Обеспечение безопасности дорожного движения в российской федерации

Обеспечение безопасности дорожного движения

В 2017 году приоритетными направлениями государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения являлись совершенствование управленческой деятельности, повышение правосознания и ответственности всех участников дорожного движения, снижение тяжести последствий в дорожно-транспортных происшествиях. Другим направлением являлось также снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

При этом было обеспечено взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти с образовательными и общественными организациями, представителями родительской общественности, Российской православной церковью в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В результате системной работы, комплексного подхода, в том числе проведения многочисленных пиар-акций, постоянного и целенаправленного освещения проблем БДД в региональных СМИ, целенаправленной работы по профилактике ДТП с различными категориями населения на территории области в целом сформирована обстановка уважительного отношения к соблюдению правил дорожного движения и нетерпимости к их нарушителям.

На региональных автодорогах области вблизи дошкольных, общеобразовательных учреждений устанавливались утраченные и менялись устаревшие дорожные знаки.

До 1 сентября в местах размещения детских учреждений на региональных автодорогах была обновлена дорожная разметка «Пешеходный переход», «Дети».

К началу учебного года в Липецкой области сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками управления образования и науки, как и ранее, были разработаны безопасные маршруты движения детей к учебным заведениям.

На все школьные автобусные маршруты разработаны соответствующие паспорта, в которые включены схемы организации движения на маршруте. Маршруты перевозки детей не менее 1 раза в полугодие обследовались межведомственной комиссией на предмет проверки дорожных условий и обеспечения безопасности дорожного движения. Результаты обследования оформлены соответствующими актами.

В настоящее время для обучения детей правилам поведения на дороге действует автогородок в г.Ельце, закуплено 5 мобильных автогородков (4 для г. Липецка и 1 для г. Грязи) и 114 автоплощадок.

С ноября 2002 года ежемесячно выходит в свет специальная газета для участников дорожного движения «Дорожный патруль сообщает», в которой имеются специальные страницы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Ежегодно проводятся слеты юных инспекторов движения, смотры-конкурсы среди школьников и преподавателей.

Для повышения заинтересованности преподавателей школ в обучении школьников правилам дорожного движения проводятся конкурсы на лучшего учителя «Знание-жизнь».

В традиционные многоэтапные соревнования «Безопасное колесо» и фестиваль «Зеленая волна», областной слет юных инспекторов движения вовлекаются тысячи детей.

20 марта 2017г. на базе Липецкого государственного педагогического университета состоялся двадцать третий областной финал конкурса-соревнования «Безопасное колесо». В них участвовали представители двадцать одной команды, в общей сложности порядка ста школьников. Конкурсанты демонстрировали знания Правил дорожного движения, навыки оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, фигурного вождения велосипеда, а также умение водить в автогородке. Основными помощниками судей были свыше пятидесяти студентов-волонтеров, а также преподаватели университета.

В завершении мероприятия юные участники областного конкурса «Безопасное колесо» поддержали всероссийскую кампанию «Сложности перехода», выразив общее желание разместить свои фото с хештегами в социальных сетях.

В мае 2017 года в Краснодарском крае во Всероссийском детском центре «Орленок» проводился российский чемпионат по юношескому автомобильному многоборью.

В течение трех конкурсных дней курсанты детско-юношеских автошкол, подростки в возрасте 14-17 лет, демонстрировали навыки скоростного маневрирования на автомобилях, знания Правил дорожного движения и основ оказания первой помощи пострадавшим в автоавариях. В соревнованиях приняли участие 160 юных автоспортсменов – как юноши, так и девушки – из 35 российских регионов.

Липецкую область представляли три команды, в состав которых вошли учащиеся липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства, техникума городского хозяйства и отраслевых технологий и команда ЮИД села Рогожино Задонского района.

На конкурсе по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП команда ЮИДовцев из Задонского района заняла второе место.

Победители регионального этапа конкурса — команда из г. Ельца приняла участие во Всероссийских соревнованиях конкурса «Безопасное колесо», который состоялся в июне 2017 года в г. Ульяновске.

В традиционных детских профильных соревнованиях приняли участие юные представители 85 регионов Российской Федерации.

Российские школьники так же соревновались в знании ПДД, умении оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, фигурном вождении велосипеда. Кроме того, юные инспекторы демонстрировали в автогородке навыки безопасного поведения на дороге, подготовили сценическое выступление в рамках творческого конкурса, посвященного 85-летию подразделений пропаганды российской Госавтоинспекции.

По результатам всех конкурсных состязаний команда Липецкой области стала бронзовым призером.

В конце ноября 2017 года команда юных инспекторов движения Липецкой области приняла участие в общероссийском слете ЮИД «Дорога без опасности», который проводился во Всероссийском детском центре «Орлёнок». В нем участвовали лучшие команды России, свыше 250 детей, 55 команд из различных регионов страны, призёров всероссийских и региональных конкурсов по безопасности дорожного движения.

Липецкую область представляла команда Задонского района, победитель областного слета ЮИД. По итогам слета липчане второй раз признаны абсолютными победителями, а все участники команды в личном зачёте завоевали золотые медали.

Воспитание у подрастающего поколения навыков безопасного поведения на дорогах рассматривается в Липецкой области как важная составляющая всей профилактики ДТП. Для этого систематизируются, обобщаются данные о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей, причинах и условиях их порождающих.

