Права обязанности граждан рб

Права обязанности граждан рб

Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь

· Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать её Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52)

· Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53)

· Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54)

· Охрана природной среды – долг каждого (ст. 55)

· Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56)

· Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57)

ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – НЕ НАРУШАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Права и обязанности граждан, понятие гражданства РБ

Правовой статус личности – это юридически закреплённое положение личности в государстве и обществе.

Основу правового статуса личности составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан.

Основы правового статуса личности в РБ закреплены в разделе 1 Конституции, статья 2 – провозглашает:

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Раздел 2 Конституции «Личность. Общество. Государство» содержит обширный перечень прав, свобод и обязанностей граждан РБ, иных лиц, находящихся на её территории, а также обязательств и обязанностей государства.

В соответствии со статьёй 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный образ жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Принципы правового положения личности в РБ:

  • Каждый закреплённый в Конституции Закон и предусмотрены международными обязательствами государства
  • Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22)
  • Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть 1 ст.23)
  • Осуществление предусмотренных в Конституции прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определённых Конституцией и законом (часть 1 ст.63)
  • При осуществлении особых мер, при осуществлении чрезвычайного положения могут ограничиваться следующие права: право на жизнь, запрещение пыток, презумпция невиновности, свобода совести
  • Осуществлению прав и свобод сопутствует выполнение предусмотренных Конституцией обязанностей (ст.52-57)
  • Никто не может быть понуждён к выполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией РБ и её законами, либо к отказу от своих прав.

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с Законом РБ «О гражданстве РБ». Гражданину РБ гарантируется зашита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за её пределами.

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства РБ регулируется Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ».

Бесплатная юридическая консультация

Телефон: 8 (499) 450-28-52

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Беларуси правами и обязанностями наравне с гражданами РБ если иное не предусмотрено международными договорами РБ, Конституцией и законом.

Права и свободы делятся на личные (гражданские), политические и социально-экономические.

К личным правам и свободам РБ относятся:

  • Право на жизнь (ст.24)
  • Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст.25)
  • Право на презумпцию невиновности (ст.26)
  • Право не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27)
  • Право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст.28)
  • Право на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст.29)
  • Право свободы передвижения (ст.30)
  • Право свободы совести и вероисповедания (ст.31)
  • Право на создание семьи, государственную защиту брака, семьи, отцовства, материнства (ст.32)
  • Право свободы мнений, убеждений и право на их свободное выражение (ст.33)

Политические права и свободы:

  • Право граждан РБ на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей (ст.37)
  • Право граждан свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст.38)
  • Право граждан РБ на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст.39)
  • Право каждого направлять свои личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40)
  • Право граждан РБ на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34)
  • Право свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35)
  • Право свободы объединений (ст.36)

Экономические, социальные и культурные права:

  • Право на труд, включая право на выбор профессии, род занятий, работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей (ст.41)
  • Право лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст.42)
  • Право на отдых (ст.43)
  • Право на собственность (ст.44)
  • Право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45)
  • Право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права (ст.46)
  • Право на социальное обеспечение старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом (ст.47)
  • Право граждан РБ на жилище (ст.48)
  • Право каждого на образование (ст.49)
  • Право каждого на сохранение своей национальной принадлежности, на пользование родным языком и выбор языка общения (ст.50)
  • Право каждого на участие в культурной жизни, и свобода художественного, научного и технического творчества и преподавания (ст.51)
  • Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определённые законом сроки (ст.60)
  • Каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными РБ, обращаться в международные органы с целью защиты их прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.61)
  • Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод (ст.62)

Конституционные обязанности личности:

  • Каждый, кто находится на территории РБ, обязан соблюдать её Конституцию, законы, уважать её национальные традиции (ст.52)
  • Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, интересы других лиц (ст.53)
  • Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54)
  • Долг каждого охраны природной среды (ст.55)
  • Граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин, и иных платежей (ст.56)
  • Защита РБ (ст.57)
  • Принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию конкретных прав и свобод
  • Создание государственных институтов, обеспечивающих такую реализацию и установление порядка их деятельности

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверили исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие свободу личности (часть 3 ст.59)

Права обязанности граждан рб

  • Вопрос 1. Понятие основных прав и свобод граждан в Республике Беларусь и их юридические свойства
  • Вопрос 2. Классификация и характеристика основных прав и свобод граждан Республики Беларусь: а) личные права и свободы; б) политические права и свободы; в) социально-экономические и культурные права и свободы
  • Вопрос 3. Конституционные обязанности личности в Республике Беларусь
  • Вопрос 4. Гарантии осуществления прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь
  • Вопрос 5. Международная защита общих прав человека
  • Вопрос 6. Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека

ВОПРОС 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Наряду с правами и свободами Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан.

Обязанность – это необходимость совершать определенные действия либо воздерживаться от их совершения в интересах общества и государства, это требования, предъявляемые государством к гражданину (ст.ст. 52-57).

Особенности конституционных обязанностей состоят в следующем:

1. они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;

2. они служат как личным так и общественным интересам;

3. они имеют важную общественную и государственную значимость;

4. правовое содержание обязанностей сочетается с нравственным отношением общества;

5. они имеют высшую юридическую силу и всеобщий характер.

