Оценка налоговых обязательств организации

Содержание:

Оценка налоговой нагрузки на организацию: финансовый аспект

Лисовская Ирина Анатольевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры макро- и микроэкономики Российско-немецкой высшей школы управления Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Достижение этой цели предполагает:

– определение абсолютной величины налоговых расходов;

– выявление динамики налоговых платежей при изменении масштаба и видов деятельности фирмы;

– расчет относительной налоговой нагрузки;

– формирование прогноза совокупной налоговой нагрузки и ее влияния на финансовые результаты деятельности организации в плановом периоде;

– определение допустимого уровня налоговых расходов и поиск путей, обеспечивающих его снижение.

Что такое налоговая нагрузка?

Прежде чем приступить к анализу показателей, характеризующих налоговую нагрузку, следует определиться с трактовкой этого понятия. Несмотря на широкое применение исследуемого термина, вопрос о его содержательном наполнении до настоящего времени не определен ни нормативно, ни в научной литературе.

В большинстве случаев налоговая нагрузка рассматривается как «часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на другие экономические субъекты (например, через повышение цен) или уменьшена в результате применения налогового планирования, оптимизации налоговых платежей, другими доступными способами» [3].

На наш взгляд, в этой трактовке имеется определенное противоречие. Согласно его завершающей части, налоговая нагрузка не может рассматриваться как объект управления на уровне отдельного предприятия, и, соответственно, применительно к ней, как к неуправляемому объекту, не может выполняться поиск путей оптимизации.

Фактически ситуация кардинально иная.

Во-первых, НК РФ предоставляет ряд льгот, которые организация может применять или не применять. Например, ст.145 НК РФ позволяет определенному кругу налогоплательщиков не исполнять обязанности по уплате НДС, и это решение принимает сам плательщик.

Во-вторых, налоговая учетная политика организации включает целый ряд положений, по которым имеется вариативность выбора решений. Например, выбор метода амортизации амортизируемого имущества или списания стоимости материально-производственных запасов.

В-третьих, для целого ряда организаций имеется возможность применения специальных режимов, которые значительно изменяют налоговую нагрузку.

Поэтому налоговая нагрузка – это часть налоговых обязательств, которая должна быть уплачена непосредственно организацией и не может быть перенесена на другие экономические субъекты.

«Налоговое бремя» — это то же, что и «налоговая нагрузка»?

На сегодняшний день отсутствует единое мнение о совпадении (или различии) понятий «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя». Как правило, эти термины рассматриваются как синонимы, но имеется и иная позиция.

Так, Е.В. Басалаева пишет, что «Налоговое бремя организации – это та часть налоговой нагрузки, при которой деятельность организации перестает быть эффективной» [5]. Эту точку зрения разделяют и некоторые другие специалисты.

На наш взгляд, термин «налоговое бремя» не несет дополнительной смысловой нагрузки, и с этой точки зрения неэффективное (то есть подавляющее хозяйственную активность) налогообложение именно так и должно определяться.

Кроме того, среди специалистов не сформировалась единая позиция в части выбора показателей оценки налоговой нагрузки. Так, Б.А. Федосимов отмечает, что российские компании используют различные показатели, такие как доля налогов в выручке, в активах, в валюте баланса и пр. (всего 8 показателей) [4].

В работе М.А. Вахрушиной и Н.С. Пласковой [3] рассматриваются качественно иные показатели, характеризующие финансовый аспект исполнения налоговых обязательств. Это коэффициенты налоговой платежеспособности, налоговой оборачиваемости, налоговой емкости, рентабельности налоговых затрат и др.

Не разработана и нормативно не закреплена единая методика расчета совокупной налоговой нагрузки на уровне экономического субъекта. В отдельных документах [1, 2] имеются только ссылки на исследуемый показатель или методики, предназначенные для частных ситуаций.

Несмотря на изложенные проблемы методологического и методического характера, организациям необходима оценка налоговой нагрузки для разработки налоговой стратегии, основными задачами которой является ее оптимизация и снижение уровня налоговых рисков [6].