Во всех общеобразовательных учреждениях области в рамках реализации образовательных предметов школьной программы введен и успешно реализуется курс «Основы безопасности дорожного движения». Преподавание курса осуществляют как школьные преподаватели, так и сотрудники ГИБДД. Изучение курса предусматривает не только теоретическую подготовку, но и приобретение практических навыков.

Развернут 41 пожарно-спасательный пост, сотрудники которых выезжают на все автоаварии для оказания всесторонней помощи, пострадавшим в ДТП, в т.ч. и по извлечению их из поврежденных в ДТП автомобилей. Оснащение постов постоянно совершенствуется.

В 2017 году продолжена реализация мероприятий государственной программы «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 22 октября 2013 г. №474, в которую входит подпрограмма «Обеспечение безопасности дорожного движения в Липецкой области».

Значительное внимание уделяется совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на региональном и муниципальном уровнях. Ведется регулярный мониторинг правоприменения в данной сфере в соседних регионах и в зарубежных странах с высоким уровнем автомобилизации населения.

Обеспечена деятельность областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Липецкой области, на заседаниях которой в 2017 году рассматривались вопросы как рекомендованные Правительственной комиссией, так и вопросы, необходимость рассмотрения которых диктовалась складывающейся на территории региона ситуацией, в том числе о состоянии работы по обустройству пешеходных переходов, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Возглавляет комиссию глава администрации Липецкой области О.П. Королев. Заседания проводятся согласно заранее утвержденному плану не реже 1 раза в квартал.

«Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2016 годы в дорожно-транспортных происшествиях погибло 271 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью.

Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Около 20% пострадавших становятся инвалидами. Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта…».

Такая неутешительная оценка современного состояния безопасности на дорогах нашей страны дана в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года № 1-р.

В Стратегии ставятся довольно сложные для их достижения цели – снизить смертность в ДТП в Российской Федерации почти до нулевых значений.

Этот документ не описывает конкретных мер, а лишь обозначает направление, которого в ближайшие годы должны придерживаться организации и чиновники, ответственные за дорожное движение.

Планируется провести ряд реформ – в частности, в области обучения водителей, контроля за техническим состоянием автотранспорта, усиления борьбы с пьянством за рулем. Стратегия предполагает также формирование «положительного имиджа инспектора ГИБДД».

До сих пор основным документом, определяющим госстратегию в области безопасности дорожного движения являлась Федеральная целевая Программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Ее главная цель – снижение ежегодного числа жертв аварий, а всего с 27,9 тыс. до 19,9 тыс.

В Стратегии единственный показатель, который ставится в качестве ориентира, — это социальный риск, то есть число погибших в ДТП на 100 тыс. населения. По итогам 2017 года в Российской Федерации он составил 13,0.

К 2024 году он должен быть снижен до 4 (то есть должен уменьшиться более чем втрое). Кроме этого, в стратегии закреплено «стремление к нулевой смертности» на дорогах и предполагается, что к 2030 году в авариях на российских дорогах вообще никто не должен погибать.

В результате принимаемых мер в последние годы удалось не только стабилизировать ситуацию с аварийностью на дорогах области, но и добиваться снижения показателей характеризующих её состояние. Согласно информации УГИБДД УМВД России по Липецкой области в 2017 году на территории региона зарегистрировано 1610 (-0,1%) дорожно-транспортных происшествий, в том числе 644 (-1,9%) — на территории областного центра.

Причиной абсолютного большинства происходящих ДТП, как правило, является нарушение правил дорожного движения.

Значительная часть аварий происходит по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ими совершено 157 ДТП, в которых 65 человек погибли и 208 — получили ранения. На территории г. Липецка совершено 45 таких ДТП, в которых 10 человек погибли и 67 — получили ранения.

Таких ДТП как наезд на пешеходов на территории области совершено 498, в которых 67 человек погибли и 460 — получили ранения.

При этом на пешеходных переходах зарегистрировано 212 ДТП, в которых 23 человека погибли и 204 — получили ранения. Наибольшее их число зафиксировано в областном центре (173), где погибли 16 человек и получили ранения — 170.

К основным причинам ДТП можно отнести превышение предельно допустимой скорости, а она определена в виде максимальной в населенных пунктах на уровне 60 км/час, игнорирование использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Пренебрежение детскими автокреслами зачастую становиться основной причиной травмирования и гибели детей в авариях.

На безопасность дорожного движения также влияют разговоры, курение, еда и питье за рулем, усталость водителя, плохая погода, низкое качество дорожного полотна и даже использование неудобной обуви (например, высокие каблуки).

В 2017 году сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Липецкой области выявлено 439186 правонарушений в области дорожного движения, из них 3714 случаев управления ТС лицами, находящимися в нетрезвом состоянии или отказавшихся от медицинского освидетельствования (ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ), в том числе повторно — 569.

Напоминаем, что за повторное управление автомототранспортом в состоянии опьянения наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В прошедшем году выявлено 256233 нарушения скоростного режима движения, зафиксированных приборами, работающими в автоматическом режиме, 1794 нарушения правил проезда ж/д переездов, более 3 тыс. случаев выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, запрещенных ПДД (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), около 3,5 тысяч нарушений требований сигнала светофора, 8955 фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам, свыше 12 тысяч нарушений ПДД пешеходами.

