Статья 30 пункт 12

О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы
Статья 30. Льготы и компенсации пострадавшим детям и их родителям

Пострадавшим детям, указанным в пунктах 1-6 статьи 27 настоящего Закона, и их родителям предоставляются такие гарантированные государством компенсации и льготы:

2) выплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет — в размере 100 процентов средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа за весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, одному из родителей или лицу, их заменяет, если ребенок нуждается в уходе родителей согласно медицинскому заключению учреждения здравоохранения, в котором ребенок лечится или находится на диспансерном учете;

4) бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей, а также бесплатное внеочередное зубопротезирование (за исключением зубопротезирования из драгоценных металлов и материалов, приравненных к ним по стоимости, определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья);

10) предоставление женщинам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, отпуска по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов, которая исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы.

Беременные женщины обеспечиваются дополнительным питанием по нормам, которые устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья;

11) бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территориях радиоактивного загрязнения (пункты 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона), а также детей, эвакуированных из зоны отчуждения, детей, которые являются лицами с инвалидностью вследствие Чернобыльской катастрофы, и тех, которые проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении. Детям, не питаются в указанных учебных заведениях, а также за все дни, когда они не посещали эти заведения, до достижения совершеннолетия выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;

13) зачисления в стаж работы одному из родителей времени уходу за потерпевшим ребенком до достижения им возраста 12 лет.

Детям, указанным в пункте 7 статьи 27 настоящего Закона, предоставляются льготы, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части первой этой статьи. Одному из родителей указанных детей или лицу, которое их заменяет, предоставляются льготы, предусмотренные пунктом 2 части первой настоящей статьи.

Детям, указанным в статье 27 настоящего Закона, которым установлена ​​инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, предоставляются компенсации и льготы, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 части первой этой статьи , а также предоставляются такие компенсации и льготы:

1) бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта (кроме такси с числом посадочных мест для пассажиров не более 9) на территории Украины при наличии удостоверения установленного образца, а в случае внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда — также электронного билета, который выдается на безвозмездной основе;

2) внеочередное обязательное обеспечение местами в дошкольных учебных заведениях независимо от ведомственной подчиненности;

3) использование очередного отпуска в удобное время для одного из родителей ребенка с инвалидностью или лица, которое их заменяет, а также получение одним из родителей или лицом, которое их заменяет, дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком на 14 рабочих дней в году;

4) поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технических учебных заведений и на курсы для профессионального обучения с обязательным предоставлением общежития на время учебы тем, кто не имеет жилья, и выплатой социальной стипендии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украина, независимо от места обучения на территории Украины. Лица, окончившие средние общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения с отличием (отличными оценками), принимаются без экзаменов в государственные высшие учебные заведения по результатам собеседования. Указанные лица учатся в этих учебных заведениях за счет государства;

5) внеочередное устройство в учреждения социальной защиты, а также обслуживание службами социальной защиты дома, если ребенок с инвалидностью не имеет близких родственников, проживающих вместе с ними;

6) размер государственной социальной помощи, предназначенной ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет, повышается на 50 процентов от размера, предусмотренного абзацем пятым части первой статьи 2 Закона Украины «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью»;

7) предоставление дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты ребенку, стала лицом с инвалидностью вследствие Чернобыльской катастрофы и требует особого ухода. Отсутствие отдельной комнаты является основанием для постановки на квартирный учет. Семьям, имеющим детей с инвалидностью, предоставляется право внеочередного получения жилых помещений;

8) 50-процентная скидка платы за пользование семьей, имеющей ребенка с инвалидностью, жильем (квартирная плата), телефоном (в том числе по оплате услуг электросвязи за местные телефонные разговоры с квартирных телефонов при поминутном учета их продолжительности) и коммунальными услугами (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) в жилых домах (квартирах) всех форм собственности в пределах норм, предусмотренных законодательством, при условии, что ребенок проживает вместе с семьей.

Семьям, имеющим детей с инвалидностью, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, возмещается 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

9) внеочередное установление семье, имеющей ребенка с инвалидностью, телефона с оплатой 50 процентов стоимости его установки;

10) ежегодное бесплатное обеспечение ребенка с инвалидностью и одного из родителей или лица, которое их заменяет, путевкой для любого вида оздоровления или отдыха в течение двух месяцев путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевки через безналичное перечисление заведениям оздоровления или отдыха, которые имеют лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг по оздоровлению или отдыха или получения денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в Украине.