Показатели налоговой нагрузки

Основными показателями налоговой нагрузки на уровне экономического субъекта выступают:

1. Коэффициент совокупной налоговой нагрузки. Он рассчитывается как отношение всех налоговых платежей к выручке, и характеризует долю подлежащих уплате налогов в полученных доходах. При расчете этого коэффициента:

— в числителе указывается величина налоговых платежей, которая включает сумму всех налогов, подлежащих уплате. На наш взгляд, эта величина должна состоять из суммы подлежащих уплате прямых (без учета льгот, которыми фактически воспользовалось предприятие) и косвенных налогов. Последние рассматриваются без учета используемых льгот и сумм, возмещаемых из бюджета (например, «зачетного» НДС), а также платежей, относящихся к исполнению обязанностей налогового агента и фактически полученных от непосредственных налогоплательщиков;

— в знаменателе указывается величина всех налогооблагаемых доходов, полученных налогоплательщиком.

Снижение величины рассматриваемого коэффициента следует рассматривать как позитивную тенденцию.

2. Коэффициенты налоговой эффективности (Кнэ) для отдельных налогов, определяемые как:

,

где: Нi – величина налога i-го вида;

Д j – величина аналитического показателя j -го вида.

Снижение величины коэффициента относительно установленной налоговой ставки свидетельствует об использовании льгот.

3. Доля налогов в добавленной стоимости. Рассчитывается как отношение налоговых платежей к добавленной стоимости, под которой для целей настоящего расчета понимается сумма начисленной амортизации, фонда оплаты труда персонала и чистой прибыли организации;

4. Коэффициент налоговой эластичности. Отражает относительное изменение налоговой нагрузки при соответствующем изменении налоговой базы (рассчитывается по отдельным налогам). Характеризует эффективность использования предусмотренных льгот и зачетных механизмов. Наиболее актуален для расчетов применительно к НДС, налогу на прибыль и ЕСН в условиях действия регрессивной шкалы налогообложения.

Анализ налоговой нагрузки и работа с результатами

К числу отличительных особенностей анализа и оценки налоговой нагрузки можно отнести следующие:

– выявление динамики только абсолютных изменений налоговой нагрузки недостаточно, так как эти показатели не позволяют установить ее связь с показателями финансово-хозяйственной деятельности. Анализ налоговой нагрузки должен быть рассмотрен как в части изменения абсолютных величин, так и в части динамики относительных показателей;

– целесообразно расширить оценку налоговой нагрузки путем анализа коэффициента налоговой эффективности, при расчете которого в знаменателе учитывается выручка, из которой исключена безнадежная дебиторская задолженность. Это позволит косвенно оценить потери, связанные с представлением отсрочки платежа покупателям, и оптимизировать кредитную политику организации;

– вследствие высокой трудоемкости расчет и сравнительный анализ динамики коэффициентов нагрузки по отдельным налогам целесообразно осуществлять только в отношении наиболее «затратных». К их числу у компаний, работающих в формате общей схемы налогообложения, относятся: НДС, налог на прибыль, единый социальный налог (при значительном объеме фонда оплаты труда) и иных, уплачиваемых в связи с особенностями сферы деятельности (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр.).

Выводы, сформулированные по результатам оценки налоговой нагрузки, являются основой для формирования налоговой стратегии организации как в части разработки учетной политики для целей налогообложения, так и в части управления налоговыми рисками.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

Налоговое планирование

Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

«налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Методы управления налоговыми рисками: как компании снизить вероятность финансовых и имиджевых потерь

Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

В рамках услуги «Аналог выездной налоговой проверки» юристы и аудиторы могут оценить степень налоговых рисков и разработать решения по их минимизации.

Опытные специалисты могут помочь в обжаловании актов налоговых органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.

Процедуры по возмещению НДС — один из самых сложных видов работ с государственным бюджетом, поэтому их стоит доверить опытным специалистам.

Большинство толковых словарей трактуют понятие риска как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики явлений природы либо тех или иных видов человеческой деятельности. Аналогичным характером обладает и понятие налогового риска, причем для всех участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов и даже для налоговых органов.

Понятие и виды налоговых рисков

Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно. Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

Налоговые риски, которые можно оценить в денежном выражении, относятся к категории финансовых, поскольку и сами налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно назвать только те риски, которые связаны с уголовной ответственностью, поскольку она не может быть оценена в денежном выражении, по крайней мере, законным образом.

Главными характеристиками налогового риска являются:

  • отсутствие возможности благоприятного исхода;
  • высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;
  • тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;
  • негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;
  • разное проявление для каждого участника налоговых отношений.

Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  1. Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
  2. Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
  3. Социальные: социальная политика, коррупция.
  4. Политические: конфликт с органами власти.

