Предмет методы и система конституционного права рф

Предмет методы и система конституционного права рф

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Таким образом, конституционное право России – ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства – с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

? Конституция РФ и ее свойства;

? основы конституционного строя России;

? основы конституционно-правоюго статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).

2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

? парламентское право РФ;

? избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;

? институт главы государства;

? институт Правительства РФ;

? конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;

? территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Каждая составная часть системы конституционного права – это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

uristinfo.net

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне со­гласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определен­ную группу общественных отношений, — это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положе­ние личности.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

а) основы конституционного строя;

б) основы взаимоотношений государства и личности;

в) политико-территориальное устройство;

г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

Методы правового регулирования конституционного права:

а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за
высшими органами власти, что и определено в Конституции);

б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

Изучение конституционного права зарубежных стран — это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

Сами же идеи конституционного значения — об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима — Цицерона и Гая.

В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права — о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции — М. Дювер-же; в Великобритании — Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии — Штайн; в США — Л. Трайб и др.

Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые — М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность — в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата — справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

Понятие, предмет, источники, нормы и система конституционного права рф как правовой отрасли.

КП-одно из отраслей правовой системы РФ представляет собой совокупность обще обязанных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предметом кп являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

-основ конституционного строя РФ, суверенитета народов и форма его осуществления, принципа гос устройства и разделения властей, социального и светского характера, государственного идеологического многообразия и верховенства конституции государства

-Взаимоотношение между государством и личностью, правовых основ статусов российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящиеся на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина и гарантии их реализации

-Федеративное устройство РФ, состав и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации (71ст) и предмета совместного ведения федерации и ее субъектов (72 ст), верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов

-Организация и функционирования системы органов гос власти Рф: органов федеральной гос власти РФ, органов судебной сласти.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

федеральные конституционные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Особенность норм КП:

1) большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

2) как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

3) нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

4) нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

5) применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

1) нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

2) нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

3) учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

4) дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

5) нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

6) нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

7) нормы — исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

Система конституционного права – это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно–правовых институтов. Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:

основы конституционного строя РФ

основные права и свободы человека и гражданина в РФ

3. федеративное устройство;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. государственная власть субъектов РФ;

9. судебная власть и прокуратура в РФ;

10. местное самоуправление

11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Предмет и метод конституционного права

В современной системе юридического знания говоря о предмете конституционного права имеют ввиду, как правило, три основных значения:

• во-первых, предмет конституционного права как отрасли действующей системы российского права;

• во-вторых, предмет конституционного права как научной, т.е.

• в-третьих, предмет конституционного права как учёной дисциплины.

Конституционное право как отрасль права. В первом случае речь идет об отрасли российского права, которая представляет собой систему внутренне согласованных и взаимосвязанных правовых норм, общепризнанных и общеобязательных правил поведения, объединённых в юридические институты, субинституты и подотрасли права, регулирующие определенную сферу общественных отношений. В этом значение под предметом отрасли права понимается сфера общественных отношений, которые урегулированы юридическими нормами. Предмет выступает главным критерием деления системы права на отрасли и имеет объективных характер (не зависит от воли конкретных лиц, групп, например, воли законодателя), поскольку складывается под воздействием реально существующих общественных отношений[1]. Например, предмет административного права (публично-властные, государственно-управленческие отношения в системе личность-общество-государство), гражданского права (отношения, связанные с имущественными личными и неимущественными правами) и т.д. В этом плане и конституционное право представляет собой взаимосвязанную и взаимосогласованную совокупность юридических (конституционно-правовых) норм, т.е. общеобязательных правил поведения, применение которых охраняется и обеспечивается механизмом государственного принуждения. В свою очередь предметом конституционного права выступают общественные отношения, регулируемые данной отраслью права.

Важно учитывать, что предмет конституционного права имеет принципиальное отличие от других отраслей российского права. Существенная особенность предмета конституционного права заключается в том, что данная отрасль права регулирует главные, основополагающие отношения в обществе, которые являются базовыми для развития других.

