — решение врачебной психиатрической комиссии.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), а также выписка из амбулаторной карты вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Работник информируется о результатах проведенного осмотра (обследования). В случае индивидуального допуска в заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др. Работник, у которого установлен диагноз профзаболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую комиссию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

5. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (Постановление от 23 сентября 2002 г. N 695 (СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3796)).

Оплата медицинских осмотров работников организаций

Здоровьем своего персонала озабочены, к сожалению, не все наниматели, да, впрочем, и самих сотрудников не особо волнует подобный вопрос. Хотя заинтересованы должны быть и те, и другие: быть здоровым для работника бесспорно лучше, работодателю же лишние больничные и экономически невыгодны, и юридически могут привести к разным неприятным последствиям. В общем, знать в данном аспекте трудовых взаимоотношений свои обязанности и права, безусловно, необходимо, и потому рассмотрим вопрос, кто оплачивает медосмотр при приеме на работу, а также все последующие за ним обследования сотрудников в медицинских учреждениях.

Законодательная база

Статьей 41 Конституции РФ определено право каждого гражданина на охрану здоровья, важные нормы в вопросах данной направленности приведены в ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, предмет охраны труда регулируется ТК РФ, в частности, главой 34.

Кроме того, немаловажная роль в этой сфере отведена Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, который, после вступления в действие в январе 2012 года, утвердил перечни опасных или (и) вредных работ и факторов, требующих прохождения работниками, занятых в характерной для них сфере, обязательных первичных и периодических медобследований и порядок их произведения.

Кто должен безоговорочно проходить обследование в медицинском учреждении?

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ, первичные и периодические контроли в специалистов медучреждений должны проходить сотрудники, занятые:

  • на работах с опасными или вредными условиями профессиональной деятельности (включая подземные);
  • в транспортной сфере;
  • на тяжелых работах;
  • в промышленности, торговли, лечебно-профилактических учреждениях, детских заведениях и др.

В первых трех случаях главная задача медосмотров заключается в обеспечении здоровья самого рабочего: необходимо опеределить его способность или неспособность к выполнению нестандартной работы. Работники же организаций общепита, пищевой промышленности, торговой сферы, водопроводных сооружений, лечебных и профилактических учреждений, некоторых иных сфер должны проходить медобследования, прежде всего, с целью сохранения здоровья населения, предупреждения распространения и возникновения различных заболеваний. Естественно, подобное деление носит условный характер.

Согласно статье 69 ТК РФ, обязательный первичный медосмотр при трудоустройстве также должны проходить граждане РФ, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, причем работодатель имеет право требовать от них прохождения обследования в медучреждении ежегодно.

За чей счет проводится медосмотр при поступлении на работу

Вопрос «Кто должен оплачивать медосмотр при приеме на работу?» весьма существенный – довольно часто работодатели предпринимают попытки переложить денежные затраты на обследование в медучреждениях на сотрудников. Тем не менее, статьей 213 ТК России четко установлено, что предусмотренные ее содержимым психиатрические освидетельствования и медицинские обследования при любых условиях должны осуществляться за счет работодателя.

Стоит особо отметить, что нанимателями должны также оплачиваться и первичные медосмотры, а случаи, когда ими требуются от соискателей кучи справок из медучреждений, неправомерны. В настоящее время довольно часто практикуется подход, когда первичное обследование претендент на должность оплачивает самостоятельно, однако затем следует возмещение медосмотра при приеме на работу работодателем. И хотя зачастую при этом проблем не возникает, некоторые недобросовестные наниматели все же отказывают в возврате затраченной суммы, размер которой, кстати, обследуемым должен быть подтвержден соответствующими справками. Тогда, если соглашения между обеими сторонами не получается достигнуть, работник вправе обратиться с иском об возмещении понесенных затрат в суд.