Внутренние факторы:

  1. Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
  2. Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
  3. Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  4. Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.

Обычно налоговые риски возникают там, где имеется неопределенность. Но если с другими видами рисков отечественные бизнесмены уже научились более или менее эффективно бороться, то отношение к налоговым рискам в России, в отличие от всего остального цивилизованного мира, является не слишком серьезным. Нередко руководство компании узнает об обременительных налоговых последствиях той или иной сделки уже после ее завершения, когда уже поздно принимать меры по их снижению.

Почему рисками нужно управлять

Как правило, предприниматели, активно развивающие свой бизнес, вместе с этим воспроизводят и налоговые риски, поэтому наиболее дальновидные и опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать у себя отдельные подразделения, которые и занимаются управлением налоговыми рисками.

Основные задачи риск-менеджмента:

  1. Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве.
  2. Определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании.
  3. Установление уровня угроз, связанных с этими рисками.
  4. Выработка тактики и стратегии борьбы с ними.
  5. Разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу.
  6. Ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.

Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов, а также наложения штрафов. Иностранные компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое понимание налогового риска стимулирует внедрение в организации полноценной системы внутреннего контроля, направленной не только на избежание доначислений, но и на выбор оптимальной системы налогообложения.

Согласно опросу, проведенному среди компаний из стран-участниц БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), только 10% российских компаний уделяют налоговому планированию время в своей повседневной деятельности. Для сравнения — в остальных странах БРИК, например, этим занимаются 20% фирм. Еще одной отечественной проблемой остается отсутствие внутрикорпоративных коммуникаций по вопросам налогов. Только 24% из опрошенных заявили, что регулярно отчитываются перед руководством (в других странах БРИК — 45%).

На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.

Методы оценки налоговых рисков

Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/[email protected]

Теперь каждый налогоплательщик может самостоятельно проанализировать деятельность своей компании, чтобы понять, относится ли она к высокорисковой или же нет. Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:

  1. Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли.
  2. Отражение убытков в бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Рост расходов превышает рост доходов от реализации товаров или услуг.
  5. Среднемесячная заработная плата в компании ниже, чем средняя по другим компаниям в этом же виде экономической деятельности в России.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
  7. Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за один календарный год.
  8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия обоснованных экономических или других причин.
  9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений по поводу выявленных несоответствий показателей деятельности, непредоставление запрашиваемых документов, наличие информации об их порче или уничтожении.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности компании от уровня рентабельности, характерной для данной сферы деятельности.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Пользуясь этим перечнем, налогоплательщик сможет своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства. Если риски действительно высоки, то налоговые органы рекомендуют компании исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за конкретный период, уведомить налоговые органы о принятых мерах для снижения рисков.

Если же компания ведет свою деятельность в высокорисковой области и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Методы налогового риск-менеджмента

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этого применяется целый спектр методов оценки налоговых рисков, каждый из которых способен принести реальную пользу компании:

  • Диверсификация. Она представляет собой процесс заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в компании уровня. Одним из видов диверсификации может быть расширение присутствия на территориях с разными условиями налогообложения, например, в офшорах. Но свести налоговые риски к нулю с помощью диверсификации невозможно.
  • Лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения. Лимитирование — один из важнейших и наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков, обычно оно применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.
  • Создание системы внутреннего мониторинга процессов, связанных с налогами. Такая система подразумевает отслеживание всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
  • Формализация налоговых процессов внутри компании. Позволяет эффективно выявлять, собирать и анализировать информацию о возможных налоговых рисках с целью принятия необходимых решений по их минимизации. Построение формата системы управления рисками зависит от особенностей бизнес-процессов в конкретной компании. Большинство организаций реализуют ее через внутренние приказы, регламенты, конкретные процедуры, ужесточая при этом требования к документам системы внутреннего контроля.
  • Автоматизация процессов, в том числе, документооборота. Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
  • Повышение осведомленности специалистов и руководства. В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. Еще один путь повышения осведомленности — проведение дью дилидженс контрагентов, с целью получения исчерпывающий информации об их надежности с точки зрения налоговых рисков.
  • Повышение квалификации сотрудников налогового департамента и оптимизация штатного расписания в этой области. Для повышения квалификации сотрудников, отвечающих за исчисление и уплату налогов, необходимо обеспечить условия для отслеживания всех изменений в законодательстве, изучения и применения новейших компьютерных программ. Для оптимизации штатного расписания в компании может быть выделена группа, осуществляющая налоговый учет, или введена должность специалиста по налоговым расчетам.
  • Создание внутренней системы аудита налоговых рисков или привлечение внешних аудиторов (налоговый инициативный внутренний и внешний аудит). Эффективный метод налогового риск-менеджмента, заключающийся в создании в компании службы, отвечающей за соблюдение установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Внутренний налоговый аудит проводится в интересах компании и регламентируется ее внутренней документацией, все проверки такого рода осуществляются собственными силами организации. Отдел внутреннего аудита целесообразно создавать только в больших фирмах, поэтому небольшие и средние организации обычно привлекают для минимизации налоговых рисков внешних аудиторов.
  • Налоговый консалтинг. Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
  • Самострахование. Этот метод заключается в том, что компания предпочитает страховаться сама, нежели покупать страховку, экономя таким образом средства. Самострахование — это форма создания резервных фондов непосредственно на самих предприятиях.
  • Страхование. Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести.