Выявлено 16040 грубых нарушений ПДД, за совершение которых предусмотрено назначение наказания в виде лишения права управления ТС или административного ареста.

Административному штрафу подвергнуты 418743 правонарушителя (+6,7%) на сумму 312 млн. 724 тыс. 700 рублей. Взыскаемость штрафов в 2017 году возросла до 88,5%.

Неуплата штрафа вовремя, в течение 60 дней, грозит нарушителю привлечением к административной ответственности в виде штрафа, но уже в двукратном размере (но не менее 1000 рублей) или в виде ареста на срок до 15 суток, или же в виде обязательных работ на срок до 50 часов. Инспектор ГИБДД из-за неоплаченных штрафов имеет право немедленно задержать водителя и доставить в суд для принятия процессуального решения, а в выходной день — в отделение полиции на срок до 48 часов и далее в суд. Автомобиль в таком случае будет отправлен на штрафстоянку.

Если и после возбуждения исполнительного производства должник не оплачивает штраф, то с него будет взыскан ещё и исполнительный сбор, в размере 7% от суммы взыскиваемого штрафа, но не менее 500 рублей.

В 2017 году в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафа направлено 121745 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 88 млн. 628 тыс. 900 рублей.

Кстати, любители путешествий, а также те, кто по каким-либо иным причинам предполагает выезды за границу, должны помнить, что информация обо всех без исключения неоплаченных штрафах за нарушение ПДД на территории РФ , поступает в установленном порядке в информационную систему Службы судебных приставов. А к нарушителям в случае неуплаты штрафа применяется и такая жёсткая мера, как запрет на выезд за границу.

Больше на 20,8% направлено материалов в суд на рассмотрение вопроса о лишении права управления ТС и административном аресте, что составляет 85,5% от выявленных грубых нарушений, в том числе 3049 материалов на водителей, управлявших ТС в состоянии опьянения и водителей, отказавшихся от медицинского освидетельствования. В результате, из судов получены 3074 постановления о лишении права управления транспортными средствами, в том числе 2474 – о лишении права управления ТС водителей, задержанных в нетрезвом состоянии и 8015 – о назначении административного штрафа. По 854 материалам судами принято решение о назначении наказания в виде административного ареста.

В декабре 2017 года принят Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 29.12.2017 года № 443).

Целью принятого закона является создание правовых условий и механизмов для обеспечения безопасности и эффективной организации дорожного движения, снижения экономических потерь в дорожном движении, а также формирования единого подхода по организации дорожного движения.

В задачи закона входят:

Создание единой законодательной основы для правового регулирования базовых вопросов, связанных с организацией дорожного движения;

Создание понятийного аппарата в сфере правового регулирования;

Установление ответственности государства перед гражданами и обществом за обеспечение безопасности и эффективности организации дорожного движения;

Установление полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения

Черников Михаил Юрьевич родился 11 января 1974 года в г. Ачинске Красноярского края. Имеет два высших образования — инженерно-строительное и юридическое. В 1995 начал службу в органах внутренних дел в должности госавтоинспектора дорожного надзора ОГАИ УВД г.Ачинска.

С 1996 по 2003 годы Михаил Юрьевич проходил службу в различных подразделениях УВД г. Ачинска, занимая должности от командира роты ДПС до начальника отдела ГИБДД. С 2003 года, являясь заместителем начальника управления, Михаил Юрьевич Черников возглавлял отдел кадров, позднее милицию общественной безопасности УВД г. Ачинска и Ачинского района.

С мая 2006 года М.Ю. Черников руководил Управлением ГИБДД ГУВД Красноярского края. В 2011 году Михаил Юрьевич назначен на должность заместителя начальника ГУ МВД по Ставропольскому краю, а с февраля 2015 года возглавил УМВД России по Хабаровскому краю.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 269 генерал-майор полиции Михаил Юрьевич Черников назначен на должность начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Черников М.Ю. является мастером спорта СССР по гиревому спорту, кандидатом в мастера спорта по дзюдо.

Женат, воспитывает двоих детей.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. ГУОБДД МВД России обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Главное управление выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Основными задачами ГУОБДД МВД России являются:

— разработка предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— организация и принятие в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности дорожного движения;

— обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— совершенствование системы государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— организация и координация деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения;

— организационно-методическое руководство органами управления и подразделениями, входящими в систему Госавтоинспекции.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Главное управление осуществляет руководство деятельностью Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

101000, Москва, ул. Мясницкая, 3.
Контактные телефоны:
Отделение делопроизводства (по вопросам уточнения поступления корреспонденции):
(495) 214-08-77
(495) 214-08-71
Отдел по работе с обращениями граждан (по вопросам уточнения поступления обращений граждан):
(495) 214-09-66
Официальный сайт:
гибдд.рф

Основные понятия и правовые основы безопасности дорожного движения

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О без­опасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) содержатся основные понятия, в том числе:

  • Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помо­щью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
  • Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
  • Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (далее – ДТП).
  • Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.
  • Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосред­ственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
  • Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распо­рядительных действий по управлению движением на дорогах.
  • Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
  • Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорож­ного движения состоит из упомянутого выше Закона о безопасности дорожного движения и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятель­ности;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвую­щих в дорожном движении;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ) определяются правовые, экономи­ческие и организационные основы обязательного страхования граж­данской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в редакции последующих указов утверждено Положение о Государственной инспек­ции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — Госавтоинспекция).

