Система конституционного права понятие и основы ее построения

Конституционное право России

Учебники для вузов

1.6. Система конституционного права

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений — объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов — адресатов норм института федеративного устройства — состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция — самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации. В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

1) законодательный процесс — совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

2) избирательный процесс — порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

3) производство по делам о гражданстве — порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

4) конституционное судопроизводство — порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

Система конституционного права понятие и основы ее построения

Конспект лекции: Система конституционного права

Система права в РФ состоит из многих отраслей — гражданского, уголовного, трудового, административного и т.д. Среди них конституционное право занимает ведущее место.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

В системе конституционного права выделяют институты:

  • 1. Основы конституционного строя.;
  • 2. Основы правового статуса человека и гражданина;
  • 3. Федеративное устройство государства;
  • 4. Система государственной власти и система местного самоуправления.

Такая роль КП предопределяется следующими факторами:

  • 1. Общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права;
  • 2. Источником является конституция РФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;
  • 3. Устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;
  • 4. Фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;
  • 5. Устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;
  • 6. Учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;
  • 7. Регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ – правовой институт, т.е. группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право состоит из множества разнообразных норм, представляющих собой не хаотичный правовой массив, а организованную сложную систему правовых норм и институтов.

Система конституционного права выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первичными элементами системы конституционного права являются нормы, которые группируются во вторичные элементы системы — правовые институты.

Конституционное право как систему характеризует:

• целостность его структуры, взаимосвязанность элементов;

• устойчивость внутрисистемных связей;

• объективность, предопределенная сложившимися общественными отношениями;

• обусловленность историческими, национальными, культурными и иными факторами;

• динамичность развития в результате воздействия внешних факторов.

Система конституционного права предопределена системой Конституции РФ, которая является основным источником отрасли.

Систему конституционного права образуют институты:

1) основ конституционного строя;

2) основ правового статуса человека и гражданина;

3) федеративного устройства;

4) системы государственной власти;

5) системы местного самоуправления.

Среди ученых нет единого мнения относительно элементов, входящих в систему конституционного права. Так, некоторые авторы выделяют подотрасли конституционного права — избирательное, парламентское и др. Оригинальную точку зрения высказал А.Н. Кокотов, включив в систему конституционного права общую и особенную части. К общей части он отнес основные конституционные принципы, в частности положения глав 1, 2 Конституции РФ. Рамками особенной части ученый обособил государственное право (парламентское право, президентское право, избирательное право, конституционно-судебное право, прокурорско-надзорное право, институт государственной символики и др.) и гражданско-публичное право (право политических партий, конфессионально-публичное право, информационное право и др.) [1] .

Конституционно-правовые институты группируются в определенной последовательности. Ведущее место в системе отрасли конституционного права занимает институт основ конституционного строя, содержащий исходные начала для всех других конституционно-правовых институтов. Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные и общественные структуры. Институт федеративного устройства предопределяет построение системы государственной власти, включая в нее федеральные органы и органы субъектов РФ.

  • [1]Кокотов А.Н. Конституционное право: Курс лекций. М., 2006. С. 24—25.

6. Система конституционного права Российской Федерации

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет из себя сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяющими основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Каждый элемент системы отрасли конституционного права, его наиболее крупный институт характеризуются наличием особых правовых черт, свойственных нормам данного института.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны.

К ним можно отнести различия по следующим признакам:

1) специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения и т. д.;

2) особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

3) степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принци-

пы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие — конкретно регулируют;

4) субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других — ко всем субъектам права;

5) способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6) специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7) видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;

8) степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержание правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках;

9) целенаправленности правового регулирования. Общая целенаправленность правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

10) функциям, присущим каждому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11) принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм.

Такие специфические особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права России как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: 1) воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; 2) как правило, не порождают конкретные правоотношения; 3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений; 4) адресованы всем субъектам права; 5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции; 6) устанавливаются в конституционной форме; 7) по своему виду являются нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями; 8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства; 9) по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права.

Институту Основ правового статуса человека и гражданина присущи свои особые черты. Его нормы: 1) осуществляют правовое воздействие путем признания государством прав человека; 2) реализуют все конкретные правоотношения; 3) относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; 4) в качестве субъекта права в них выступает личность вне связи с каким-либо особым правовым статусом; 5) не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; 6) предполагают для своей реализации подключение других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений. Эти нормы имеют еще и договорной характер. Для них предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий — через Конституционный суд.

Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного самоуправления, можно указать на следующие особенности:

1) это нормы прямого регулирующего действия, реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов выступают органы государства и местного самоуправления в их статусе народовластия;

3) большая часть норм устанавливается на основе Конституции в актах текущего законодательства, определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого субъекта Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей придает определенной группе норм качество элемента отрасли.

Характеристика системы конституционного права предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли.

Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем месте стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности.

Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, устанавливают необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти, определяют национально-государственные и государственно-территориальные образования в Российской Федерации.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции. Система отрасли предопределяется объективными факторами, но она формируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, так как осуществляется законодательством.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли.

Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики общественных отношений. Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. В системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм.

Система отрасли, как и система Конституции, не есть нечто застывшее. Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому данному этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.

Система конституционного права (2)

Главная > Реферат >Государство и право

1. Введение___________________________________________________ 1

2. Глава 1_____________________________________________________ 4

3. Глава 2_____________________________________________________ 13

4. Заключение_________________________________________________ 25

5. Глоссарий__________________________________________________ 27

6. Список использованных источников____________________________ 29

7. Приложение________________________________________________ 31

Представленная работа посвящена теме «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики .

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» определяют новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу системы конституционного права, его общие принципы, институты и нормы;

2. Сказать об актуальности проблемы систематизации конституционного права в современных условиях;

3. Обозначить тенденции развития тематики «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы»;

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы темы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов систематизации конституционного права. Рассматриваются различные источники конституционного права.

В главе второй более подробно рассмотрены общие принципы, институты и нормы конституционного права Российской Федерации и зарубежных стран. Глава имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также анализ перспектив и тенденций развития системы конституционного права.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике работы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Система конституционного права

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории.

Конституционное право — совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно — правовых отношений.

Каждый конституционно — правовой институт включает несколько различных источников. Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить “войну” источников. Например, постановлением правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти. Другой пример: государственный флаг, герб и гимн.

Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.

Признание того или иного акта источником права влечёт за собой определённые правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для гражданина какие — то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод гражданина, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения.

Когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин “источник права в юридическом смысле”. Таким путём это понятие ограничивается от понятия “источник права в материальном смысле”, под которым понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и общества. Эта категория была внедрена в юридическую науку марксистским историческим материализмом для того, чтобы подчеркнуть “неидеалистическую” природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для понимания конституционного права она не представляет.

В общей теории права принято различать источники права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно — правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.

После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно — правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно — правовые нормы.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Конституция — основной закон всякого государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами. Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

В Конституции устанавливаются конституционно — правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно — правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Еще по теме:

  • Могу ли я прописать жену на свою долю как прописать жену на свою долю Подскажите пожалуйста ,может ли прописать муж. на свою долю жену и её сына (сын не его) без согласия со собственника ? У нас нет прописки. А прописки на долю не было вообще никогда. Нет.Комната в […]
  • Органы исполнительной власти субъектов рф их система и структура Органы исполнительной власти субъектов РФ - Конституционное (государственное) право России (Каковкина Е.Н.) Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, […]
  • Потерпевший онлайн бесплатно Потерпевший (2010) Однажды главный герой приходит в себя в разбитой машине, стоящей посреди леса. Входную дверь заклинило, нога сломана, а вокруг лежат трупы неизвестных герою людей. Пытаясь вспомнить обстоятельства, при которых он […]
  • Уголовный кодекс казахстана до 1997 года Уголовный кодекс казахстана до 1997 года УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Утратил силу с 1 января 2015 года, за исключением статьи 51 , утратившей силу с 1 января 2016 года, в соответствии с Уголовным кодексом РК от 3 июля 2014 года […]
  • Встречный иск о разделе совместно нажитого имущества супругов Встречное исковое заявление о разделе долговых обязательств супругов Задайте вопрос юристу бесплатно! Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос! Все данные […]
  • Заявление в прокуратуру на алименты Образец заявления в прокуратуру о взыскании алиментов Вашему вниманию действительный пример документа, чтобы найти время для приготовления к доставке адресату. Ответственные документы имеют критичные поля для реквизитов. Чтобы внести их […]
  • Заявление на инн физического лица на ребенка Заявление на инн физического лица на ребенка Вы можете заполнить экранную форму Заявления непосредственно на сайте ФНС России в соответствии с полями формы и с сайта ФНС России направить Заявление в налоговый орган. В этом случае Вы […]
  • Полная доверенность в арбитражный суд Доверенность в арбитражный суд Доверенность Доверенность – письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом "Доверителем" другому лицу "Доверенному представителю" для представительства перед третьими лицами. Доверенность – односторонняя […]