Конституционное право имеет свой особый предмет правового регулирования. Его содержание составляют крупные группы общественных отношений:

— по установлению и регулированию границ основных прав, свободы и ответственности в системе отношений личность, общество, государство;

— по формированию и организации политической и государственной власти, установлению форм народовластия, государственного устройства и суверенитета государства;

— по установлению и регулированию основных принципов организации и системы органов государственной власти и местного самоуправления;

— по установлению организационного и функционального единства общества, механизма управления различными социальными процессами (экономическим, политическими, социально-культурными и проч.)[2].

Кроме того, конституционное право любого современного государства формирует юридическое мировоззрение, уровень правосознания, а также направления и особенности социального и политико-правового развития общества. Причем конституционное право задает конкретный образец, единые правовые основы регулирования общественных отношений в различных сферах, поскольку выступает источником для всех других отраслей российского права[3].

Таким образом, конституционное право – это основополагающая (базовая) отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, формирующих основы конституционного строя и конституционно-правовую модель развития общества, обеспечивающих социально-культурное и ценностно-нормативное единство, политико-правовую целостность и суверенность общества, а также закрепляющих основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государства (форму правления, форму государственного устройства, форму политического режима), принципы, способы и процедуры формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

В предмете конституционного права выделяются две основные груп­пы общественных отношений: общие, в которых выражаются основные устои, основы общественного и государственного строя России и конк­ретные, в которых реализуются конституционные права и свободы граж­дан, осуществляется построение органов государственной власти, их компетенция, полномочия Президента РФ, депутатов, высших должно­стных лиц органов государственной власти.

Кроме предмета, каждая отрасль права, в том числе и конституционное, имеет свой специфический метод правового регулирования. Если предмет, как отмечалось выше имеет объективный характер, то метод – является результатом правотворческого процесса, т.е. складывается не только с учетом характера регулируемых отношений, но и в большей степени зависит от воли законодателя, выбирающего тот или иной способ нормативно-правового воздействия на регулируемые отношения. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если пред­мет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения под­вергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воз­действие.

Метод правового регулирования является комплексной категорией, в структуру которой, применительно к конституционному праву, входят следующие элементы, позволяющие четко очертить характер государственно-властного воздействия на те или иные группы общественных отношений:

1) установление границ (конституционно-правового поля) регулируемых отношений, которые зависят от объективных факторов – особенность и специфика отношений, наличие объективных интересов и потребностей общественного развития, так и субъективных факторов – воля и интересы государства;

2) наличие норм права, устанавливающих права и обязанности субъектов, государственные гарантии, связанных с обеспечением и реализацией последних, а также конституционно-правовые рамки о должном и возможном поведении этих субъектов (например, п. 3 ст. 17 фиксирует, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»);

3) наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющими этим участникам выступать, быть субъектами разнообразных конституционно-правовых отношений (например, п. 2 ст. 81 устанавливает, что «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет»);

4) установление общих мер юридической (конституционно-правовой) ответственности в случае нарушения нормативных предписаний.

В конституционном праве основные методы правового воздействия – это предписание, запрет, дозволение, которые используются в полном объеме и дополняют друг друга. Метод властных предписаний часто используется в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «сувере­нитет государства распространяется на всю его территорию» (ч. 1 ст. 4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105). Метод правового запрета также имеет значительное присутствие в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на моно­полизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сро­ков подряд» (ч. 3 ст. 81).

Также в конституционном праве активно использует­ся и метод установления дозволения. Он выражается в таком правовом воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляю­щей права и свободы человека и гражданина. Например, «каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37); «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43). Метод правового дозволения используется и при регулировании взаимоотношений органов государственной власти. Например, «Президент РФ имеет право председательствовать на заседа­нии Правительства РФ» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, метод конституционного права включает в себя три основных метода правового регулирования, которые в равной мере используются в процессе конституционно-правового регулирования.

Конституционное право как отрасли юридической системы знания. В этом значении конституционное право рассматривается как научная система знания, в содержание которой входит совокупность конституционно-правовых взглядов, представлений, принципов, идей о конституционном праве, сущности и социальной функции конституции, конституционных модели развития общества, а также система научных знаний о конституционной отрасли права, регулируемых ее нормами общественных отношений и процессах, связанных с их реализацией. В целом наука конституционное право в ее современном понимании, сложилась относительно недавно в XIX и XX столетиях, в трудах известных зарубежных ученых, представителей «юридической школы (Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд и др.). В отечественной правовой традиции, становление конституционного права как научной системы знания, связано с дореволюционными юристами-государствоведами (Н.Н. Алексеев, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, С.А. Котляревский, В. Сергеевич, Б.Н. Чечерин, С. А. Ященко и др.)[4].

Как правило, когда говорят о системе научного знания, прежде всего, под этим понимают взаимосвязанные и логически последовательные элементы – структуру полученных научных знаний о предмете. В качестве таких относительно самостоятельных элементов научной структуры конституционного права выделяют:

— историко-правовые проблемы становления, развития и современного состояния конституционализма (как теории и государственно-правовой практики), конституционно-правовых принципов и доктрин;

— общетеоретические и общеметодологические вопросы развития науки и отрасли конституционного права;

— конституционно-правовые модели развития общественных отношений и конституционные основы современного устройства общества и государства, основанную на них конституционно-правовую легитимность публичного взаимодействия в системе личность-общество-государство;

— конституционно-правовой статус человека, гражданина, их организаций и объединений;

— конституционно-правовое оформление государства: форму государственного устройства (территориальная организация публичной власти – государственной и муниципальной); форму правления (система организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности, их компетенцию, порядок взаимодействия данных органов между собой, с населением и т.д.); форму политического и государственно-правового режима (легитимные и легальные формы, способы и приемы реализации политической и государственной власти и др.).

Этот комплекс вопросов и составляют систему науки конституционное право, а ее предметом выступают общие (теоретические и методологические) и специфические (отраслевое) закономерности и случайности становления и развития конституционно-правовых идей, представлений и доктрин о сущности и значении конституции, юридическое знание о конституционных нормам и правоотношениях, охватывающих организацию формы государства, конституционно-правовую модель развития общества, положение личности, их коллективов.

Следует также отметить, кроме предмета и структур научного знания, соответствующей системы научных категорий и понятий, важным вопросом конституционно-правовой науки является методология. В самом общем виде методология определяете систему средств, методов и приемов познания, операций практического и теоретического освоения государственно-правовой действительности, для ее дальнейшего преобразования (совершенствования).

Методы, применяемые в современной научной теории и практике, как правило, представляют в виде системы:

1) Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы научного мышления. К основным всеобщим методам относят: а) диалектико-материалистический, основными принципам которого являются – объективность, всесторонность, конкретность (восхождение от абстрактного к конкретному), причинность, единства качественной и количественной определенности, развитие через противоречия и другие; б) системный, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, целостного комплекса взаимосвязанных элементов, отношений и проч.; в) феноменологический (описательный), направленный на описание и характеристику конституционно-правовых явлений как целостностей, выделенных из ряда других явлений и другие методы и общефилософские подходы;

2) Общенаучные методы – это приемы (способы мышления исследователей), используемые во многих областях научного знания: а) дедукция – это переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного их общего; б) индукция – это способ познание политических и правовых явлений, идущий от фиксирования практических (эмпирических) данных и их обобщение, систематизация на основании которых делаются общие выводы (от частного, единичного к общей интерпретации); методы анализа и синтеза – это процессы мыслительного (аналитического) и фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей; в) аналогии – это метод основанный на сравнение явлений и процессов, в том числе происходящих в государственно-правовой жизни общества, установления сходства одних свойств у тех или иных явлений, делается вывод о сходстве у них других свойств и другие методы;

3) Частнонаучные методы – это методы, которые применяются только в естественных или только в общественных науках вообще или в конкретной науке (например, конституционно-правовой) в частности. Среди частнонаучных методов можно выделить сравнительно-правовой, конкретно-социологический, метод моделирования и социально-правового эксперимента, историко-правовой, статистический и другие.

Сравнительно-правовой метод – это сопоставление и противопоставления при изучении двух и более правовых систем, конституционно-правовых традиций, институтов, отношений и т.п. В частности, при сравнительном (компаративистом) исследовании выделяется и интерпретируется положительный конституционно-правовой опыт, сравниваются различные конституционно-правовые модели развития общества и проч.

Исторический метод познания направлен на познание закономерностей и случайностей в развитии конституционного права, отдельных конституционных норм, институтов в различные периоды трансформации государственно-правовой организации общества.

Статистический метод направлен на анализ эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные отношения, публично-властное взаимодействие в системе личность-общество-государство и др.

Метод правого эксперимента связан прежде всего со стремлением и ученных-теоретиков, и представителей различных властных структур обнаружить точки соприкосновение конституционно-правовых институтов и науки в сфере правотворчества, провореализации. Основными задачами правового эксперимента являются реальная проверка на практике в ограниченной экспериментальной зоне целесообразности реализации того или иного научно обоснованного предложения, направленного, например, на совершенствования конституционно-правового регулирования конкретных отношений[5].

4) Специальные методы исследования – это такие методы, которые применяются для исследования дисциплинарных проблем, т.е. проблем конкретной науки. Например, формально-юридический (догматический) метод, применяется для познания определенного аспекта, элемента права как нормативного явления. Это метод применяется при изучении понятий и служит для установления смысла правовой нормы путем ее толкования. Нормативно-юридический метод направлен на исследование нормативных свойств норм права без анализа содержащихся в них конкретных правил поведения. С помощью этого метода изучается форма юридической нормы и типовые черты норм, а не их конкретное значение, как это имеет место при применении догматического метода.

Конституционное право как учебная дисциплина представляет в комплексном виде сложившуюся, устоявшуюся систему знаний о конституционной отрасли права, изучаемую в высших учебных заведениях. Предметом учебной дисциплины являются система конституционного права, его нормы, институты и источники; конституционно-правовые отношения. Задача учебной дисциплины – облегчить процесс усвоения студентами знаний по Конституционному праву Российской Федерации, оказать им помощь в изучении конституционного права как отрасли, при широком использовании научных и методических разработок в данной сфере правового регулирования.

Еще по теме:

  • Адвокат репников Юридическая консультация Запись на консультацию по телефону Наследственные споры Юрист по наследственным спорам. Юридическая консультация по наследственным вопросам Семейные споры Юрист по семейным спорам. Юридическая консультация по […]
  • Воинская часть в узынагаше РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ 28237 НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН" Карточка компании Контактная информация компании Предприятие Руководитель Налоговые отчисления Открой всю информацию за 1000 […]
  • System quick cash развод или правда Система Quick Cash System: Развод или правда? Обзор опубликован 13.01.2016 В последнее время, в интернете все больше и больше рекламируется система заработка Quick Cash System. По объемам трафика рекламная кампания превосходит даже уже […]
  • Вопросы и ответы на водительские права Самые частые вопросы, которые задают водители Вопрос / Ответ. В помощь автомобилистам. Каждый день миллионы водителей сталкиваются с различными ситуациями в автомобильной области, на которые хотят получить правильный ответ. Для того […]
  • Усыновление детские домики Усыновление детские домики В помощь усыновителю, опекуну (попечителю), приёмному родителю (адреса интернет - сайтов с производной информацией о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству на воспитание […]
  • Адвокат картушина Адвокат Картушина Наталья Юрьевна Общие сведения Статус: Действующий; Реестровый номер: 22/572; Номер удостоверения: 1084; Государство: Российская Федерация; Федеральный округ: Сибирский федеральный округ; Субъект Российской Федерации: […]
  • Заверить документ директором Как заверить документ: «копия верна» Заверенные копии документов вам могут потребоваться для предоставления в налоговую инспекцию, представителям внебюджетных фондов, контрагентам, выдачи работникам и др. И обычно ставится требование […]
  • Как выписать сына из приватизированной квартиры с его согласия Можно ли выписать человека из приватизированной квартиры без его согласия? Выписать из приватизированной квартиры человека просто только по его личному желанию. Для этого достаточно прийти в паспортный стол, написать соответствующее […]