При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике. Часто оказывается, что компания, особенно небольшая, в состоянии сделать это только с помощью внешних специалистов.

Помощь в построении системы управления налоговыми рисками на предприятии

О том, чем помогают бизнесу приглашенные консультанты, нам рассказал Дмитрий Водчиц, руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Любой бизнес так или иначе связан с появлением налоговых рисков, возникающих из-за частых изменений в налоговом законодательстве и по многим другим причинам. Даже добросовестные налогоплательщики нередко оказываются заложниками неприятной ситуации, поскольку не всегда успевают отслеживать ситуацию внутри компании и за ее пределами. В этом случае может потребоваться помощь специалистов по налогообложению консалтинговых компаний. Глубокий анализ налоговых рисков дает возможность избежать опасных последствий, связанных с несвоевременной реакцией на законодательные новеллы или поведение недобросовестных контрагентов. Несмотря на то, что налоговыми органами разработана концепция самостоятельной оценки налоговых рисков, при малейшем подозрении на то, что компания подпадает под эти критерии, лучше обратиться к профессионалам.

Специалисты КСК групп оказывают исчерпывающий перечень услуг, которые могут состоять в выборе налогового режима и ведении учета, в формировании стратегии взаимодействия с налоговыми органами, в консультациях по легальному возмещению НДС, в сопровождении налоговой проверки, в ведении исполнительного производства в суде, в оспаривании результатов налоговой проверки и судебного заключения и во многом другом. По результатам анализа налоговых рисков компания получит исчерпывающий отчет, составленный в доступной форме. Благодаря этому, руководитель, даже не имея специальных знаний, сможет вынести собственное решение и принять нужные меры по минимизации рисков».

Методика анализа и оценки налоговой нагрузки организаций сферы обращения

Анализ и оценка налоговой нагрузки с целью количественного и качественного измерения эффективности налогообложения на микроуровне является актуальной и довольно сложной проблемой экономического анализа. Аргументированного решения требует обоснование системы показателей налоговой нагрузки, которая должна охватывать и выявлять множество факторов, оказывающих влияние на параметры налогообложения, оценивать тенденции изменения налоговой нагрузки с целью принятия управленческих решений по оптимизации налоговых расходов организации.

В настоящее время в экономической литературе рассматриваются отдельные показатели анализа налогов и оценки налоговой нагрузки, не объединенные в какую-либо систему. Кроме того, основное внимание сконцентрировано на показателях налоговой нагрузки, которые достаточно субъективно и односторонне характеризуют эффективность налогообложения на микроуровне.

Под односторонностью подразумевается то, что налоги в показателях налоговой нагрузки выступают какрасходы, т.е. в зависимости от взглядов автора уменьшают какой-либо показатель финансово-хозяйственной деятельности организации, тем самым характеризуя воздействие, которое они оказывают на положение налогоплательщиков, а также на количественную оценку этого воздействия. Вместе с тем налоги можно квалифицировать не только как расходы, но и как обязательства, задолженность, денежные потоки организации.