Правительством Российской Федерации утверждены:

  • Постановлением от 30.07.2004 № 395 – Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации (Минтранс: России);
  • Постановлением от 30.07.2004 № 398 – Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
  • Постановлением от 23.07.2004 № 374 – Положение о Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор);
  • Постановлением от 09.00.2010 № 409 – Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы но надзору в сфере транспорта, осуществля­ющих контрольные (надзорные) функции;
  • Постановлением от 15.04.2011 № 272 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
  • Постановлением от 29.06.1995 № 647 – Правила учета дорожно-транспортных происшествий.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транс­порте (ПОТ РМ-027-2003), утвержденные постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28, распространяются на работников авто­транспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, представляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонт­ные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также па предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом.

Вышеназванные и ряд других нормативных правовых актов соз­дают организационно-правовые и организационно-технические основы обеспечения безопасности дорожного движения.

Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы

Комментарии Российской Газеты

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. N 1-р г. Москва

1. Утвердить прилагаемую Стратегию безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы (далее — Стратегия).

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;

включать в государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации данные о ходе реализации Стратегии.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области безопасности дорожного движения.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы

I. Общие положения

Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы (далее — Стратегия), являясь межотраслевым документом стратегического планирования на среднесрочный период, разработана во исполнение подпункта «а» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 14 марта 2016 г.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

При разработке Стратегии учтены Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.

Стратегия разработана в целях определения приоритетов в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также для формирования у участников правоотношений в области безопасности дорожного движения представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный период.

Общий подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения базируется на решениях органов государственной власти, в соответствии с которыми безопасность дорожного движения является важной государственной задачей, так как речь идет о сохранении жизни и здоровья граждан страны, фактически о повышении качества жизни. В связи с этим для безопасности дорожного движения необходимо привлечение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, а также структур российского бизнес-сообщества.

Стратегия является основой планирования при реализации политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на 2018 — 2024 годы, обеспечивает целостный (системный) подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма.

Стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также совокупность мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в данной сфере, сформированных на системной основе.

Концептуальная модель Стратегии базируется на балансе целей, задач и интересов государства и общества, а также на эффективном использовании финансово-экономических, материальных и людских ресурсов в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Стратегия учитывает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, структур российского бизнес-сообщества и общественных организаций.

Основные понятия, используемые в Стратегии:

«интеллектуальная транспортная система» — система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта;

«правила дорожного движения» — Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»;

«социальный риск» — число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения;

«транспортный риск» — число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств.

Термины «безопасность дорожного движения», «водитель транспортного средства», «дорога», «дорожно-транспортное происшествие», «дорожное движение», «обеспечение безопасности дорожного движения», «организация дорожного движения», «участник дорожного движения», «пассажир», «пешеход», «транспортное средство» используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» и правилами дорожного движения, а термин «Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» — в значении, предусмотренном Федеральным законом «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

II. Оценка современного состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2016 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло 271 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 — 40 лет). Около 20 процентов пострадавших становятся инвалидами.

Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан.

В 2016 году произошло 173694 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали 241448 человек, из них 20308 человек погибли.

Вместе с тем анализ основных и относительных показателей дорожно-транспортной аварийности в 2007 — 2016 годах свидетельствует о некотором улучшении ситуации с безопасностью дорожного движения в Российской Федерации. В 2016 году отмечались наибольшие темпы сокращения показателей за рассматриваемый период: количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 25,7 процента, или на 60115 единиц, число погибших — на 39 процентов, или на 13000 человек, число раненых — на 24,3 процента, или на 71066 человек. Почти в 2 раза снизились значения социального риска (число погибших в расчете на 100 тыс. населения) и транспортного риска (число погибших в расчете на 10 тыс. единиц транспортных средств), составив 13,8 погибшего и 3,8 погибшего соответственно (снижение на 40,9 процента и снижение на 55,8 процента относительно 2007 года). При этом количество автомототранспортных средств на дорогах страны за рассматриваемый период увеличилось почти в 2 раза, достигнув значения 57,1 млн. единиц (без прицепов и полуприцепов). Прирост населения Российской Федерации (на 4,6 млн. человек за тот же период) также сказался на увеличении интенсивности дорожного движения.

В целях выработки приоритетных направлений реализации Стратегии проанализирован массив статистических данных, характеризующих состояние дорожно-транспортного травматизма. Результаты этого анализа позволяют выделить проблемные зоны, на которые в первую очередь должны быть направлены усилия.

Так, состояние безопасности дорожного движения во многом определяется дисциплиной и уровнем профессионального мастерства водителей. В России более 85 процентов дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств.

На долю таких происшествий приходится более 80 процентов погибших и более 90 процентов раненых. Сопоставительный анализ статистических данных об аварийности в зависимости от стажа управления транспортным средством позволяет отнести к группе риска водителей, получивших право на управление транспортными средствами менее 2 лет назад. В 2016 году из-за нарушений правил дорожного движения такими водителями совершено каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие (7,9 процента), в них погибли 1154 человека и ранены 16953 человека. Эти данные свидетельствуют о необходимости комплексного совершенствования процесса допуска водителей к участию в дорожном движении, главным образом с точки зрения подготовки и приема экзаменов. В 2016 году в каждом десятом случае водитель автомототранспортного средства, нарушения которого стали причиной дорожно-транспортного происшествия, находился в состоянии опьянения (10,4 процента). Важно отметить, что число погибших в дорожно-транспортных происшествиях из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения за последние 10 лет увеличилось в 1,8 раза (увеличение на 78,8 процента в 2016 году к 2007 году), в то время как общее число погибших на дорогах страны сократилось на 39 процентов за рассматриваемый период. Данный факт позволяет сделать вывод о необходимости целевого воздействия на указанную проблему. Начиная с 2013 года растет количество происшествий, совершенных из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и число раненых в них людей. В этой связи объектом воздействия должны стать организации различных форм собственности, эксплуатирующие транспортные средства.
Рассматривая структуру аварийности, следует отметить, что основными видами дорожно-транспортных происшествий в России остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более 70 процентов всех происшествий и пострадавших в них.
Пешеходы являются наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения. За последние 10 лет на улицах и дорогах страны погибли 86498 пешеходов и ранены 629183 пешехода. В 2016 году произошло 53420 наездов на пешеходов (30,8 процента общего количества происшествий), в которых 5931 человек погиб (29,2 процента общего количества погибших) и 49979 человек были ранены (22,6 процента общего количества раненых). При этом наезд на пешехода характеризуется особенно высокой тяжестью последствий (11 погибших на 100 пострадавших). Данная проблема обусловлена комплексом причин, поэтому требует системного подхода к своему решению. Так, следует отметить, что более 40 процентов погибших пешеходов относятся к старшей возрастной группе участников дорожного движения (от 55 лет и старше). Две трети пешеходов (68,3 процента) погибли из-за наезда транспортных средств в темное время суток. Более половины происшествий в результате наезда на пешеходов совершаются из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств (57,6 процента дорожно-транспортных происшествий в 2016 году). Обращает на себя внимание проблема аварийности на пешеходных переходах, связанная в основном с низкой дисциплиной водителей и самих пешеходов. Здесь совершается треть от количества наездов на пешеходов, из них более 80 процентов происшествий происходят из-за несоблюдения правил дорожного движения водителями автомототранспортных средств (84,2 процента в 2016 году). Две трети наездов и пострадавших в них приходятся на нерегулируемые пешеходные переходы. Особо следует отметить, что доля дорожно-транспортных происшествий из-за наезда на пешеходов именно на пешеходных переходах и пострадавших в них пешеходов ежегодно увеличивается и за 10 лет возросла более чем в 2 раза. Приведенные факты позволяют выделить основные направления работы для решения проблемы обеспечения безопасности пешеходов.

Несмотря на то, что абсолютные значения основных показателей аварийности с участием несовершеннолетних имеют устойчивую тенденцию к снижению (в 2016 году зарегистрированы самые низкие значения этих показателей за последние 10 лет), вызывает обоснованную тревогу рост удельного веса показателей детского дорожно-транспортного травматизма в общей структуре аварийности. В 2016 году произошло 19269 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (11,1 процента общего количества дорожно-транспортных происшествий), в которых погибли 710 детей (3,5 процента общего числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях) и 20621 ребенок ранен (9,3 процента общего числа раненых в дорожно-транспортных происшествиях). Три четверти дорожно-транспортных происшествий (76,3 процента) с участием детей произошли из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. Доля погибших и травмированных в них детей составила 85,6 процента и 77,9 процента общего количества погибших и пострадавших на дорогах детей соответственно. На детей-пассажиров приходится две трети погибших и почти половина раненых в дорожно-транспортных происшествиях несовершеннолетних (62,1 процента и 48,4 процента соответственно в 2016 году), на детей-пешеходов — треть погибших и около 40 процентов раненых (30,3 процента и 40,8 процента соответственно). Причем в последние годы наметилась тенденция к росту как абсолютных значений пострадавших пассажиров в возрасте до 16 лет (увеличение на 6,4 процента в 2016 году по сравнению с 2007 годом), так и их удельного веса (увеличение на 28,8 процента). За рассматриваемый период (2007 — 2016 годы) отмечается рост удельного веса дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети-велосипедисты (увеличение на 10,8 процента в 2016 году относительно 2007 года). В этой связи в процессе реализации Стратегии внимание должно быть уделено несовершеннолетним, участвующим в дорожном движении как в качестве пешеходов, так и в качестве пассажиров, а также водителей.

Рассматривая дорожно-транспортную аварийность в привязке к местам совершения дорожно-транспортных происшествий, следует учитывать, что более 70 процентов дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации регистрируются на территории городов и населенных пунктов. В них погибают более 40 процентов и получают ранения около 70 процентов пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Более 85 процентов происшествий на дорогах и улицах населенных пунктов происходят в городах, в них погибают более 70 процентов и получают ранения более 85 процентов жителей страны. Более трети всех дорожно-транспортных происшествий в стране и более половины общего количества происшествий в населенных пунктах регистрируются в столицах субъектов Российской Федерации, в них погибают более четверти и получают ранения более 40 процентов пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, зафиксированных на территории населенных пунктов. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий, происходящих в городах России, приходится на города с численностью жителей от 250 до 999,9 тыс. человек (35,9 процента дорожно-транспортных происшествий, 27,6 процента погибших и 36,7 процента раненых в городах в 2016 году). Далее идут города с населением более 1 млн. человек с сопоставимыми значениями основных показателей аварийности (31,3 процента, 23,2 процента и 30,5 процента соответственно). В то же время требует внимания и аварийность вне пределов населенных пунктов. Так, наибольшей тяжестью последствий характеризуются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие на автомобильных дорогах федерального значения и платных автомобильных дорогах, что обусловлено высокой скоростью дорожного движения на них. В 2016 году тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных дорогах составила 15,2 погибшего на 100 пострадавших, а на платных — 15,4 погибшего на 100 пострадавших.

Почти в каждом втором (41,2 процента в 2016 году) происшествии на автомобильных дорогах регистрируются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. Удельный вес таких аварий за 10 лет (2007 — 2016 годы) увеличился более чем в 2 раза (на 63,3 процента), количество погибших — на 16,8 процента, раненых — на 66,9 процента. Таким образом, объектом государственного воздействия должна стать как улично-дорожная сеть населенных пунктов, так и автомобильные дороги вне их пределов.

Наименьший удельный вес в структуре основных показателей дорожно-транспортной аварийности имеют происшествия, в которых зафиксирована техническая неисправность автомототранспортных средств (3,1 процента дорожно-транспортных происшествий, 4,8 процента погибших и 3,6 процента раненых). Однако начиная с 2013 года динамика удельного веса таких аварий и пострадавших в них людей характеризуется тенденцией к ускоренному росту. В 2016 году относительно 2007 года количество этих происшествий увеличилось на 142,9 процента, число погибших — на 130,7 процента, раненых — на 176,5 процента. Указанные данные позволяют сделать вывод о необходимости принятия комплекса мер, направленных на обеспечение соответствия технического состояния эксплуатируемых транспортных средств современным требованиям.

Как уже было отмечено, в Российской Федерации основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель стран Европейского союза. Если в 2016 году в Российской Федерации (население 146,8 млн. человек) число погибших составило 20308 человек, то суммарно во всех странах Европейского союза (население 510,1 млн. человек) данный показатель составил 25500 погибших. Показатель социального риска в 2016 году в России составил 13,8 погибшего на 100 тыс. населения, в то время как среднее значение в Европейском союзе составило 5 погибших. Так, риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях был ниже в Швеции, чем в Российской Федерации, в 5 раз (2,7 погибшего на 100 тыс. населения), в Германии — в 3,5 раза (3,9 погибшего на 100 тыс. населения) и в Великобритании — в 4,9 раза (2,8 погибшего на 100 тыс. населения). Существующее отставание обусловлено рядом причин, к числу основных из которых следует отнести низкую дисциплину участников дорожного движения (главным образом, водителей транспортных средств), связанную, в частности, с недостатками в правоприменительной деятельности, не позволяющими в полной мере реализовать принцип неотвратимости наказания, а также отсутствие или неэффективность действенных механизмов обеспечения удовлетворительного уровня подготовки водителей, технического состояния транспортных средств, состояния улично-дорожной сети и организации движения по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, негативное влияние на состояние аварийности оказывает недостаточность существующих контрольно-надзорных механизмов, в том числе за субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также недостатки в системе управления безопасностью дорожного движения.

Несмотря на положительные тенденции, дорожно-транспортный травматизм остается одной из острых социально-экономических и демографических проблем в России, требующих активизации усилий государства, бизнес-сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях. Недостаток внимания к этой проблеме может привести к росту основных показателей аварийности уже в ближайшие годы.

Вместе с тем результаты анализа динамики основных показателей аварийности и достигнутых результатов, а также опыта экономически развитых государств свидетельствуют о том, что дорожно-транспортные происшествия можно и следует предупреждать, а если все же происшествие случается, то максимально снижать его негативные последствия для жизни и здоровья граждан.

В течение последнего десятилетия работа по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществлялась на программно-целевой основе. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» позволила переломить негативные тенденции развития ситуации с аварийностью и смертностью в Российской Федерации, сложившиеся в стране к 2005 году. По экспертным оценкам, за годы реализации Программы в нашей стране сохранены жизни более 35 тыс. человек. Суммарное снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 2004 годом, принятым в Программе в качестве базы сравнения, превысило цель на 17 процентов. Следует отметить, что снижение смертности было нестабильным. Положительная динамика в 2006 — 2010 годах сменилась ростом аварийности в 2011 — 2012 годах. В первые годы реализации Программы фактическое число погибших в дорожно-транспортных происшествиях было существенно ниже установленных целевых значений, а целевые задания на 2011 и 2012 годы достигнуты не были, что свидетельствует о многофакторности решаемой задачи. Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей, в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах».

Результаты анализа тенденций изменения показателей состояния безопасности дорожного движения демонстрируют их тесную взаимосвязь с показателями социально-экономического развития государства. Вследствие этого улучшение экономической ситуации повлечет за собой рост покупательского спроса на продукцию автомобильной промышленности, повышение уровня мобильности населения, увеличение объема грузо- и пассажироперевозок, что в случае ослабления целенаправленной работы по профилактике аварийности на автомототранспорте может негативным образом сказаться на состоянии безопасности дорожного движения. Таким образом, требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учетом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.

III. Цели, основные направления, задачи, принципы и показатели реализации Стратегии

Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.

В качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения;

повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;

совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения;

совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения;

развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Основными задачами по реализации направления, связанного с изменением поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения, являются:

разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;

совершенствование практики проведения информационно-разъяснительной работы, осуществляемой средствами массовой информации, с целью изменения поведения участников дорожного движения, формирования в общественном сознании негативного отношения к нарушителям правил дорожного движения и фактам агрессивного поведения на дороге, развития принципов сотрудничества, взаимного доверия и взаимопомощи между участниками дорожного движения;

формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции как представителей государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области дорожного движения;

вовлечение общественных организаций, ассоциаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, структур российского бизнес-сообщества в профилактическую работу по повышению безопасности дорожного движения;

дальнейшее расширение работ по автоматическому контролю за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения, в том числе в части упорядочения размещения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи;

осуществление комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров и грузов, стимулирующих к соблюдению требований безопасности;

совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения;

развитие механизмов экономического стимулирования, направленных на соблюдение требований по безопасности дорожного движения, включая вопросы налогообложения, лицензирования, имущественного страхования и тарифообразования;

комплексное совершенствование законодательства и правоприменительной практики по вопросам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Основными задачами по реализации направления, связанного с повышением защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов, являются:

осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движении;

совершенствование организации движения пешеходов на улично-дорожных сетях с целью минимизации опасности их движения в условиях высокоинтенсивных транспортных потоков путем использования современных методов анализа, моделирования и прогнозирования;

комплексное обустройство пешеходных переходов (надземных, подземных, наземных), учитывающих потребности оптимальной организации пешеходного движения. Обустройство пешеходных переходов необходимым набором технических средств организации дорожного движения с применением инновационных методов и технологий.

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая работы по организации дорожного движения, являются:

совершенствование дорожных условий и дорожной инфраструктуры в части повышения безопасности дорожного движения за счет малозатратных, но эффективных мероприятий (устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков и указателей, безопасное размещение и оборудование мест остановок маршрутных транспортных средств);

разработка предложений, связанных с учетом вопросов безопасности дорожного движения при осуществлении работ в области землепользования, планирования и застройки территорий, развития улично-дорожных сетей;

развитие принципов автоматизации управления дорожным движением на основе высокотехнологичной электронной и мобильной техники, интеграция систем управления дорожным движением в интеллектуальные транспортные системы.

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, являются:

совершенствование требований к уровню знаний и навыков управления транспортными средствами, необходимых для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий;

совершенствование форм и методов учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей, в максимальной степени учитывающих опыт стран развитой автомобилизации и обеспечивающих качественную подготовку кандидатов в водители, в полной мере адаптированных к участию в дорожном движении;

формирование эффективного механизма обеспечения соответствия технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием системы управления безопасностью дорожного движения, являются:

осуществление практических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, прежде всего на основе федеральных, региональных и муниципальных программ;

оптимизация компетенции органов управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения;

разработка предложений по установлению целевых заданий органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, организация проведения мониторинга состояния безопасности дорожного движения, а также оценки изменения показателей и индикаторов;

координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также других субъектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения;

развитие законодательства для приведения в соответствие норм и правил реальным процессам в дорожном движении, включая обеспечение соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения;

разработка предложений по определению объемов и источников финансирования, необходимых для решения задач повышения безопасности дорожного движения, а также разработка механизма эффективного использования выделяемых объемов финансирования;

совершенствование правовой и организационной основы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для осуществления мероприятий по организации дорожного движения;

формирование институтов подготовки и повышения квалификации специалистов в области безопасности дорожного движения, в том числе по вопросам организации дорожного движения;

организация изучения и распространения отечественного и зарубежного опыта в сфере управления безопасностью дорожного движения.

Основными задачами по реализации направления, связанного с развитием системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, являются:

развитие института оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

разработка регламентов взаимодействия заинтересованных служб при получении сигнала о возникновении дорожно-транспортного происшествия, о координации действий при выезде на место дорожно-транспортного происшествия и непосредственно на месте происшествия. Активное использование в этих целях информационных систем, в том числе Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;

разработка мер по обеспечению бесперебойного движения автотранспорта оперативных служб при выезде на место происшествия. Расширение практики применения авиационной техники для прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и доставки пострадавших в лечебные учреждения.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

соответствие принимаемых решений положениям законодательства и международным обязательствам Российской Федерации;

открытость проводимой работы для общества;

концентрация усилий на малозатратных, но эффективных мероприятиях по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма;

приоритет использования современных технологий в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (интеллектуальных транспортных систем, глобальных навигационных систем, систем автоматизации процесса управления, а также активной и пассивной безопасности транспортных средств, иных перспективных систем, позволяющих качественно влиять на предупреждение и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий);

планирование и актуализация мероприятий на основе результатов постоянного мониторинга наиболее проблемных зон безопасности дорожного движения, а также с учетом признанных международным экспертным сообществом факторов риска (превышение установленного ограничения скорости движения, управление транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользование ремней безопасности, детских удерживающих систем (устройств), защитных шлемов);

приоритет обеспечения безопасности уязвимых участников дорожного движения (дети, пешеходы, инвалиды), пассажирских и грузовых перевозок.

Показателями состояния безопасности дорожного движения являются:

показатели, характеризующие ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан в результате дорожно-транспортных происшествий;

показатели, характеризующие дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов, детей, велосипедистов, водителей мопедов и мотоциклов;

показатели, характеризующие дорожно-транспортные происшествия, в которых зафиксированы недостатки улично-дорожной сети;

показатели, характеризующие дорожно-транспортные происшествия по вине водителей со стажем управления транспортными средствами до 2 лет;

показатели, характеризующие дорожно-транспортные происшествия, в которых зафиксированы технические неисправности транспортных средств;

показатели, характеризующие эффективность государственного и муниципального управления в области безопасности дорожного движения;

показатели, характеризующие своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Перечень показателей состояния безопасности дорожного движения может уточняться по результатам ее мониторинга.

Оценка состояния безопасности дорожного движения осуществляется на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз безопасности дорожного движения.

Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния безопасности дорожного движения возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

IV. Риски и угрозы в области безопасности дорожного движения

В области безопасности дорожного движения существуют следующие риски:

неконтролируемый рост автомобилизации населения;

углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;

снижение среднего возраста водительского состава;

приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения;

применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере.

К числу угроз в области безопасности дорожного движения можно отнести:

значительное количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности (в настоящее время половина транспортных средств имеет срок эксплуатации более 10 лет);

отсутствие действенного организационно-правового механизма контроля технического состояния транспортных средств;

несовершенство системы допуска водителей к участию в дорожном движении (подготовка, экзамены, медицинские критерии);

наличие в стране круга экономических проблем, зачастую препятствующих принятию необходимых мер по повышению безопасности дорожного движения;

недостаточное внимание к причинам детского дорожно-транспортного травматизма;

несовершенство действующей системы оповещения о дорожно-транспортных происшествиях;

несовершенство системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

V. Сроки реализации Стратегии

Стратегия реализуется в течение 7 лет (2018 — 2024 годы).

Период с 2018 по 2020 год станет переходным, предусматривающим наращивание потенциала для дальнейшего развития работ по повышению безопасности дорожного движения. На этом этапе должно быть завершено выполнение мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». В период с 2021 по 2024 год будут осуществлены запланированные меры и реализованы практические мероприятия в целях устойчивого повышения безопасности дорожного движения.

Перечень мер и мероприятий, реализуемых в рамках Стратегии, регламентируется соответствующими планами, разрабатываемыми в установленном порядке.

Основными инструментами реализации Стратегии являются государственные программы Российской Федерации и непрограммная деятельность, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, разработанные с учетом Стратегии и осуществляемые за счет текущего финансирования деятельности соответствующих органов.

По результатам мониторинга и оценки состояния безопасности дорожного движения Стратегия может быть скорректирована.

Еще по теме:

  • Усилить наказание ук рф Ответственность за незаконное проведение лотерей и азартных игр могут усилить Разработаны дополнительные меры противодействия незаконному проведению лотерей и азартных игр. Минюст России подготовил соответствующие законопроекты 1 . […]
  • Государственный нотариус оформление наследства Можно ли оформить наследство у частного нотариуса или только у государственного? Хочу развеять миф о том, что наследство можно оформить только в государственной нотариальной конторе С 01.06.2009 года в функции «оформление наследства» […]
  • Подбор страховки Медицинское страхование Сравнение стоимости оформления программ страхования - медицинское страхование, которые предлагают ведущие страховые компании. Заказать и оформить обязательный или добровольный полис страхования по выгодной цене вы […]
  • Алименты на ребенка за прошлый период Взыскание алиментов: разъяснения ВС РФ Количество дел о взыскании алиментов на детей, рассмотренных отечественными судами в 2014 году, превысило 300 тыс. ВС РФ проанализировал данную судебную практику и обобщил ее в своем обзоре (Обзор […]
  • Налоговая декларация по усн для ип за 2018 год бланк Декларация: упрощенная система налогообложения 2018 (бланк) Актуально на: 5 марта 2018 г. Бланк декларации по упрощенной системе за 2018 год Организации и ИП, применяющие УСН, должны представлять в инспекцию соответствующую налоговую […]
  • Налог на доход от продажи квартиры в 2018 Кто должен платить налог с продажи квартиры? ​Платят ли налог с продажи квартиры? Это зависит от обстоятельств, сопровождающих куплю-продажу. В 2017 году вступили в силу изменения в Налоговом кодексе РФ касательно сделок с недвижимостью. […]
  • Выплаты компенсации по сберегательным книжкам Возврат вкладов Сбербанка СССР Возврат вкладов Сбербанка СССР: когда начнутся выплаты-компенсации вкладчикам? Prosto целый ажиотаж развернулся в Украине вокруг выплат компенсаций по вкладам СССР. О том, что делать вкладчикам в условиях […]
  • Штраф за выезд на встречку через сплошную Пересечение сплошной и двойной сплошной линии разметки — штрафы в 2018 году Наказание за пересечение сплошной или двойной сплошной линии разметки затрагивает практически весь диапазон ответственности за нарушения ПДД и может быть от […]