К важнейшим конституционным обязанностям относятся:

соблюдение Конституции Республики Беларусь, ее законов и уважение национальных традиций (ст. 52)

Эта обязанность распространяется на каждого человека, находящегося на территории Беларуси. Соблюдение Конституции и законов не ограничивается требованиям не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность основ Конституции, положений законодательства.

уважение достоинства, прав, свобод, законных интересов других лиц (ст. 53)

Эта конституционна норма также распространяется на всех лиц. Все лица обязаны взаимно уважать достоинство, права, свободы и закроенные интересы других.

обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54)

Данная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей белорусского народа. Основным нормативным актом в данной области, конкретизирующим, эту конституционную норму является Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 года «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь».

охрана природной среды (ст. 55)

Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят рад законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействия их нарушениям со стороны других лиц.

Законодательством устанавливается в различной мере ответственности за нарушения правил охраны водных ресурсов, лесов, недр, за порчу земель, загрязнение химическими и искусственными радиоактивными веществами, сточными водами, производственными и иными отходами.

участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56)

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Без уплаты налогов и иных платежей в республиканские и местные бюджеты не возможно финансирование государства и перераспределение доходов. За счет отчислений граждан в данные бюджеты содержится аппарат государства, поддерживается обороноспособность, развивается образование, здравоохранение, наука и иных сферы экономики. В условия свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличие различных неконтролируемых и не учитываемых государством источников доходов, уплата налогов связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана государственного суверенитета, обороноспособности.

Законодателями страны ведутся поиски оптимальной ставки налога, позволяющего не только осуществлять функции государства, но и стимулировать экономическую деятельность граждан.

защита Республики Беларусь (воинская обязанность) (ст. 57)

Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от нее либо замена ее альтернативной определяется законом. В случаи нападения или агрессии иностранного государства на Республику Беларусь все граждане обязаны защищать свое Отечество.

К конституционным обязанностям также можно отнести обязанность родителей или лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь (ст. 32).

Права и обязанности граждан при осуществлении административных процедур

Права и обязанности граждан при осуществлении административных процедур

Статья 10. Права заинтересованных лиц
Заинтересованные лица имеют право:
обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;
бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
принимать участие в осуществлении административных процедур лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
получать административные решения (их копии, выписки из них);
отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
обжаловать принятые административные решения;
отозвать свою административную жалобу;
осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Статья 11. Обязанности заинтересованных лиц
Заинтересованные лица обязаны:
вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором–седьмом части первой пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;
вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;
своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Статья 11 1 . Права и обязанности третьих лиц
1. Третьи лица имеют право:
получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
отозвать свое согласие (в том числе выраженное путем проставления подписи на заявлении заинтересованного лица) на осуществление административной процедуры в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
обжаловать принятые административные решения;
отозвать свою административную жалобу;
осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.
2. Третьи лица обязаны:
вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Статья 13. Плата, взимаемая при осуществлении административных процедур
1. Платой, взимаемой при осуществлении административных процедур, являются:
сборы (пошлины), уплачиваемые заинтересованными лицами;
плата за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, вносимая заинтересованными лицами уполномоченным органам, другим государственным органам, иным организациям.
2. В случае, если при осуществлении административных процедур взимается плата в виде сбора (пошлины), ее размер указывается в актах законодательства, предусмотренных абзацем первым части первой пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, с учетом установленных налоговым законодательством ставок таких платежей.
3. Размер платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур.
Порядок расчета экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административных процедур, а также порядок возврата платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

1. Теоретические основы и характеристика понятий – конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.

2. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.

3. Личные права и свободы граждан, их содержание.

4. Политические права и свободы граждан, их содержание.

5. Социально- экономические и культурные права и свободы граждан, их содержание.

6. Конституционные обязанности граждан.

7. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь. Государственная защита прав человека и гражданина.

1.Теоретические основы и характеристика понятий – конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан на современной концепции прав человека и, в отличии от предшествующих- конституций, базируется на международно-правовых документах. Они устанавливают общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. Сегодня права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они — объект внимания всего международного сообщества. Универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативный протокол к нему (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) (в совокупности эти международные акты составили ныне действующую Хартию прав человека, которая в международном сообществе рассматривается как эталон определения демократичности того или иного государства). Благодаря этим документам человек стал субъектом международного права. Все государства, присоединившиеся к этим документам, оказались обязанными привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало приоритет указанных международных актов над внутренним законодательством стран-участниц.

Статья 8 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это свидетельствует о стремлении белорусского государства к международному сотрудничеству, об уважении общепризнанных норм международного права.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Другие права и свободы (неконституционного уровня) закрепляются иными отраслями национальной системы права.

Конституционные права, свободы и обязанности являются основными потому, что они опосредуют наиболее важные, существенные отношения и связи между государством, с одной стороны, и гражданином — с другой. Осуществление основных прав, свобод и обязанностей происходит в процессе взаимодействия гражданина с органами государства, трудовыми коллективами. Основаниями таких взаимоотношений являются соответствующие конституционные права или обязанности.

Основные права и свободы это закрепленные в Конституции Республики Беларусь возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Основные обязанности это установленные государством и закрепленные в Конституции Республики Беларусь виды и меры общественно необходимого поведения граждан. Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.

С принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) начался новый этап а развитии прав и свобод личности в Беларуси. Он характеризуется тем, что теперь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Конституция содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства и гражданина. Так, государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а 1ражданин, в свою очередь, ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Помимо установления принципа взаимоотношений личности и государства, ст. 2 Конституции закрепляет отдельно термины «права человека» и «права гражданина». Эти понятия близки, но не тождественны по своей природе и содержанию, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства; второе- обусловливается характеристикой прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в этом качестве.

Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина- из позитивного. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя и те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство) (например, участие в выборах высших и местных органов государственной власти, допуск в своей стране к государственной службе и т.д.). Это объясняется желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности.

Конституционные права, свободы и обязанности характеризуются определенными признаками, которые отличают их от других прав и свобод. Можно выделить следующие их признаки:

1) конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать основным. Ни один государственный орган, н и одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, противоречащее конституционным правам, свободам и обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма;

2) конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством;

3) основные конституционные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде. Детализируются они в правах и обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами;

4) только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории Республики Беларусь в отношении всех граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства;

5) для каждого гражданина Республики Беларусь одинаков круг прав, свобод и обязанностей;

6) конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Пока лицо является гражданином Республики Беларусь, оно может реализовывать конституционные права, свободы и обязанности. Ограничение прав и свобод допускается только в случаях, предусмотренных.законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В соответствии со ст. 63 Конституции Республики Беларусь, осуществление прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. При этом не могут ограничиваться: право на жизнь, неприкосновенность и достоинство личности, презумпция невиновности, свобода совести (ст. 24, ч. 3 ст. 25, ст. 26, 31 Конституции Республики Беларусь);

7) конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено тем, что, во-первых, все нормы Конституции находятся под особой охраной государства, во-вторых, в самом ее тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких разделов Конституции, в том числе раздела II «Личность, общество, государство»;

8) они возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона государства. При этом Конституция определяет как их содержание, так и объем;

9) они выражают прежде всего отношения и связи гражданина и государства;

10) они неотчуждаемы и абсолютны и принадлежат каждому от рождения;

11) осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливают необходимость их классификации. Такая классификация возможна по различным критериям. В зависимости от субъекта их можно подразделить, на права и свободы гражданина и человека; в зависимости от характера субъекта — на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их. на основные и дополнительные (конкретизирующие). Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием все они делятся на личные, политические, экономические, социально-культурные. Эта классификация, как и всякая другая, носит в ряде случаев условный характер. Рассмотрим содержание основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по группам.

2.Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.

Классификация основных прав и свобод: личные, политические, экономические, социальные, культурно-творческие, экологические, юридические права-гарантии

Личные права и свободы граждан:

право на личную свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

право на неприкосновенность жилища;

свобода совести и вероисповедания;

право на тайну личной корреспонденции, телефонных и иных сообщений;

право на создание семьи и заключение брака;

иные права и свободы.

Политические права и свободы граждан:

_ свобода мнений, убеждений и их свободное выражение;

— право на свободу объединений;

— свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (не нарушающих правопорядок и права других граждан);

— право равного доступа к любым должностям в государственных органах;

— право на участие в управлении государственными и общественными делами;

— иные права и свободы.

Экономические права граждан:

— на труд и его оплату в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением;

— частную собственность, ее наследование и неприкосновенность;

— охрану сбережений и гарантию возврата вкладов.

Социальные права граждан:

— на охрану здоровья;

— социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом;

— сохранение своей национальной принадлежности.

Культурные права и свободы граждан:

— на пользование достижениями культуры, участие в культурной жизни;

-свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания;

— охрану интеллектуальной собственности.

Экологические права граждан:

— на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Примечание. Рассматривая проблему классификации прав и свобод следует иметь ввиду, что их круг постоянно расширяется. Данное обстоятельство обусловливает появление в литературе и новых критериев группировки прав и свобод. При этом встречаются различные подходы к определению этих критериев. Вместе с тем надо учитывать, что классификация прав и свобод в ряде случаев является весьма условной, поскольку одно и то же право или свобода могут одновременно принадлежать к нескольким классифицированным группам. К примеру, свобода совести относится к личным свободам, хотя в некоторых странах она приобретает политический характер.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан — это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.

Классификация гарантий прав и свобод:

внутренние (политические, экономические, организационные, юридические);

Примечание. В литературе приводится и иная классификация гарантий (например, общие гарантии (касаются всех прав и свобод) и специальные гарантии (действуют в отношении отдельных прав и свобод).

Обязанность — это установленная законом необходимость совершать какие-либо действия или воздерживаться от этих действий. Если права и свободы делятся на разные группы, то обязанности, как правило, классифицируются с большим трудом и чаще всего перечисляются в виде основных требований государства к гражданам.

Основные обязанности граждан:

соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и национальные традиции;

уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;

беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей;

защищать Республику Беларусь;

обязанность родителей или лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении;

обязанность детей заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

3.Личные права и свободы граждан, их содержание.

К числу личных прав и свобод, согласно Конституции Республики Беларусь, относятся:

1) право на жизнь (ст. 24 Конституции). Государство защищает жизнь человека от противоправных посягательств. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Право на жизнь конкретизируется в различных правовых нормах по охране жизни человека, устанавливающих недопустимость произвольного лишения жизни, запрет активной эвтаназии, дозволенность искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, а также самостоятельного решения вопроса о материнстве, в том числе об искусственном прерывании беременности. В рамках реализации данного права встает вопрос об отмене смертной казни. Различные государства по-разному решают данную проблему. Конституция Республики Беларусь гарантирует, что смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Каждое лицо, приговоренное к смертной казни, может ходатайствовать о помиловании, в случае которого смертная казнь заменяется пожизненным заключением;

2) право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности(ст. 25 Конституции). Ограничение или лишение личной свободы возможно только в случаях и порядке, установленных законом. Охрана права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на честь и достоинство является важнейшим принципом уголовного законодательства в Республике Беларусь.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Кроме того, никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам;

3) презумпция невиновности (ст. 26 Конституции). Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотрен ном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Это право включает в себя следующие компоненты:

• признание виновным только по приговору суда;

• недоказанная вина равна доказанной невиновности;

• все сомнения толкуются в пользу обвиняемого;

• бремя доказывания вины лежит на органах правосудия;

4) недопустимость принуждения к даче показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27 Конституции);

5) право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство (ст. 28 Конституции).

Право на неприкосновенность личной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Право на личную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в семье, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, мировоззрение, увлечения и творчество также принадлежат к проявлениям личной жизни. К личной жизни относятся тайна исповеди, медицинская тайна, тайна судебной защиты, предварительного следствия, усыновления, нотариальных действий.

К личным тайнам относится также тайна почтово-телеграфной корреспонденции (переписки, иных почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных сообщений);

6) право на неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции).

В соответствии с этой статьей, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется государством. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Под жилищем понимаются квартира, дом, дача, гостиничный номер, комната в общежитии, каюта, купе и т.д., т.е. любое помещение, занимаемое гражданином на законном основании в качестве постоянного или временного места его пребывания.

Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц. Неприкосновенны личные бумаги, дневники к иные материалы, хранящиеся в жилище. Конституция защищает от посягательство на жилище граждан и требует от должностных лиц немедленного реагирования на нарушение прав и возмещения ущерба;

7) право свободно передвигаться и выбирать местожительство в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции). Это право не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые необходимы для охраны государственной безопасности населения. 2 июня 1993 г. был принят Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь». Этот нормативный акт гарантирует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международными актами обеспечение права гражданина Республики Беларусь на осуществление вышеназванного права, регулирует порядок оформления документов для выезда за границу и возвращения и устанавливает основания для временного ограничения права выезда. Это владение сведениями о государственной тайне, возбуждение уголовного дела, предъявление гражданского иска, сообщение заведомо ложных сведений при оформлении документов, а также случаи, когда гражданин подлежит призыву на действительную военную службу;

8) свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической пропаганды (ст. 31 Конституции). Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом;

9) право на вступление в брак и создание семьи (ст. 32 Конституции). Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и Других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Положения данной статьи конкретизируются в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Трудовом кодексе Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» и других нормативных актах;

10) право на национальную принадлежность, пользование родным языком (ст. 50 Конституции). Конституция Республики Беларусь устанавливает, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения;

11) право на судебную защиту прав и свобод (ст. 60 Конституции). Данное право соответствует демократическим стандартам в области прав человека. Оно сформулировано в соответствии с международными договорами, в том числе ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10, 29 Всеобщей декларации прав человека. Право на судебную защиту прав и свобод предполагает возможность обращения человека в компетентный, независимый и беспристрастный суд в определенные законом сроки для защиты своих интересов;

12) право на юридическую помощь (ст. 62 Конституции). Для осуществления и защиты прав и свобод каждый человек имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов. В целях оказания юридической помощи в республике создана сеть юридических консультаций, различных учреждений, оказывающих правовые услуги.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств;

13) право на обращения в международные организации с целью защиты прав и свобод (ст. 61 Конституции).

Физические лица могут использовать три основные процедуры международного разбирательства в отношении предполагаемых нарушений прав человека:

• Комитет по правам человека;

• Европейский суд по правам человека;

• Комиссия по правам человека (Конвенция СНГ о правах и свободах 1995 г.).

Жалобы принимаются только в тех случаях, когда уже исчерпаны все имеющиеся доступные внутренние средства правовой защиты.

4.Политические права и свободы граждан, их содержание.

Политические права и свободы позволяют гражданам принимать участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами общества и государства, оказывать влияние на властные структуры. В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Политические права и свободы могут быть реализованы как индивидуально, так и через объединение с другими гражданами. Эта категория прав укрепляет взаимосвязь гражданина с обществом и государством и позволяет каждому гражданину почувствовать себя ответственным за все, что происходит в государстве.

К числу политических прав и свобод относятся следующие:

1) свобода мнений и убеждений (ст. 33 Конституции).

В содержание данной свободы входят свобода мысли, слова и свобода печати как одно из средств выражения свободы слова.

Свобода мысли — это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, самоопределение им системы своих духовных ценностей, верований, взглядов и т.д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и коллективно и в средствах массовой информации, в том числе в печати.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 г., гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой информации. Граждане имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. Государство рассматривает систему СМИ как основу реализации конституционного права граждан на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры.

Конституционно-правовой гарантией свободы мнений и убеждений являются положения Конституции о том, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них, а также о недопустимости цензуры;

2) право на получение и распространение информации (ст. 34 Конституции). Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Положения данной статьи более детально регламентируются Законом Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» и другими актами.

Государство в лице его любых органов, а также общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав;

3) свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст. 35 Конституции). Порядок проведения указанных мероприятий регулируется Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30.12.1997 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 07.08.2003 г., 29.11.2003 г., 06.10.2006 г.), в котором устанавливаются разрешительный характер проведения данных мероприятий и порядок получения разрешения для их проведения;

4) свобода объединений (ст. 36 Конституции). Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т.е. создание разного рола союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к самоорганизации, т.е. к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти. Данное право реализуется в Законах Республики Беларусь «О политических партиях», «Об общественных объединениях». Исключения из этого права предусматриваются для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащих, которые не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели;

5) право на участие в решении государственных дел (ст. 37 Конституции). Данное право развивает содержащееся в Конституции положение о том, что единственным источником власти в Республике Беларусь является народ. Участие в решении государственных дел может быть как прямым (референдум, обсуждение законопроектов и вопросов республиканского и местного значения), так и осуществляемым через свободно выбранных представителей;

6) права избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции). Данное право — важнейший демократический институт, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Оно регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь;

7) право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39 Конституции).

Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это не значит, что гражданин вправе требовать и ему обязательно будет предоставлена какая-либо должность. Речь идет о нраве граждан на равных возможностях поступать на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Не допускается установление ограничений в зависимости от расы, пола, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата. Равный доступ к должностям в государственных органах призван обеспечить нормальную сменяемость и обновление кадров.

Вопросы поступления на государственную службу регулируются Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18, лет, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательством;

8) право на обращение в государственные органы (ст. 40 Конституции). Граждане Республики Беларусь имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу. Государственные органы, в свою очередь, обязаны рассмотреть поступившее обращение в установленный законом срок и дать ответ по существу.

Вышеназванные политические права и свободы в полной мере соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.

5.Социально- экономические и культурные права и свободы граждан, их содержание.

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защищать свои жизненные интересы. Большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также предоставления ему возможности для духовного развития и проявления своих способностей.

В экономических, социальных и культурных правах раскрываются важная роль и значение социального правового государства. Эти права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. Именно по этому пути и движется Республика Беларусь, стремясь установить те минимальные стандарты в области экономических и социальных прав и свобод, которые бы позволили нормально существовать каждому человеку. К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся следующие:

1) право на труд (ст. 41 Конституции). Право на труд рассматривается как наиболее достойный способ самоутверждения человека. Граждане Республики Беларусь, реализуя это право, имеют право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой, на здоровые и безопасные условия труда. Оки могут самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, работника частной фирмы; заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Право на труд реализуется в форме трудового договора (контракта), заключаемого работником с собственником и администрацией предприятия.

Трудовые отношения в республике регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь;

2) право на справедливое вознаграждение за выполненную работу (ст. 42 Конституции). Справедливая доля вознаграждения гарантируется в соответствии с количеством, качеством и общественным значением труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достойное существование. Кроме того, женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности;

3) право на отдых (ст. 43 Конституции). Содержанием права на отдых является возможность человека самостоятельно распоряжаться своим свободным временем по своему усмотрению. Право на отдых — это не только перерыв в рабочем времени, а гораздо более многообразное социальное поведение человека, связанное с организацией отдыха и досуга.

Под временем отдыха в трудовом праве принято понимать установленное законодательством время, в течение которого работник свободен от выполнения своих трудовых обязанностей и вправе использовать его по своему усмотрению.

Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого трудящегося, государство предусматривает в законодательстве (глава 11 Трудового кодекса Республики Беларусь):

• перерывы в течение рабочего дня для отдыха и питания (продолжительность — не менее 20 минут и не более 2 часов);

• дополнительные специальные перерывы (перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания, перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах и др.);

• выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Если производство непрерывно или

•обслуживание населения осуществляется непрерывно (почта, телеграф, транспорт и т.д.), то выходные дни предоставляются по графику.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов;

4) право собственности (ст. 44 Конституции).

Содержание права собственности включает возможность человека извлекать выгоду из принадлежащих ему на праве собственности материальных и нематериальных благ и тем самым удовлетворять свои потребности.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования гарантируются и охраняются законом.

Все субъекты права собственности юридически равны перед законом. Каждый может иметь на праве собственности практически любое имущество — движимое и недвижимое.

Отношения права собственности регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь;

5) право на охрану здоровья (ст. 45 Конституции).

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, экологического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей. Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия людей, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Государство гарантирует бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения и создает условия для доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Регламентирует деятельность учреждений здравоохранения и реализацию права на охрану здоровья Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»;

6) право на благоприятную окружающую среду (ст. 46 Конституции).

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Статья 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17.07.2002 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.06.2007 г.) дает определение понятиям «окружающая среда», «охрана окружающей среды», «благоприятная окружающая среда» и др. Так, «окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов», «охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) — деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий».

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья граждан, охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также снижение (запрещение) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

7) право на социальное обеспечение (ст. 47 Конституции). Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством;

8) право на жилище (ст. 48 Конституции). Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания.

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд.

Жилищные отношения регулируются Жилищным кодексом Республики Беларусь и иными правовыми актами;

9) право на образование (ст. 49 Конституции). Каждый в Республике Беларусь имеет право на образование. Ограничения права на образование могут устанавливаться только законом. Государство гарантирует право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического образования, доступность для всех среднего специального и высшего образования в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях;

10)право на участив в культурной жизни (ст. 51 Конституции). Право на участие в культурной жизни включает знакомство людей с результатами творчества друг друга, общение в духовной сфере, повышение уровня культуры, образования, интеллекта.

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

6.Конституционные обязанности граждан.

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей. Права человека и гражданина будут гарантированы лишь тогда, когда ими будут реализовываться и определенные обязанности.

Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом его общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.

Основные обязанности гражданина закрепляются в Конституции и получают название «конституционные обязанности».

Конституционные обязанности обладают рядом признаков. Они:

• направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;

* служат реализации как личных, так и коллективных, общественных интересов;

•имеют высшую юридическую силу.

К числу конституционных обязанностей можно отнести следующие:

1) обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52 Конституции).

Данной обязанности придается особое значение. Строгое соблюдение Конституции и законов, уважение национальных традиций — одно из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в государстве. Невыполнение этой обязанности ослабляет государство во в сех сферах его деятельности, вносит дезорганизацию в систему общественных отношений, делает невозможным управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами, а также пользование правами и свободами. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать Конституцию и законы влечет за собой возможность применения к виновным государственно-правового принуждения. Применение санкций к правонарушителям направлено на охрану установленного порядка. Кроме карательного воздействия на конкретных правонарушителей, оно имеет воспитательное значение для всех граждан j и должностных лиц. Санкции за нарушение конституционных требований |содержатся в нормах отраслевого законодательства: уголовного, административного, гражданского и др.;

2) обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц. Данная обязанность закреплена в ст. 53 Конституции Республики Беларусь. Она тесно связана с правом на свободу, неприкосновенность я достоинство личности (ст. 25), И если государство берет на себя обязательство обеспечивать это право, то оно, в свою очередь, и возлагает на граждан обязанность уважать достоинство, права и свободы, законные интересы других лиц. Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности влечет наступление юридической ответственности;

3) обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54 Конституции).

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей белорусского народа, развитие его куль- . туры, национальных традиций.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием, неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Его духовные,, художественные и документальные достоинства создают необходимые условия для духовного, интеллектуального и экономического развития общества.

Идентификация, охрана, сохранение, популяризация и передача поколениям историко-культурного наследия является святой обязанностью государства, делом чести каждого гражданина.

Республика Беларусь считает причинение вреда историко-культурному наследию преступлением против общечеловеческих ценностей и общественного прогресса. Этим прежде всего обусловлено возложение на граждан Республики Беларусь обязанности беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

4) обязанность охранять природу (ст. 55 Конституции). Охрана природной среды — долг каждого.

С развитием научно-технического прогресса усилилось отрицательное воздействие на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей.

Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека на планете.

Конституционная обязанность охранять природу и окружающую среду конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17.07.2002 г. (ст. 12) установлены следующие обязанности граждан:

• соблюдать законодательство об охране окружающей среды;

• повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

• выполнять требования в области обращений с отходами;

• соблюдать правила охоты и рыболовства и др.;

5) обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов (ст. 56 Конституции).

Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь, граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

В любом государстве налоги составляют основу государственного бюджета. Установление налогов необходимо для финансирования таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура, образование, социальное обеспечение и т.д. Налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики.

Самым массовым налогом является подоходный. Он используется, как и все налоги и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги. Он также обязан: стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных законодательством; вести учет доходов; предоставлять в налоговый орган необходимые документы и т.д.;

6) обязанность защищать Республику Беларусь (ст. 57 Конституции).

Конституция Республики Беларусь объявляет защиту Республики Беларусь обязанностью и священным долгом гражданина. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения.

Реализация воинской обязанности граждан предусматривает организацию воинского учета, подготовки к военной службе, поступление на ее и ее прохождение, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в мирное время.

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» от 05.11.1992 г. (ст. 1) определяет воинскую обязанность как обязанность граждан Республики Беларусь, устанавливаемую в целях создания и постоянного функционирования системы мероприятий, обеспечивающих защиту Республики Беларусь, прохождение гражданами воинской службы, подготовку военнообязанных к вооруженной защите государства.

7.Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь. Государственная защита прав человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод граждан — первейшее условие и средство их реализации. Объективную сторону гарантий представляют политические, экономические и социальные условия жизни общества. От них в конечном счете зависит то, как граждане реально могут воспользоваться своими правами и свободами. Существенную роль в реализации прав, свобод и обязанностей играет соответствующая деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

В качестве конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают положения ст. 58-62 Конституции. В частности, в них подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан (ст. 59 Конституции).

Важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан <ст. 59 Конституции).

В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Республики Беларусь гарантируется право обращаться в суд (ст. 60 Конституции). В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (ст. 62 Конституции).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется и международная зашита Прав и свобод. Ст. 61 Конституции устанавливает, что каждый вправе в соответствии с международно-правовым и актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Жалоба может быть подана в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский суд по правам человека. Обращение в Суд может подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Т е м а 12. Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство Республики Беларусь

1.Понятие «правового статуса» и «правового положения» человека и гражданина Республики Беларусь.

2.Гражданин как политико-правовое понятие, как человек, принадлежащий к государству и обладающий его гражданством. Гражданство как конституционно-правовой институт.

4.Развитие законодательства Республики Беларусь о гражданстве во времени.

5.Основания и условия приобретения гражданства Республики Беларусь.

6.Основания и условия прекращения гражданства.

7.Органы, принимающие решения и оформляющие документы по вопросам гражданства. Порядок рассмотрения вопросов о предоставлении и выходе из гражданства.

Литература: [1,58,98, 99, 101, 102,103, 104,105,108-112, 115-117, 120]

Т е м а 13. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

в Республике Беларусь.

1.Понятие «иностранец» и его правовой статус.

2.Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь. Правовая ответственность иностранных граждан.

3.Понятие «лицо без гражданства». Правовой статус лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь. Правовая ответственность лиц без гражданства.

4.Институт убежища и правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь.

Литература: [1,16,98, 29,42,51,99, 101, 102,103, 104,105, 107, 108-112, 115-117]

Т е м а 14. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Международные стандарты и универсальный механизм защиты прав человека и гражданина

1.Теоретические основы и характеристика понятий — конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.

2.Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.

3.Личные права и свободы граждан, их содержание.

4.Политические права и свободы граждан, их содержание.

5.Социально-экономические и культурные права и свободы граждан, их содержание.

6.Конституционные обязанности граждан.

7.Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь. Государственная защита прав человека и гражданина.

8.Всеобщая декларация прав человека.

9.Международные стандарты в области основных прав и свобод человека и гражданина.

10. Универсальный механизм защиты основных прав и свобод человека и гражданина

Литература: [1,16,18, 20,24,29,30,34-36,38,39,43, 46-48, 50,52,54,58-71,74-76, 79-82, 84, 90-92, 95, 96,98, 99, 101, 102,103, 104,105, 106,107,108-112, 115-117,120]

1. Укажите принципы гражданства Республики Беларусь:

1) Право на гражданство.

2) Лишение гражданства за совершение государственной измены.

3) Недопустимость выхода из гражданства.

4) Равное гражданство.

5) Непризнание за гражданином Республики Беларусь принадлежности к гражданству другого государства.

2. Укажите основания приобретения гражданства Республики Беларусь:

3) В результате приема.

4) Признание беженцем.

5) Утрата гражданства другого государства.

3. Укажите условия приема в гражданство:

1) Лицо знает один из государственных языков в Республике Беларусь в пределах, необходимых для общения.

2) Лицо должно родиться на территории Республики Беларусь.

3) Лицо постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет.

4) Лицо имеет законный источник средств существования.

5) Лицо обратилось с заявлением о приеме в гражданство в органы внутренних дел.

4. Укажите категории лиц, в отношении которых срок проживания на территории Беларуси может быть сокращен либо не применяться вовсе:

1) Для любых категорий лиц.

2) Для лиц без гражданства.

3) Для лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта любо обладающих профессией или квалификацией, представляющей государственный интерес для Республики Беларусь.

4) Для белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь.

5) Для лиц, признанных беженцами.

5. Укажите основания для отклонения заявления о приобретениигражданства Республики Беларусь:

1) Лицо осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства.

2) Лицо ранее вышло из гражданства Республики Беларусь.

3) Лицо имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкогопреступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами,признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

4) Лицо представило ложные сведения или подложные документы.

5) Лицо имеет счет в банке иностранного государства.

6. Укажите основания прекращения гражданства Республики Беларусь:

1) Совершение преступления.

2) Проживание за пределами Беларуси более одного года.

3) Решение органов внутренних дел.

4) Выход из гражданства Республики Беларусь.

5) Утрата гражданства Республики Беларусь.

7. Укажите основания для утраты гражданства Республики Беларусь:

1) Трудовая деятельность в иностранном государстве.

2) Поступление лица на воинскую службу иностранного государства.

3) Систематическое совершение правонарушений.

4) Проживание на территории иностранного государства более пяти лет.

5) Поступление лица на службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.

8. Укажите общий срок рассмотрения заявлений по вопросам приема в гражданство Республики Беларусь:

1) Не может превышать одного года.

2) Не может превышать шести месяцев.

3) Не может превышать двух месяцев.

4) Законодательно не определен.

5) Не может превышать одного месяца.

9.Укажите орган, принимающий решение о приеме в гражданство Республики Беларусь на общих основаниях:

1) Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

2) Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

3) Совет Министров Республики Беларусь.

4) Комиссия по вопросам гражданства и миграции при Президенте Республики Беларусь.

5) Президент Республики Беларусь.

10. Укажите, как изменяется гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей:

1) Изменяется только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

2) Соответственно изменению гражданства родителей.

3) По желанию родителей.

4) Остается гражданство Республики Беларусь.

5) Утрачивается гражданство Республики Беларусь.

11. Укажите юридические свойства основных прав и свобод личности:

1) Основные права и свободы неотчуждаемы, абсолютны и принадлежат каждому от рождения.

2) Основные права и свободы закрепляются в нормативных актах.

3) Ограничение прав и свобод личности допускается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения.

4) Основные права и свободы одинаковы по содержанию и объему для всех граждан и реализуются через правоотношения, регулируемые нормами других отраслей права.

5) Основные права и свободы, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь, должны обеспечиваться государством.

12. Укажите личные права граждан:

1) Неприкосновенность жилища.

2) Право на жилище.

3) Презумпция невиновности.

4) Свобода вероисповедания.

5) Свобода объединений.

13. Укажите политические права и свободы граждан:

1) Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

2) Право на получение, хранение и распространение информации. 3) Право на участие в решении государственных дел. Право на судебную защиту прав и свобод.

4) Право избирать и быть избранным.

14. Укажите экономические права и свободы граждан:

1) Право на брак.

2) Право собственности,

3) Право на благоприятную окружающую среду.

4) Право на осуществление хозяйственной, предпринимательской ииной экономической деятельности.

15. Право на образование.

5. Укажите социальные права и свободы:

1) Право на труд.

2) Право на личную жизнь.

3) Право на брак.

4) Право на отдых.

5) Право на охрану здоровья.

16. Укажите конституционные обязанности граждан Республики Беларусь:

1) Соблюдать правила пребывания на территории Республики Беларусь.

2) Уважать национальные традиции.

3) Охранять природную среду.

4) Бережно относиться к историко-культурному, духовному наследиюи другим национальным ценностям.

5) Участвовать в охране общественного порядка.

17. Укажите закрепленные в Конституции Республики Беларусь гарантии реализации прав и свобод человека:

1) Право на судебную защиту своих прав и свобод.

2) Право на презумпцию невиновности.

3) Право на охрану окружающей среды.

4) Право на гражданство.

5) Право на свободу передвижения и выбора места жительства.

18. Укажите, за какой срок до проведения массового мероприятия должно подаваться организатором этого мероприятия заявление в государственный орган о разрешении его проведения:

1) За 10 дней до предполагаемой даты проведения мероприятия.

2) За пять дней до предполагаемой даты проведения мероприятия.

3) За месяц до предполагаемой даты проведения мероприятия.

4) По усмотрению организатора проведения мероприятия.

5) За 15 дней до предполагаемой даты проведения мероприятия.

19. Укажите, к какой категории прав и свобод человека относится право на забастовку:

1) К политическим правам и свободам.

2) К экономическим правам и свободам.

3) К личным правам и свободам.

4) К социальным правам и свободам.

5) К культурным правам и свободам.

20. Укажите, какие виды обращений имеют право подавать граждане Республики Беларусь в государственные органы в соответствии с законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан»:

21. Укажите, какие категории лиц в Республике Беларусь признаютсяиностранными гражданами:

1) Все лица, находящиеся на территории Республики Беларусь.

2) Лица, которые не являются гражданами Республики Беларусь.

3) Лица, которые не являются гражданами Республики Беларусь и неимеют доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

4) Лица, которые не являются гражданами Республики Беларусь иимеют доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

5) Все лица, которые прибыли на территорию Республики Беларусь-

22. Укажите группу прав и свобод, которые в наибольшей степени ограничены для иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) Личные права и свободы.

2) Экономические права и свободы.

3) Политические права и свободы.

4) Социальные права и свободы.

Культурные права и свободы.

23. Укажите, какими правами и свободами обладают иностранныеграждане и лица без гражданства в Республике Беларусь:

1) Правом занимать должности в государственных органах РеспубликиБеларусь.

2) Правом на получение образования.

3) Правом на труд.

4) Правом избирать и быть избранным.

5) Правом на охрану здоровья.

24. Укажите, какие конституционные обязанности не выполняют иностранные граждане и лица без гражданства:

1) Соблюдение Конституции и законов Республики Беларусь.

2) Уважение прав, свобод и законных интересов других лиц.

3) Охрана природной среды.

4) Финансирование государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин, иных платежей.

5) Защита Республики Беларусь.

25. Укажите, каким категориям лиц может предоставляться статус беженца:

1) Гражданину Республики Беларусь, находящемуся на ее территории в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой государства.

2) Иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства.

3) Иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу опасений стать жертвой преследований вследствие совершения им преступления против мира и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой другого государства.

4) Иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу опасений стать жертвой преследований вследствие совершения им тяжкого

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.089 с) .

Еще по теме:

  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Как расторгнуть договор скайлинк Как расторгнуть договор скайлинк Добрый день, уважаемые. Хочу услышать совета по следующему вопросу. Пару лет пользуюсь интернетом от Скайлинка, полгода назад перешла на безлимитную связь, а недавно появилась альтернатива - провела […]
  • Ст 14 ук рб Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 212. Хищение путем использования компьютерной техники 1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по […]
  • Как встать на учет нуждающимся в жилье Как встать на учет нуждающимся в жилье? Добрый день. Я с мужем и двое наших несовершеннолетних детей прописаны в квартире, где муж является собственником 1/5 доли. Так же в этой квартире прописаны родители мужа, брат (в браке, супруга не […]
  • Статья 162 01 Статья 162 часть 2 УК РФ Доброго времени суток. Хотели бы уточнить, возбуждено уголовное дело в отношении моего жениха по статье 162 часть 2 УК РФ. Это его первый привод, на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним, свою […]
  • Лишение водителя права управления тс Как лишают водительских прав? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Лишение права управления автомобилем — один из видов административного наказания, […]
  • Комитент на усн ндс 2018 Комитент-упрощенец не спасет от НДС Описание схемы оптимизации НДС путем продажи товаров через комитента-упрощенца и выявление ее недостатков НДС — налог очень выгодный для государства и крайне неприятный для плательщиков. Причем по одной […]
  • Купить водительские права в литве Купить водительские права в литве С 10 апреля 2017 года для получения визы в Китай. График работы Консульства Китая в СПб График работы Генерального консульства Китая в Санкт-Петербурге: По случаю национального праздника. Мульти виза в […]