Следовательно, показатели анализа и оценки налоговой нагрузки, чтобы быть полезными в процессе управления налогами, должны исследовать их, во-первых, какрасходы во взаимосвязи и взаимозависимости с доходами организации; во-вторых, как обязательства и задолженность в общей сумме обязательств и задолженности организации; в-третьих, как денежные потоки, в частности, как направление денежных оттоков организации; в-четвертых, как экономические санкции за нарушения налогового законодательства для принятия мер по укреплению расчетно-платежной дисциплины организации и как явные резервы оптимизации налогообложения; в-пятых, как налоговая экономия при оценке эффективности мероприятий по оптимизации налогообложения.

В данной статье рассматривается авторский взгляд на расчет обобщающего показателя налоговой нагрузки организаций сферы обращения, ее факторный анализ, расчет частных показателей налоговой нагрузки в зависимости от вида получаемого организацией дохода, методику оценки тенденций изменения налоговой нагрузки, факторный анализ показателя налогоемкости организаций сферы обращения и расчет критерия эффективности проведения анализа и оценки налоговой нагрузки.

Наибольшее внимание в экономической литературе уделяется разработке методики расчета обобщающего (универсального, интегрального) показателя налоговой нагрузки. Расчет ее частных показателей отличается относительной однозначностью. Разработкой методик расчета показателей налоговой нагрузки занимались и занимаются очень многие ученые и специалисты.

Наиболее распространенным вариантом расчета обобщающего показателя налоговой нагрузки на субъект хозяйствования, встречающимся во многих научных изданиях, а также рекомендуемым специалистами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, является следующая формула: отношение суммы начисленных налогов и сборов к доходам от реализации (выручка от реализации с учетом сальдо внереалшационньгх доходов и расходов) в %.

При этом в общую сумму платежей в бюджет не включаются подоходный налог, налог на доходы, в том числе и иностранных юридических лиц, перечисляемая в бюджет прибыль республиканских унитарньгх предприятий, суммы экономических сашщий. /Для расчета налоговой нагрузки организаций потребительской кооперации применяется методика, рекомендованная Министерством экономики Республики Беларусь как отношение всех начисленных налогов за исключением НДС в зачет подоходного налога, отчислений в инновационный фонд и экономических санкций по отношению к выручке от реализации, включая косвенные налоги.

Департаментом налоговых реформ Министерства финансов России для юридических лиц рекомендован обобщающий показатель налоговой нагрузки как процентное соотношение всех ушаченньгх налогов к выручке от продаж.

По нашему мнению, уплачиваемые налоговые суммы являются расходами организации (налоговыми расходами), которые вытекают из основной функции налогов — фискальной, и поэтапно уменьшают прибыль организации. Расходы на реализацию в экономической литературе подразделяют на следующие группы: расходы, связанные с использованием основных средств, оборотных средств и трудовых ресурсов.

По аналогии налоговые расходы — это расходы организации, направляемые ею на выполнение государством своих функций, развитие непроизводственной сферы и т.п., т.е. плата организации за право заниматься хозяйственной деятельностью на территории данного государства. Основным аналитическим показателем при анализе расходов на реализацию является их уровень по отношению к товарообороту или валовому доходу. Следует отметить: ряд специалистов считает, что одной из самых болевых точек в проблеме исчисления налоговой нагрузки на микроуровне остается вопрос о методике ее расчета по торговым органшациям.

Ареной серьезных дискуссий является проблема выбора базы для отнесения начисленных налогов, на которую равным образом ггоетендуют товарооборот и валовой доход. Таким образом, начисленные организацией налоговые платежи, как и все остальные расходы, подлежат уплате за счет полученных организацией доходов и оказывают идентичное с ними влияние на прибьшь организации. Следовательно, в качестве знаменателя обобщающего показателя налоговой нагрузки организаций сферы обращения должна использоваться общая сумма полученного ею дохода от всех видов деятельности — основной (валовый) доход, доходы от операционной и внереализационной деятельности.

Расчет предлагаемого обобщающего показателя налоговой нагрузки органюаций сферы обращения позволит определить соотношение всех налоговых расходов и полученных организацией доходов, долю доходов организации, изымаемую в бюджет в виде налоговых платежей. Кроме того, на основании формулы можно проводить факторньгй анализ обобщающего показателя налоговой нагрузки, а также определить налоговую нагрузку на каждый вид доходов, получаемый организацией, т.е. частные показатели налоговой нагрузки по основному виду деятельности, операционным и внереализационным доходам.