Родители пострадавших детей с инвалидностью или лицо, которое их заменяет, имеют право свободного выбора санаторно-курортного заведения соответствующего профиля или заведения отдыха, которые имеют лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и, по желанию, осуществления доплаты за предоставление дополнительных услуг за счет собственных средств в случае недостаточности суммы ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или отдых в выбранном заведении. Санаторно-курортные учреждения независимо от формы собственности обязаны предоставлять санаторно-курортные и оздоровительные услуги путем безналичных расчетов.

Порядок предоставления ежегодной денежной помощи и осуществление доплат за счет собственных средств, выплаты денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в Украине устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Размер ежегодной денежной помощи, ежегодный размер средней стоимости путевки в Украине определяются законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

11) первоочередное бесплатное протезирование детей с инвалидностью.

Детям, имеющим основания для установления категории 2 или 3, до достижения совершеннолетия, кроме компенсаций и льгот, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляются льготы, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 части третьей настоящей статьи.

После достижения совершеннолетия (в случае бракосочетания или устройства на работу в предусмотренных действующим законодательством случаях до достижения совершеннолетия — по их желанию, в соответствии с момента бракосочетания или устройства на работу) лицам, указанным в статье 27 настоящего Закона, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с установленными статьей 14 этого Закона категорий.

Детям до достижения совершеннолетия, которые до вступления в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения, расположенные за пределами зоны загрязнения, имели основания для получения категории 4, предоставляются льготы, предусмотренные пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи и пунктом 4 части третьей настоящей статьи, а студентам из числа этих детей в возрасте до 23 лет предоставляются льготы, предусмотренные пунктом 6 статьи 22 настоящего Закона.

<Часть седьмая статьи 30 признано, что не соответствует Конституции Украины (неконституционным) согласно решению Конституционного Суда № 6-р / 2018 от 17.07.2018>Установить, что льготы, предусмотренные пунктом 4 части первой и пунктами 8, 9 части третьей настоящей статьи, предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

О банках и банковской деятельности
Статья 30. Банковская деятельность

1. Банковской деятельностью является осуществление банками банковских и иных операций, установленных настоящей статьей.

2. К банковским операциям относятся:

1) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

3) открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4) открытие и ведение банками металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу;

5) кассовые операции: прием и выдача банками и Национальным оператором почты наличных денег, включая их размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;

6) переводные операции: выполнение поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег. Лицензия на осуществление переводной операции выдается банкам и юридическим лицам, указанным в пункте 6-1 настоящей статьи;

7) учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств физических и юридических лиц;

8) банковские заемные операции: предоставление банком, ипотечной организацией, организацией, не являющейся банком, осуществляющей брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, или дочерними организациями национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

9) организация обменных операций с иностранной валютой, включая организацию обменных операций с наличной иностранной валютой;

10) (исключен — от 12 января 2007 года N 222);
11) (исключен — от 12 января 2007 года N 222);
12) инкассация банкнот, монет и ценностей;

13) прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);

14) открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;

15) выдача банками банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;

16) выдача банками банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.

3. К банковским операциям не относятся:

1) деятельность по предоставлению микрокредитов микрофинансовыми организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан о микрофинансовых организациях;

2) прием от потребителей наличных денег в оплату за предоставляемые услуги, кроме финансовых, осуществляемый поверенным, действующим от имени и по поручению доверителя (поставщика услуг) на основании договора поручения, в том числе через электронные терминалы. Документы, подтверждающие право поверенного принимать платежи в пользу доверителя (поставщика услуг), должны быть представлены для ознакомления плательщику по его требованию.

4. Банковские операции, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, могут осуществляться электронным способом в порядке, установленном уполномоченным органом.

5. Лицензия банкам на проведение банковских и иных операций, предусмотренных настоящей статьей, выдается уполномоченным органом.

Банковские операции, предусмотренные подпунктами 1), 3), 5), 9) и 12) пункта 2 настоящей статьи, осуществляются Национальным оператором почты без лицензии уполномоченного органа.

6. Проведение одного или нескольких видов банковских операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, может осуществляться организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, при наличии лицензии уполномоченного органа, за исключением следующих случаев:

1) когда законом Республики Казахстан, регулирующим деятельность такой организации, предусмотрена возможность осуществления указанных операций без лицензии;

2) когда проведение банковских операций, предусмотренных подпунктом 8) пункта 2 настоящей статьи, осуществляется дочерними организациями банков, приобретающими сомнительные и безнадежные активы родительского банка, а также организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, без лицензии.

Лицензия организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, на проведение банковских операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, выдается уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

Лицензия на банковскую операцию, предусмотренную подпунктом 9) пункта 2 настоящей статьи, в части организации обменных операций с наличной иностранной валютой выдается юридическим лицам, для которых эта деятельность является исключительной.

6-1. Банковская операция, предусмотренная подпунктом 6) пункта 2 настоящей статьи, осуществляется фондовой биржей, центральным депозитарием при наличии у указанных юридических лиц лицензии уполномоченного органа на проведение банковских операций, предусмотренных подпунктами 1) и (или) 3) пункта 2 настоящей статьи, а также операционным центром межбанковской системы переводов денег.

Иные юридические лица проводят банковские операции, предусмотренные подпунктами 1) и 6) пункта 2 настоящей статьи, в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан.

Организации, не являющиеся банками, осуществляющие брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, вправе осуществлять отдельные виды банковских операций на основании соответствующих лицензий уполномоченного органа в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

7. Банковская операция, предусмотренная подпунктом 6) пункта 2 настоящей статьи, осуществляется без лицензии уполномоченного органа государственными органами, кредитными товариществами, Национальным оператором почты, а также Банком Развития Казахстана в соответствии с законами Республики Казахстан, регулирующими их деятельность.

7-1. Организациям, осуществляющим операции по инкассации банкнот, монет и ценностей на основании лицензии уполномоченного органа, запрещается заниматься иными видами деятельности (операциями), за исключением деятельности по пересчету, сортировке, упаковке, хранению банкнот, монет и ценностей, а также их выдаче банкам и их клиентам по поручению банков.

8. Порядок лицензирования банковских операций, а также иных операций, осуществляемых банками, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

9. Порядок лицензирования банковских операций, осуществляемых организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

10. Нормативными правовыми актами уполномоченного органа могут быть установлены дополнительные требования для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, связанные с получением ими лицензий на отдельные виды деятельности.

11. Банки, помимо банковских операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе осуществлять при наличии лицензии уполномоченного органа следующие операции:

1) покупку, прием в залог, учет, хранение и продажу аффинированных драгоценных металлов (золота, серебра, платины, металлов платиновой группы) в слитках, монет из драгоценных металлов;

2) покупку, прием в залог, учет, хранение и продажу ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

3) операции с векселями: принятие векселей на инкассо, предоставление услуг по оплате векселя плательщиком, а также оплата домицилированных векселей, акцепт векселей в порядке посредничества;

4) осуществление лизинговой деятельности;

5) выпуск собственных ценных бумаг (за исключением акций);

6) факторинговые операции: приобретение прав требования платежа с покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа;

7) форфейтинговые операции (форфетирование): оплату долгового обязательства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя без оборота на продавца;

8) доверительные операции: управление деньгами, правами требования по ипотечным займам и аффинированными драгоценными металлами в интересах и по поручению доверителя;

9) сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений.

12. Банки вправе осуществлять следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

1) брокерскую — с государственными ценными бумагами Республики Казахстан и стран, имеющих минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств либо без такового по решению уполномоченного органа, производными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, перечень и порядок приобретения базовых активов которых определяются уполномоченным органом;

2) дилерскую — с государственными ценными бумагами Республики Казахстан и стран, имеющих минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств либо без такового по решению уполномоченного органа, а также производными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, перечень и порядок приобретения базовых активов которых определяются уполномоченным органом, иными ценными бумагами в случаях, установленных статьей 8 настоящего Закона;

Лицензия на осуществление банками одного или нескольких совместимых из вышеуказанных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдается уполномоченным органом.

Перечень рейтинговых агентств и минимальный требуемый рейтинг, предусмотренные подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, определяются уполномоченным органом.

13. Банковские операции, предусмотренные подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи, вправе проводить только банки, являющиеся участниками системы обязательного гарантирования депозитов, а также Национальный оператор почты в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим его деятельность, на основании лицензии, выданной уполномоченным органом.

Банковские операции, предусмотренные подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи, могут осуществляться центральным депозитарием, организациями, не являющимися банками, осуществляющими брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, с учетом особенностей, определенных законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

Банки (за исключением банков, более пятидесяти процентов размещенных акций которых прямо или косвенно принадлежат государству и (или) национальному управляющему холдингу), не имеющие родительского банка либо банковского холдинга, имеющих минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа, либо крупного участника – физического лица, не вправе проводить банковские операции, предусмотренные подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи.

14. Правила настоящей статьи распространяются на деятельность исламских банков в части, не противоречащей требованиям к деятельности исламских банков, указанным в статье 52-1 настоящего Закона.

Сноска. Статья 30 в редакции Закона РК от 23.12.2005 N 107 (порядок введения в действие см. ст. 2 Закона N 107); от 07.07.2006 N 178 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 23.10.2008 N 72-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 12.02.2009 № 133-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 13.02.2009 N 135-IV (порядок введения в действие см. ст. 3); от 11.07.2009 N 185-IV (вводится в действие с 30.08.2009); от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие с 01.01.2010); от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.11.2012 № 57-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 27.04.2015 № 311-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 24.11.2015 № 419-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 09.04.2016 № 499-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 26.07.2016 № 12-VІ (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2018 № 166-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Стаття 30. Склад видатків та кредитування Державного бюджету України

Бюджетний кодекс України (БКУ)

  • перевірено сьогодні
  • кодекс від 01.01.2018
  • вступив у чинність 08.07.2010

Ст. 30 БКУ в останній чинній редакції від 1 січня 2018 року.

Нові не набрали чинності редакції статті відсутні.

Розділ II. Державний бюджет україни

Глава 5. Доходи, видатки та кредитування державного бюджету україни

Стаття 30. Склад видатків та кредитування Державного бюджету України

1. Видатки та кредитування Державного бюджету України включають бюджетні призначення, встановлені законом про Державний бюджет України на конкретні цілі, пов’язані з реалізацією програм та заходів згідно із статтею 87 цього Кодексу.

2. Джерелами формування загального фонду Державного бюджету України у частині кредитування є:

1) надходження внаслідок стягнення простроченої заборгованості перед державою за кредитами (позиками), залученими державою або під державні гарантії, кредитами з державного бюджету, якщо інше не встановлено законом про Державний бюджет України;

2) повернення кредитів, наданих з державного бюджету, що не мають цільового призначення, згідно із законом;

3) повернення кредитів до державного бюджету, наданих для реалізації інвестиційних проектів за рахунок кредитів (позик), залучених державою від іноземних держав, банків і міжнародних фінансових організацій, якщо інше не встановлено законом про Державний бюджет України.

3. Джерелами формування спеціального фонду Державного бюджету України в частині кредитування є:

1) повернення кредитів, наданих з державного бюджету індивідуальним сільським забудовникам на будівництво (реконструкцію) та придбання житла;

2) повернення кредитів, наданих з державного бюджету молодим сім’ям та одиноким молодим громадянам на будівництво (реконструкцію) та придбання житла, і пеня;

3) повернення кредитів, наданих з державного бюджету фермерським господарствам;

4) повернення коштів, наданих на формування Аграрним фондом державного інтервенційного фонду, а також для закупівлі матеріально-технічних ресурсів для потреб сільськогосподарських товаровиробників;

5) повернення кредитів, наданих з державного бюджету, що мають цільове призначення згідно із законом про Державний бюджет України.

4. Кошти, отримані до спеціального фонду Державного бюджету України згідно з відповідними пунктами частини третьої статті 15, частини третьої статті 29 та частини третьої цієї статті цього Кодексу, спрямовуються відповідно на:

1) реалізацію інвестиційних проектів, у тому числі шляхом рекредитування або надання трансфертів (за рахунок джерел, визначених пунктом 1 частини третьої статті 15 цього Кодексу);

2-1) заходи, визначені частиною третьою статті 24-2 цього Кодексу (за рахунок джерел, визначених пунктами 1-3, 6 та 6-2 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

2-2) заходи, визначені частиною третьою статті 24-3 цього Кодексу (за рахунок джерел, визначених пунктом 7-4 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

2-3) заходи, визначені частиною третьою статті 24-4 (за рахунок джерел, визначених пунктом 13-3 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

5) забезпечення здійснення судочинства та функціонування органів судової влади (за рахунок джерел, визначених пунктом 5 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

6) здійснення природоохоронних заходів, включаючи захист від шкідливої дії вод сільських населених пунктів та сільськогосподарських угідь (за рахунок джерел, визначених пунктом 7 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

6-1) забезпечення функціонування державних реєстрів, держателем яких є центральний орган виконавчої влади з формування та забезпечення реалізації державної правової політики та центральний орган виконавчої влади, що забезпечує реалізацію державної політики у сферах державної реєстрації актів цивільного стану, державної реєстрації речових прав на нерухоме майно, державної реєстрації юридичних осіб, фізичних осіб — підприємців та громадських формувань (за рахунок джерел, визначених пунктом 7-1 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

7) придбання цінних паперів відповідно до статті 9 Закону України «Про впорядкування питань, пов’язаних із забезпеченням ядерної безпеки» (за рахунок джерел, визначених пунктом 8 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

9) заходи, визначені абзацами чотирнадцятим — двадцять першим частини четвертої статті 13 цього Кодексу (за рахунок джерел, визначених пунктом 10 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

10) накопичення (приріст) матеріальних цінностей державного матеріального резерву (за рахунок 90 відсотків джерел, визначених пунктом 11 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

11) обслуговування державного матеріального резерву (за рахунок 10 відсотків джерел, визначених пунктом 11 частини третьої статті 29 цього Кодексу, та джерел, визначених пунктом 12 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

12) реалізацію програм допомоги Європейського Союзу, урядів іноземних держав, міжнародних організацій, донорських установ (за рахунок джерел, визначених пунктом 13 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

13) державне пільгове кредитування індивідуальних сільських забудовників на будівництво (реконструкцію) та придбання житла (за рахунок джерел, визначених пунктом 1 частини третьої цієї статті);

14) реалізацію Державної програми забезпечення молоді житлом (за рахунок джерел, визначених пунктом 2 частини третьої цієї статті);

15) надання кредитів фермерським господарствам (за рахунок джерел, визначених пунктом 3 частини третьої цієї статті);

16) формування Аграрним фондом державного інтервенційного фонду, витрати Аграрного фонду, пов’язані з комплексом заходів із зберігання, перевезення, переробки та експортом об’єктів державного цінового регулювання державного інтервенційного фонду, а також закупівлі матеріально-технічних ресурсів для потреб сільськогосподарських товаровиробників (за рахунок джерел, визначених пунктом 4 частини третьої цієї статті);

17) реалізацію програм та заходів, визначених законом про Державний бюджет України (за рахунок джерел, визначених пунктом 2 частини третьої статті 15, пунктом 14 частини третьої статті 29 та пунктом 5 частини третьої цієї статті цього Кодексу);

18) здійснення витрат, пов’язаних з організацією і проведенням виконавчих дій, виплату винагороди державним виконавцям (за рахунок джерел, визначених пунктом 13-1 частини третьої статті 29 цього Кодексу). Порядок виплати та розміри винагород державному виконавцю встановлюються Кабінетом Міністрів України;

19) здійснення діяльності центрального органу виконавчої влади, що забезпечує реалізацію державної політики в галузі цивільної авіації, участь та представництво України у міжнародних авіаційних організаціях (за рахунок джерел, визначених пунктом 6-1 частини третьої статті 29 цього Кодексу);

20) реалізацію програм і заходів щодо соціального захисту осіб з інвалідністю відповідно до закону (за рахунок джерел, визначених пунктом 13-2 частини третьої статті 29 цього Кодексу).

5. Видатки на виплати відповідно до бюджетних зобов’язань за державними деривативами здійснюються за рахунок коштів Державного бюджету України на відповідний бюджетний період.

Комментарий к СТ 30 ЗК РФ

Статья 30 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментарий к статье 30 ЗК РФ:

1. Порядок предоставления земельных участков зависит от функционального назначения планируемых к размещению объектов и ряда иных обстоятельств (см., например, п. 11 ст. 30 ЗК). Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства включает в себя две различные процедуры: предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования мест размещения объекта. ЗК четко определяет, когда производится выделение земельных участков без предварительного согласования мест размещения объекта (см. п. п. 6, 11 ст. 30, п. 1 ст. 30.1, п. 2 ст. 30.2).

Кроме того, резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с федеральным законодательством об особых экономических зонах. В таком же порядке предоставляются земельные участки акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит РФ, управляющей компании, в случае привлечения их в установленном порядке для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами.

Также федеральным законодательством устанавливаются особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи (см. ст. 16 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). До 2014 г. без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов:

— федерального значения за счет средств федерального бюджета — организациям, осуществляющим строительство соответствующих олимпийских объектов, в безвозмездное срочное пользование;

— федерального значения за счет средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в безвозмездное срочное пользование или аренду;

— федерального значения за счет средств иных юридических лиц — Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в аренду сроком до 49 лет с правом передавать указанным лицам свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, а также с правом передавать арендованный участок этим лицам в субаренду;

— краевого или муниципального значения — организациям, осуществляющим строительство таких олимпийских объектов, в безвозмездное срочное пользование.

Во всех остальных случаях гражданин или юридическое лицо может подать заявление о выборе земельного участка в порядке ст. 31 ЗК и тем самым инициировать процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

С 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ (п. 14 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК).

2. Без предварительного согласования мест размещения объектов предоставление земельного участка в собственность осуществляется исключительно на торгах. Без проведения торгов возможно предоставление земельного участка в собственность для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым в установленном градостроительным законодательством порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков определен в Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4587).

Особенности проведения аукциона по продаже земельного участка для жилищного строительства установлены в ст. 38.1 ЗК. В этом случае общие нормы Постановления от 11.11.2002 N 808 не применяются.

Земельные участки, выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с утвержденным генеральным планом города или другого поселения, иной градостроительной и землеустроительной документацией. При рассмотрении одного из дел ФАС Западно-Сибирского округа указал, что законодательство не определяет правила формирования лотов аукциона, следовательно, органы местного самоуправления вправе формировать их самостоятельно с учетом требований ГрК и архитектурно-градостроительной политики. Соответственно, на аукцион могут быть выставлены одним лотом несколько земельных участков для индивидуального жилищного строительства (см. Постановление от 26.07.2007 N Ф04-5135/2007(36794-А81-23)).

Норма п. 2 комментируемой статьи является специальной и подлежит приоритетному применению перед положениями п. 2 ст. 28 ЗК, согласно которым предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ. Иными словами, действие п. 2 ст. 30 ЗК исключает применение п. 2 ст. 28 ЗК при предоставлении земельных участков для строительства. Казалось бы, императивные положения очевидны, тем не менее на практике субъекты РФ принимают нормативные акты о бесплатном предоставлении земельных участков для строительства. Так, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 397-64 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства» (Санкт-Петербургские ведомости. 2005. N 136; 2007. N 126) земельные участки могут бесплатно предоставляться для индивидуального жилищного строительства по решению Правительства Санкт-Петербурга в собственность гражданам, имеющим особые заслуги перед РФ и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта, законодательства и просвещения (п. 2 ст. 1). Также ФЗ от 09.01.1997 «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349) предусматривает бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы (ст. 3).

3. Исходя из структурного расположения п. 2.2 в комментируемой статье, а также целевого назначения государственных и муниципальных земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, можно сделать вывод, что пользователям недр предоставляются такие земельные участки в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. С учетом требования ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется после утверждения проекта проведения указанных работ.

4. ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582) были созданы правовые основы для функционирования Государственной компании «Российские автомобильные дороги» — некоммерческой организации, не имеющей членства. Государственная компания создана Российской Федерацией в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог Государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами Государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.

Указанный ФЗ уточнил перечень земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и могут предоставляться Государственной компании в аренду сроком до 49 лет в установленном в п. 2.3 комментируемой статьи порядке. Это:

1) земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;

2) земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог, деятельность по организации строительства или реконструкции которых осуществляет Государственная компания; объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности; объектов дорожного сервиса, иных объектов капитального строительства, установки рекламных конструкций в планируемых границах полос отвода и придорожных полос таких автомобильных дорог;

3) земельные участки, которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями, если Государственной компанией заключены концессионные соглашения и (или) ей переданы полномочия концедента.

5. Институт развития застроенных территорий является новым для российского законодательства, соответствующие положения были включены в ГрК с 1 января 2007 г. Решение о развитии застроенной территории может быть принято, только если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, также могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Нормы п. 3 комментируемой статьи развивают положения, содержащиеся в ст. ст. 46.1 — 46.3 ГрК, и обеспечивают предоставление без торгов земельных участков для строительства в границах застроенной территории. Земельные участки предоставляются лицам, с которыми были заключены договоры о развитии застроенных территорий по результатам проведенных аукционов. По договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в установленный договором срок подготовить проект планировки застроенной территории (включая проект межевания), произвести расселение многоквартирных жилых домов, расположенных в границах данной территории, и осуществить строительство на застроенной территории, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения этих обязательств. Договор заключается по результатам открытого аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, проводимого в порядке, установленном ст. 46.3 ГрК РФ.

Реализация политики, направленной на ликвидацию в населенных пунктах ветхого, аварийного жилья и осуществление комплексной застройки, отвечающей современным требованиям, позволяет сразу же решить несколько задач: удовлетворить потребности населения в улучшении внешнего вида населенного пункта; сэкономить бюджетные деньги на расселение многоквартирных домов, непригодных для проживания; разработать проект планировки определенной территории. Принятие решения о развитии застроенной территории в интересах и будущего застройщика (девелопера), поскольку уплотнение существующей застройки позволяет ему экономить затраты на внешних инженерных сетях.

Для возникновения прав на земельный участок — территорию, в отношении которой принято решение о развитии, требуется:

— принятие органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории;

— проведение аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории;

— заключение по результатам проведенного аукциона соответствующего договора и надлежащее выполнение его условий о подготовке проекта планировки застроенных территорий и расселении жилых домов;

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, платы за подключение;

— подача заявления о предоставлении земельного участка для строительства и принятие решения о предоставлении земельного участка лицу, с которым был заключен договор о развитии, в собственность или аренду;

— установление границ земельного участка и проведение государственного кадастрового учета;

— государственная регистрация права собственности на земельный участок, или в случаях, установленных федеральными законами, — права аренды.

6. Пункт 3 комментируемой статьи конкретизирует общую норму п. 1 ст. 28 ЗК и устанавливает, что для строительства земельные участки с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются по общему правилу в аренду. В случаях, прямо указанных в комментируемой норме, возможно предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

7. Из п. 4 комментируемой статьи следует, что для реализации права на получение земельного участка должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами (см. ст. 29 и комментарий к ней) ряда связанных с этим мероприятий. Предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта предполагает совершение компетентными органами действий, строго определенных в п. 4 комментируемой статьи.

В то же время можно заметить, что не всегда законодатель связывает возникновение прав на земельные участки путем предоставления без предварительного согласования мест размещения объектов с последовательным совершением всех действий, перечисленных в п. 4 ст. 30 ЗК. Общие положения комментируемого пункта в полном объеме не распространяются на отношения по предоставлению земельных участков:

— для строительства олимпийских объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи;

— отдельным лицам в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории (см. комментарий к п. п. 1, 13 настоящей статьи);

— в безвозмездное срочное пользование лицу, которое заключило государственный или муниципальный контракт на строительство жилого дома за счет средств государственного или муниципального бюджета (п. 2 ст. 30.1 ЗК);

— для строительства лицу, заключившему договор о развитии застроенной территории (п. 2 ст. 30 ЗК).

Хотя законодатель закрепляет, что предоставление земельных участков во всех перечисленных выше случаях производится без предварительного согласования мест размещения объектов, можно констатировать, что принятие решений осуществляется по особой процедуре, которая не вписывается в существующие (как в порядок принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта, так и без предварительного согласования мест размещения объекта).

8. Последовательное выполнение всех стадий, предусмотренных в п. 5 комментируемой статьи, имеет принципиальное значение, поскольку нарушение порядка предоставления земельного участка влечет за собой признание недействительным соответствующего административного правового акта о предоставлении земельного участка (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 20.01.2005 N А14-5474-04/123/14, Определение ВАС РФ от 26.09.2007 N 12510/07).

9. Пункт 6 комментируемой статьи направлен на правовое регулирование ситуаций, когда были выполнены этапы по формированию, индивидуализации земельных участков, но они не были предоставлены гражданам или юридическим лицам. В таких случаях принимается решение о проведении торгов или о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Применение в данном случае процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования мест размещения объекта исключает возможность принятия в отношении ранее сформированных земельных участков решения в рамках процедуры предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2008 по делу N А28-6635/2007-346/30, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2004 N А43-8772/2003-9-385). ЗК могут быть установлены исключения из этого правила.

10. Правовое значение решения компетентного органа о предоставлении земельного участка для строительства или протокола о результатах торгов состоит в том, что эти документы являются основанием совершения иных юридически значимых действий (заключения договора, государственной регистрации права), завершающих процедуру возникновения прав на земельный участок.

11. Учитывая то правовое значение, которое законодатель придает решению о предоставлении земельного участка (п. 7 комментируемой статьи), а также право заявителя обжаловать отказ в предоставлении земельного участка (п. 9 комментируемой статьи), норма п. 8 устанавливает обязанность по выдаче такого решения (выписки из него) заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

12. Норма п. 9 лишь дублирует общие положения о возможности обжалования любых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы граждан или юридических лиц.

Право обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции. Порядок такого обжалования закреплен в Законе РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685), ГПК и АПК.

13. Пункт 10 комментируемой статьи закрепляет правовые последствия признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства.

14. В п. 11 установлены ограничения, при которых порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не применяется. Соответственно, в указанных в настоящем пункте случаях отсутствует обязанность органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и документов землеустройства (см. п. 5 ст. 30 ЗК).

15. Пункт 12 комментируемой статьи указывает на единый порядок предоставления земельных участков для строительства российским гражданам, российским юридическим лицам и иностранным лицам, лицам без гражданства, в то же время отсылая к отдельным нормам ЗК, которые могут повлиять на процедуру выделения земельных участков иностранным лицам и лицам без гражданства.

16. Комментируемая статья (п. 13) отсылает к специальному законодательству об особых экономических зонах, которым следует руководствоваться при предоставлении земельных участков для строительства указанным в данном пункте лицам. Такое предоставление земельных участков осуществляется исключительно в аренду без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.

Срок договора аренды земельного участка с резидентом особой экономической зоны ограничен сроком действия договора о ведении соответствующего вида деятельности в особой экономической зоне, если меньший срок не заявлен резидентом. Прекращение действия соглашения о ведении деятельности на территории особой экономической зоны влечет за собой прекращение договора аренды на земельный участок. Для акционерного общества, 100% акций которого принадлежит РФ, — ОАО «Особые экономические зоны», управляющей компании, в случае привлечения их для выполнения функций по созданию за счет средств бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами, ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» не содержит подобных ограничений.

Еще по теме:

  • Раздел xii глава 52 статья 333 Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная […]
  • Правонарушения среди несовершеннолетних как социальная проблема Преступность несовершеннолетних как социальная проблема Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из […]
  • Закон забайкальского края об административных правонарушениях Закон Забайкальского края от 21 сентября 2011 г. N 552-ЗЗК "О внесении изменения в статью 14 Закона Забайкальского края "Об административных правонарушениях" Закон Забайкальского краяот 21 сентября 2011 г. N 552-ЗЗК"О внесении изменения в […]
  • Устав страховой организации Устав страховой компании Утверждено Общим собранием учредителей Протокол N ____ от "___"___________ ____ г. УСТАВ общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания ___________________" 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Общество с […]
  • Вопрос по ст 134 ук рф Вопросы квалификации ст. 134 УК РФ (Аванесян В., Ярославцева Е.) Дата размещения статьи: 24.04.2015 В основе установления возраста, с которого несовершеннолетний обретает половую свободу, т.е. право самостоятельно выбирать способы и […]
  • Углово всеволожский район воинская часть Книга Памяти Великой Войны Всеволожский район - 04348 п. Романовка, 1,6 км севернее, мемориальная доска на месте, где находился аэродром Подробности Просмотров: 1547 04348 Мемориальная доска на месте, где находился […]
  • Земельный участок боровск калужской области Продажа земельных участков в городе Боровск г в регионе Калужская область Продажа земельного участка под полигон твердых бытовых отходов расположенного в 106 км. от Москвы . Земельный участок состоит из 3 земельных участков неправильной […]
  • Закон российской федерации о защите прав потребителей от 07021992 2300-1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 […]