Отдельное внимание стоит уделить сферам деятельности, где работники подвергаются ежедневным медицинским осмотрам. Сюда, к примеру, относятся пассажиро- и грузоперевозки, где водители транспортных средств обязательно перед выходом на маршрут должны быть обследованы по определенной схеме. В таких случаях также предусмотрена оплата медкомиссии работодателем, причем работникам в данной сфере крайне важно знать, что с них ни при каких обстоятельствах не могут изыматься, к примеру, из зарплаты или премиальных, средства на такие проверки.

Оформляться личная медицинская книжка также должна за счёт работодателя. Если кандидат прошел первичное медицинское обследование или получил медкнижку таким образом, однако по каким-либо причинам трудовой контракт с нанимателем так и не был заключен, то последний не имеет права заставить потенциального работника отрабатывать или возмещать понесенные расходы. Это регламентируется действующим законодательством, которым не предусматривается возможность взыскания с несостоявшегося работника убытков, причиненных неподписанием трудового договора.

Обязан ли работодатель проводить за счет собственных средств медосмотры при поступлении на работу в офис?

Согласно статье 213 ТК РФ и утверждённому Приказом Минздравсоцразвития № 83 от 16.08.2004 Перечню вредных или/и опасных факторов производственного происхождения, работы лиц, профессиональная деятельность которых связанных с ПЭВМ (персональными электронными вычислительными машинами), относятся к числу вредных и опасных факторов.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Обязан ли работодатель оплачивать медосмотр при приеме на работу офисных работников?», — можно рассуждать следующим образом: если в обязанности, предусмотренные занимаемой должностью, входит работа с персональным компьютером, то безусловно, если же подобного не предусматривается, то порядок прохождения и условия оплаты медицинских обследований устанавливается условиями трудового контракта.

Еще по теме:

  • Гражданский иск в суде пример Гражданский иск в уголовном деле Юридическая консультация адвоката по уголовным делам. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет право предъявления гражданского иска как за потерпевшим по уголовному делу так и за […]
  • Расчет пени за задолженность по коммунальным услугам Расчет пени за задолженность по коммунальным услугам Напомним, что в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить неустойку в размере […]
  • Областной материнский семейный капитал в 2018 Региональный материнский капитал в Кемеровской области и Кемерово в 2018 году Областной материнский капитал в Кемеровской области принят Законом Кемеровской области от 25 апреля 2011 г. N 51-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки […]
  • Приговоры по ст2281 ч3 ук рф Приговоры по ст2281 ч3 ук рф Президиумом Верховного Суда 1. Обратная сила закона Действия осуждённого переквалифицированы с ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 2281 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 2281 УК РФ, поскольку суд не учёл изменения в […]
  • Протокол осмотра трупа в квартире Протокол осмотра трупа (образец заполнения) ПРОТОКОЛ осмотра трупа Осмотр начат в 12 час. 25 мин. Осмотр окончен в 14 час. 40 мин. Следователь следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Энску Тайской области […]
  • Закон о полиции предоставление информации Закон о полиции предоставление информации В последнее время участились случаи поступления в прокуратуру жалоб от субъектов предпринимательской деятельности по вопросу законности и обоснованности запросов из полиции и других […]
  • Ук рф ст69ч3 возможно ли удо по ст 158 ч. 3, ст 105 ч. 1, ст 162 ч. 2 молодой человек осужден в 2003 году по ст 158 ч. 3, ст 105 ч. 1, ст 162 ч. 2 на основании ст 62 ч. 2 ст, 69 ч. 3 на срок 11 лет 8 месяцев скажите возможно ли снизить срок наказания […]
  • Жена подала на развод и не уходит Практический форум о настоящей любви Жена подаёт на развод.Помогите! Жена подаёт на развод.Помогите! Сообщение MIRON4IK » 23 окт 2009, 16:22 Сообщение raz » 23 окт 2009, 19:17 Сообщение MIRON4IK » 23 окт 2009, 22:21 Сообщение edon » […]