Расчет предлагаемых частных показателей налоговой нагрузки по видам доходов, получаемых многоотраслевой организацией сферы обращения, позволит определить отрасли с наибольшей и наименьшей налоговой нагрузкой по основному виду деятельности с целью разработки направлений налоговой политики организации. Расчет частных показателей налоговой нагрузки по операционным и внереализационным доходам позволит оценить влияние данных доходов на общую налоговую нагрузку организации.

Следует отметить, что главная проблема определения обобщающего показателя налоговой нагрузки в Республике Беларусь заключается в том, что налоги имеют разные источники уплаты (отнесения), а решение проблемы заключается в поиске обобщающего знаменателя, который позволил бы сделать все налоги, независимо от источника уплаты (отнесения), сопоставимыми. Сложность также заключается и в том, что налогообложе-ние, а следовательно, и величина налоговой нагрузки на субъект хозяйствования, зависит от его правовой формы, формы собственности, отрасли деятельности, т.е., ввиду отсутствия равного подхода к различным организациям в налогообложении налоговая нагрузка тоже будет различная.

Таким образом, считаем, что наиболее экономически грамотно для Республики Беларусь рассчитывать налоговую. Вместе с тем на основе рассчитанных частных показателей налоговой нагрузки достаточно проблематично сформулировать обобщающий вывод об изменении налоговой нагрузки, так как отдельно по частным показателям налоговой нагрузки может происходить одновременно и их рост, и снижение.

Для решения данной проблемы предлагается рассчитывать интегральный показатель налоговой нагрузки, который позволяет определить тендешгию изменения налоговой нагрузки организации за ряд периодов, дать обобщенную оценку изменения частных показателей налоговой нагрузки и сравнить с аналогичными показателями в динамике. При помощи интегральных показателей в экономическом анализе дается обобщенная оценка двум и более взаимосвязанным показателям (прежде всего качественным).

Частные показатели налоговой нагрузки — это относительные качественные показатели, позволяющие определить степень налогообложения источников уплаты, их долю, изымаемую в бюджет. Взаимосвязь частных показателей налоговой нагрузки обусловлена взаимосвязью источников их уплаты (отнесения).

Кроме общих и частных показателей налоговой нагрузки для многоотраслевых организаций сферы обращения предлагаем определять обобщающий показатель налогоемко-сти и частные отраслевые показатели налогоемкости, учитывая особенности налогообложения ее различных отраслей деятельности, с учетом косвенных налогов. Налогоемкость реализации показывает, сколько рублей налоговых платежей уплачивается с одного рубля реализованных товаров.

Кроме того, предлагаем рассчитывать частные отраслевые показатели налогоемкости как отношение общей суммы налоговых платежей, уплачиваемых отдельной отраслью сферы обращения к ее выручке от реализации, и проводить их сравнительный анализ с точки зрения развития наименее налогоемких, а следовательно, более конкурентоспособных по ценовому фактору отраслей деятельности многоотраслевой организации сферы обращения.

Еще по теме:

  • Статья про ндфл в журнале Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов Смирнова Елена Евгеньевна, канд. экон. наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия Публикация научных статей по экономике в […]
  • Начальник службы безопасности в санкт-петербурге Начальник службы безопасности в санкт-петербурге Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску. Чтобы продолжить поиск, […]
  • Смежное право гк рф Интеллектуальная собственность в России и за рубежом Смежные права: основные положения Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или […]
  • Юрист ищет работу севастополь Юрист ищет работу севастополь Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску. Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с […]
  • Единый реестр юридических лиц в рф МІНІСТЕРСТВО ЮСТИЦІЇ УКРАЇНИ Особливості роботи з метою захисту ЄДР, перед кожним пошуком необхідно підтверджувати, що з системою працює людина за допомогою спеціального тесту системи reCAPTCHA; захист за методом reCAPTCHA має […]
  • Все в семье online Смотрите все! В сюжете комедийного фильма «Смотрите все!» с тех пор, как молодой парень Харви Бэлинджер увидел в мужском журнале красотку-модель 1975 года, он мечтал с ней познакомится. И однажды его мечта осуществляется. С красавицей […]
  • Как изменить фамилию в вк на английскую Как сделать имя и фамилию на английском языке Это практически невозможно сделать без разрешения администрации сайта. Периодически находятся баги, позволяющие обойти это ограничение, но их быстро закрывают. А чтобы администрация дала такое […]
  • Часть первая статья 192 тк рф Статья 192 ТК РФ За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные […]