Новый закон о рекламе поправки

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О РЕКЛАМЕ»

13 марта 2006 г. N 38-ФЗ

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Комментарий специалиста по документу «Федеральный закон О рекламе N 38-ФЗ (полный текст) Актуально в 2018 году»:

Федеральный закон «О рекламе» был издан 13.03.2006 г. в целях развития внутренних рынков товаров, работ и услуг на принципах добросовестной конкуренции и реализации прав потребителей. Сфера применения Закона российской федерации о рекламе – производство и распространение рекламы, независимо от ее вида и типа носителя. Этот Федеральный закон является единственным нормативным актом российского законодательства о рекламе, поэтому именно он предупреждает нарушения этого законодательства и пресекает факты ненадлежащей рекламы со стороны ее производителей и заказчиков.

Основные положения Закона о рекламе затрагивают рекламу на радио и ТВ, в периодических печатных изданиях, установленную на рекламных конструкциях, транспортных средствах, распространяемую по сетям электросвязи. Поправки в Закон о рекламе могут ограничивать распространение или запрещать рекламу определенных видов товаров, работ или услуг.

Ответственность за нарушение закон российской федерации о рекламе рекламопроизводителями, рекламодателями или рекламораспространителями накладывается согласно законодательству РФ об административных правонарушениях. В особых случаях умышленное нарушение Закона о рекламе может вызывать иные, более серьезные меры ответственности.

Скачать Федеральный закон О рекламе N 38-ФЗ (полный текст) Актуально в 2018 году

Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»

12 минут рекламы в час, рост рекламных доходов телекомпаний и другие изменения.

О процедуре принятия законопроекта

17 июля 2018 года Госдума в первом чтении приняла законопроект об увеличении продолжительности рекламы на ТВ с 9 до 12 минут в час. 24 июля — во втором чтении, 27 июля его одобрили на заседании Совета Федерации и 28 июля направили на рассмотрение.

Этот законопроект также поддержали профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи и Минкомсвязь.

Согласно процедуре принятия законов на территории РФ, принятый Советом Федерации закон в течение пяти дней поступает президенту (в этом случае до 2 августа), и в течение 14 дней с момента поступления его либо одобряют, либо повторно рассматривают в Государственной думе и Совете Федерации.

В чём суть законопроекта

В случае ратификации законопроекта телеканалам будет разрешат отводить под рекламу 12 минут в час, а не 9 минут (20% вместо 15%) по актуальному федеральному закону «О рекламе» от 2006 года. Общая продолжительность суточной рекламы не изменится и составит 216 минут (15% от суточного вещания).

Авторы законопроекта предлагают снова показывать рекламу в детских и образовательных передачах. Реклама с товарами, которые не предназначены для детей, показываться не будет. Во втором чтении депутат Антон Горелкин уточнил, какие товары подходят под эту категорию. К ним относятся:

  • Алкоголь.
  • Лекарства; медицинские изделия, услуги; методы профилактики, диагностики, лечения; медицинская реабилитация; методы народной медицины.
  • Биологически активные и пищевые добавки; продукты детского питания.
  • Продукция военного назначения и оружия.
  • Продукция, основанная на риске игр, пари.
  • Финансовые услуги.
  • Ценные бумаги.
  • Услуги по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.
  • Деятельность медиаторов для проведения медиации.

Особенности рекламы этих категорий товаров установлены третьей главой нынешнего ФЗ «О рекламе». Это ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу. Спонсорская реклама вышеописанных товаров запрещена.

Что даст новый закон в случае ратификации

В пояснительной записке к проекту закона написано, что предложенные меры позволят телеканалам эффективнее распределить объём рекламного времени в течение суток. А сохранение общего временного лимита позволит сдержать увеличение рекламной нагрузки на зрителей.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, суммарный объём рекламы на ТВ за вычетом НДС за январь-март 2018 года вырос на 13%, по сравнению с аналогичным показателем 2017 года. Он составил 44,3-44,8 млрд рублей. Аналогичные показатели по итогам 2017 года также увеличились на 14%.

Реклама на федеральных каналах реализуется за счёт размещения по рейтингам, а не по минутам. Такая модель основана на продаже определённого объёма аудитории. Информацию о ней предоставляет исследовательская компания Mediascope.

Пункты рейтинга означают количество телезрителей, посмотревших 30-секундный рекламный ролик. На базе пунктов рейтинга формируются временные слоты, наиболее и наименее привлекательные для рекламодателя.

Для большинства федеральных каналов в будние дни, за исключением пятницы, прайм-тайм приходится на время с 19:00 до 00:30, в пятницу «повышенное» телесмотрение продолжается до 1:00. В субботу прайм-тайм продолжается с 8:00 до 1:00, в воскресенье и праздники — с 8:00 до 00:30. Несмотря на общие тенденции, у разных каналов слоты могут отличаться.

С принятием нового закона телеканалы смогут давать большее количество рекламы в прайм-тайм — время наибольшего телесмотрения. Аналитики рекламной группы Publicis Media Group отмечают, что вещатели вряд ли будут использовать полный объём квоты в час для того, чтобы равномерно распределить её по временным слотам.

Стоимость рекламы за базовое размещение в 30 секунд в прайм-тайм может в два-три раза превышать стоимость размещения в непопулярное время. Например, по данным рекламного агентства TV-SPB, вечерний тайм-слот в будни стоит почти в три-четыре раза выше, чем утренний (270 тысяч рублей против 80 тысяч рублей), в выходные — приблизительно в два раза (123 тысячи рублей против 260 тысяч рублей).

Цены формируются в соответствии с сезонными коэффициентами: в зависимости от времени года и месяца они могут отличаться. Также роль в и ценообразовании играет и степень охвата: на уровне города, региона, страны.

Ещё до первого чтения поправок к законопроекту аналитики Publicis Media Russia подсчитали, как увеличение рекламного времени в час может изменить предложение телевещательных компаний работодателям.

Длительность рекламы в девять минут ограничивает рекламный инвентарь. Если канал теряет часть зрительской аудитории, то вместе с тем уменьшается и этот показатель.

Чтобы компенсировать свои потери, телевещатель повышает цены на рекламу, так она становится менее доступной для рекламодателей. Новый закон может изменить эту ситуацию за счёт увеличения инвентаря.

Свое мнение в отношении нового законопроекта также выразили эксперты.

Новые поправки к закону «О рекламе» направлены в известной мере на то, чтобы помочь телеканалам. Увеличение рекламного пространства в единицу эфирного времени обеспечивает каналы и медиаселлеров дополнительным инвентарём и возможностью маневрировать при размещении рекламы в рамках прежних допустимых объёмов — 216 минут в сутки.

За этим, вероятно, последует рост объёмов в прайм-тайм и в отдельных высокорейтинговых передачах. Хотя может пострадать ночной, утренний эфиры от двух до пяти часов с минимальными рейтингами. Напрашивается вывод, что каналы получат дополнительные поступления от рекламы. Растущая конкуренция со стороны интернет-рекламы только обостряет борьбу за каждый рубль рекламодателя.

Увеличение возможностей размещения ТВ-рекламы — не самоцель. В последние годы российские телезрители были избалованы высококачественным телевизионным контентом. В этом можно удостовериться, наблюдая за реакцией на эфир программ 5-10-летней давности, которые уже сейчас смотрятся как архив.

Здесь и встаёт вопрос: «Как финансировать современный и высокотехнологичный контент?». Поправки к закону не решают комплексно эту проблему, но создают дополнительные источники финансирования, которые требуют профессионального управления эфирными возможностями.

Перед каналами встаёт проблема, как распорядиться со стандартным хронометражом традиционных программ, сериалов, которые рассчитаны на девять минут рекламного времени. Или в каком объёме допускать прерывание телепрограмм анонсами телепередач, за которыми не стоят рекламные деньги, но которые обеспечивают зрительскую аудиторию.

Необходимо найти золотую середину, чтобы не оттолкнуть телезрителя возросшим объёмом рекламы. На эти вопросы предстоит дать ответ медиаагентствам в сотрудничестве с медиаселлерами и каналами.

Отмена ограничений на рекламу в детских и образовательных телепередачах вместе с запретом рекламы товаров, не предназначенных для детей, — это также коммерческий вопрос. Скорее важнее позиция о запрете рекламы непредназначенных для детей товаров. Новая законодательная норма призвана поддержать именно производство детских и образовательных программ.

На нашем рынке уже существует практика добровольного самоограничения, введённого отдельными крупными производителями и рекламодателями. Они сознательно воздерживались от рекламы товаров, не предназначенных для детей, по соображения этики или охраны здоровья.

Этот тот случай, когда хорошая инициатива встретила поддержку на законодательном уровне.

Я не вижу проигравших с принятием новых законодательных норм. Если говорить о медиаканалах в целом, то каждому из них, чтобы быть востребованным, независимо от законодательных норм, приходится в жёсткой конкуренции ежедневно доказывать рекламодателям свою эффективность. И телеканалы как лидирующий сегмент медиарынка — не исключение.

Поправки в федеральный закон «О рекламе» носят, скорее всего, технический характер. Они позволят телекомпаниям показывать больше рекламы в прайм-тайм и не показывать ночью, когда её никто не смотрит. С точки зрения бизнеса это разумно. С точки зрения телезрителя — объём выгружаемой на него рекламы возрастёт, так как средний зритель как раз и смотрит передачи в прайм-тайм.

В целом очевидно, что индустрия предпринимает меры по оптимизации ресурсов или, скорее, уже по выживанию. Люди переходят на другие форматы телесмотрения. YouTube, стриминги, свои видеоплатформы есть у Facebook, Twitter и так далее. Трансляционный телевизор вымирает вслед за газетами. Это вопрос смены поколений, а не редакционных усилий.

Каждый, кто уже перешёл в другие форматы, если вдруг возвращается в телевизор (например, на футбольный чемпионат), сталкивается с навязанной рекламой. И спрашивает сам себя: «Что это? Зачем? Почему я должен это смотреть?». Разве что реклама может быть любопытной в этаком ностальгическом или этнографическом смысле.

В целом, конечно, навязанное медиапотребление, да ещё нашпигованное рекламой, — архаизм, который уйдёт со сменой поколений. Возможность показывать больше рекламы в прайм-тайм немного улучшит бизнес телекомпаний. Но она также сделает для аудитории ещё более привлекательными другие форматы телесмотрения, где рекламы нет. Ведь цифровому человеку отказаться от телевизора очень легко, цифровая среда предлагает много других форматов видео.

Так что мера эта техническая, тактически удобная. Но стратегически телевизор она не спасёт и даже немного увеличит преимущества других телеформатов, в которых нет рекламы.

Я воспринимаю этот законопроект странным образом. С одной стороны, конечно, для телеканалов это очень даже неплохо — теперь они смогут рассчитывать на увеличение доходов за счёт большего объёма рекламы в часовом вещании.

Но, с другой стороны, я хорошо помню историю, когда ограничений по часу вообще не было. И это приводило к тому, что вся реклама была брошена в прайм-тайм. Закон 2006 года, на мой взгляд, введя 15% ограничение рекламы в часовом слоте, как раз очень красиво выровнял объёмы размещения рекламы в течение суток. И для зрителей — это было отличное решение. Поэтому с экономической точки зрения мне законопроект вроде понятен и нравится. С гражданской или зрительской — совсем не нравится.

Что касается отмены ограничений на рекламу в детский программах — это вообще необсуждаемая история: тут либо стоит отдельно оговорить возраст детей, либо вообще ничего не предпринимать.

Насчёт стимулирования телевещателей — да, в какой-то мере. Хотя я всё же считаю, что это слабый стимул. Гораздо больший эффект могут дать действия телевещателей, направленные на более активную работу с цифровой аудиторией. До сих пор онлайн-аудитория недостаточно учитывается при продаже рекламы. Хотя это, конечно, забота не только вещателей, но и медиаизмерителя, медиаселлера. Впрочем, это уже совсем другая история.

На первый взгляд, ничего особенного и кардинальных перемен не предвидится, просто аудитория ТВ-каналов будет немного больше видеть рекламу в прайм-тайм и меньше в непопулярное время. Но учитывая зависимость стоимости размещения роликов на телевидении от сетки вещания, поправки в закон должны некоторым образом повлиять на доходы телеканалов.

К чему это приведёт, сказать сейчас сложно. Как минимум это нововведение позволит каналам и рекламным агентствам больше заработать, так как время в прайм-тайм стоит значительно дороже, в некоторых случаях даже на порядок дороже.

Что касается аудитории, возможно, зрители просто дольше будут перещелкивать каналы во время рекламы, а возможно, наоборот, обрадуются дополнительной паузе и займутся своими делами в перерыве.

С детьми другая история. Это, пожалуй, самая неискушенная аудитория, которая с удовольствием смотрит рекламу. Дополнительная рекламная пауза наверняка поможет маркетологам влиять на потребительский спрос и продажи — дети всегда найдут возможность попросить родителей купить что-то, что им хочется. Поэтому цензура рекламы во время детских передач резонна.

Для рынка это, естественно, приятная новость. Ведь наше рекламное законодательство последние 10-15 лет становилось всё менее либеральным. Как известно, объём того товара, который продает ТВ рекламодателям, законодательно ограничен. И ограничен довольно жёстко. А спрос на товар растёт.

Чтобы вместить этот растущий спрос при невозможности увеличить предложение, приходится увеличивать цену, пытаясь приблизить её к балансовой.

Очевидно, что в такой ситуации кого-то из желающих не удаётся вместить, а для кого-то ТВ становится слишком дорогим. И эти недошедшие до ТВ маркетинговые бюджеты либо просто экономятся, либо вовсе уходят из медиарекламной индустрии, например, в стимулирование ценовыми акциями, ходячими хот-догами и так далее.

Внесённый законопроект позволит увеличить рекламный инвентарь на ТВ, даст телеканалам большее поле для манёвра и привлечения рекламодателей. А в конце концов выиграет и зритель, поскольку каналы смогут больше вкладывать в контент.

советник генерального директора «Национального Рекламного Альянса»

Да, действительно, в связи с подписанием изменений в ФЗ «О рекламе» мы в будущем увидим больше рекламы в отдельные интервалы времени. При этом общий объём рекламы в течение дня не изменится.

Очевидно, что рост объёма и числа рекламных блоков придётся на самый рейтинговые интервалы и программы, что позволит каналам иметь больше инвентаря (рейтингов) для продажи и, как следствие, получать больше выручки. Телезрители при этом будут вынуждены смотреть больше рекламы, и возможно, это будет причиной изменения структуры телесмотрения.

При этом аудитория может уходить с одного канала на другой, но с высокой долей вероятности в этот временной интервал на другом канале объём рекламы тоже увеличен, поэтому может усилиться тренд снижения общего телесмотрения и рост аудитории в других медиа.

Однако если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то большая прибыль должна позволить телеканалам инвестировать в создание или закупку новых качественных проектов, чтобы удержать телезрителей или привлечь новых. Поэтому мы будем надеяться, что в ближайшем будущем мы получим больше качественного контента на всех ТВ-каналах.

Что же касается снятия запрета на рекламу в детских и образовательных передачах, то не думаю, что это перевернёт рынок и принципиально изменит отношения на рынке или приведет к росту доли детских каналов. Детский контент всегда отличался невысоким интересом у зрителей и неоднородностью аудитории по возрастам, что затрудняет планирование рекламных компаний рекламодателями.

При этом сегодня рекламодатели могут размещаться до и после детских передач, что они и делают.

Безусловно, присутствие рекламы в самой программе способно переключить внимание ребенка или родителей на рекламируемый продукт с большей вероятностью, но не нужно забывать, что в законе остаётся большое число ограничений на товары, которые можно рекламировать. Более того, существуют ограничений на видео ряд, что усложняет задачу.

Также нужно понимать, сколько будет рекламных блоков и какой продолжительности для разных передач. От этого тоже будет зависеть заинтересованность рекламодателей и поведение телекомпаний.

Закон «О рекламе» в РФ

Реклама прочно вошла в жизнь общества и используется повсеместно. Закон «О рекламе» является основополагающим актом, который постоянно видоизменяется под действием вносимых в него поправок.

Описание закона

Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.

Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:

  • общие сведения о стоящих задачах, требованиях, о терминологии и т. д.;
  • характерные черты методов распространения различных типов рекламы;
  • характер рекламирования особых видов продукции;
  • союз рекламодателей, уполномоченный защищать интересы своих представителей и создавать и регулировать соблюдение этических норм использования рекламного извещения;
  • правительственный контроль в области рекламирования и виды ответственности за нарушение положений ФЗ;
  • заключительные положения.

Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.

Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» с последними изменениями можно скачать по ссылке. Текст закона «О рекламе» представлен в последней редакции на 2017 год.

Этот закон поможет рекламодателям и прочим организациям, занимающимся рекламной деятельностью, защитить свои права и обозначить обязанности.

Последние изменения

Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:

Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:

  • реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
  • объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
  • товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
  • ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
  • рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
  • рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
  • рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
  • потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
  • спонсор — человек, помогающий финансово;
  • спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
  • социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
  • антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.

Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.

По данной статье закона «О рекламе», рекламные извещения должны содержаться в периодических печатных изданиях в объеме не более 45%, вместо 40%, как это было ранее. Также текст рекламного характера должен идти с пометкой «реклама».

Статья закона №38-ФЗ посвящена рекламе азартных игр. Она не должна:

  • обращаться к лицам, не достигшим 18-и лет;
  • вводить в заблуждение, что азартные игры являются методом заработать деньги для обеспечения существования;
  • уверять, что риски минимальны, а вероятность выигрыша больше, чем есть на самом деле;
  • содержать доказательства получения выигрыша лицами, которые не получили его;
  • уверять, что азартные игры приведут к общественному признанию и успеху;
  • негативно отзываться о лицах, которые не участвуют в азартных играх;
  • создавать эффект, что получение выигрыша гарантировано;
  • использовать человеческие и звериные образы.

Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:

  • в теле- и радиопрограммах с 10 вечера до 7 утра, но реклама букмекерских контор разрешена в любое время, если продолжительность составляет не более 20% от общего времени;
  • в строениях, где проводятся азартные игры, кроме зданий транспортной инфраструктуры;
  • в газетах, журналах и т. д.

Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:

  • проводимая организаторами в букмекерских конторах — в газетах, журналах и других печатных изданиях физкульторно-спортивного характера, в Интернете;
  • в спортивных сооружениях;
  • на спортивной форме игроков или в спортивных клубах.

Извещения информационного типа должны содержать по закону:

  • срок розыгрышей призов;
  • сведения об организаторе, правила проведения, период, место и время получения призов.

Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:

В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.

В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.

Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:

  • физ. и юрлица будут нести ответственность по ГК;
  • лица, чьи интересы были нарушены в ходе рекламы, могут обратиться в суд/арбитражный суд и требовать возмещения убытков, компенсации за моральный вред, опровергнуть информацию, оглашенную в рекламном материале и т. д.;
  • если закон нарушат рекламодатели, распространители и производители, они получат наказание в соответствии с КоАП;
  • рекламодатель, нарушавший требования о содержании в рекламе информации, прописанные в ч.2-8, 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст. 6-9, ч.4-6 ст.10, ст.12, ч.3 ст.19, ч.2 и 6 ст.20, ч.1, 3, 5 ст.21, ст.24 и 25, ч.1 и 6 ст.26, ч.1 и 5 ст.27, ст.28-30.1 настоящего Федерального закона, будет нести ответственность;
  • распространители будут нести ответственность за нарушение требований, касательно места, времени и средств размещения рекламы, прописанные в п.3 ч.4, п.6 ч.5, ч.9-10.2 (вычеркнуты части 10, 10.1), 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст.7-9, 12, 14-18, ч.2-4 и 9 ст.19, ч.2-6 ст.20, ч.2-5 ст.21, ч.7-9 ст.24, ст.25, ч.1-5 ст.26, ч.2 и 5 ст.27, ч.1, 4, 7, 8, 11 и 13 ст.28, ч.1, 3, 4, 6 и 8 ст.29, ч.1 и 2 ст.30.1 настоящего Федерального закона;
  • рекламопроизводитель будет наказан за нарушение требований об оформлении, производстве и подготовке рекламы в ч. 6-7 данной статьи;
  • штрафы попадают в федеральный бюджет в размере 40%, и в бюджет субъекта РФ — 60%.

Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».

Федеральный закон «О рекламе» 2018

Закон о рекламе в последней действующей редакции от 1 октября 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о рекламе имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения в сфере рекламы, несущей рекламную информацию о товарах и услугах на территории Российской Федерации. Основная цель Федерального закона «О рекламе» – развитие рынков товаров, работ и услуг на принципах добросовестной конкуренции и получение потребителями достоверной информации о товарах и услугах.

Федеральный закон «О рекламе» применяется для создания наиболее благоприятных условий для производства, распространения товаров, исключения из средств массовой информации ненадлежащей рекламы и пресечения нарушений Законодательства Российской Федерации в сфере рекламы.

Федеральный закон «О рекламе» принят 7 мая 2013 года и предоставляет больше прав местным органам самоуправления, которые заключают договора с рекламодателями, утверждают планы размещения на земельных участках и недвижимости рекламных конструкций. Федеральный закон «О рекламе» устанавливает предельные сроки действия договоров на эксплуатацию рекламных конструкций и определяет основания для аннулирования разрешения на рекламу или признание его недействительным, а также определяет права и обязанности владельца рекламы или рекламной конструкции.

Государственный надзор за нарушениями в сфере рекламы возлагаются на антимонопольный орган, который определяет меру пресечения за нарушения рекламодателей в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

38-ФЗ «О рекламе» с последними изменениями

Без рекламы ни один бизнес, товар или услуга не получают должного уровня развития или продвижения. Абсолютно любое дело нуждается в том или ином виде рекламы. В этом тексте вы узнаете об основополагающем нормативно-правовом акте в сфере рекламы – Федеральном законе «О рекламе» №38-ФЗ. Вы получите информацию относительно его структуры, содержания глав и последних изменений, а также сможете скачать его последнюю редакцию.

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу, согласно статье 39 закона, в иные сроки. Последние изменения вступили в силу 01.09.2017 г.

Реклама – это самый востребованный продукт в мире. С помощью нее, люди могут популяризировать конкретный продукт или услугу. Но реклама тоже подвержена ограничению определенных правил. В РФ – это Федеральный закон «О рекламе», принятый 13.03.2006 года №38-ФЗ (далее – Закон №38-ФЗ). Последняя редакция данного закона, датируется 29.07.2017 года. В этой статье вы найдете информацию относительно структуры закона о рекламе и краткого содержания его глав, сможете подробно изучить изменения, которые происходили с текстом Закона №38-ФЗ, а также скачать его последнюю редакцию 2018 года.

Структура Закона №38-ФЗ «О рекламе»

Данный закон состоит из 6 глав и 40 статей. Каждая глава Закона №38-ФЗ состоит из:

  • Глава 1 «Общие положения», состоит из статей с 1 по 13. В данной главе закреплены цели, сфера применения и основные понятия закона о рекламе. Также, информация о требованиях к рекламе, рекламе различных видов товаров и товаров, реклама которых запрещена, социальной рекламе, сроках ее действия и информации, которую должен предоставить рекламодатель.
  • Глава 2 «Особенности отдельных способов распространения рекламы», состоит из статей с 14 по 20. Глава определяет основные правила размещения рекламы на различных носителях.
  • Глава 3 «Особенности рекламы отдельных видов товаров», состоит из статей с 21 по 30, включая статью 30.1. Статьи 22 и 23 утратили силу. Глава содержит правила рекламы товаров, имеющих особую специфику.
  • Глава 4 «Саморегулирование в сфере рекламы», состоит из статей с 31 по 32. Глава определяет основные принципы деятельности объединения рекламодателей.
  • Глава 5 «Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе», состоит из статей с 33 по 38, включая статью 35.1. В главе определена компетенция и права антимонопольного органа, ответственность за нарушение законодательства о рекламе и правила обжалования решения антимонопольного органа.
  • Глава 6 «Заключительные положения», состоит из статей 39 и 40. В главе закреплен срок вступления закона в силу и принципы перехода рекламной отрасли, к деятельности в соответствии с данным законом.

Скачать Федеральный закон «О рекламе» в последней редакции 2018 можно здесь.

Обзор изменений за 2015-2017 год в Закон №38-ФЗ

Сначала рассмотрим наиболее важные изменения, произошедшие за предыдущий год. В этом году было 9 новых редакций Закона №38-ФЗ, плюс несколько нормативно-правовых актов, вступивших в силу на протяжении прошлого года:

  • Федеральный закон от 25.11.2013 года №317-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2014 года, привнес в Закон №38-ФЗ запрет на рекламу услуг, предлагающих искусственное прерывание беременности, а также расширил перечень услуг попадающих под действие закона о рекламе – профилактика, диагностика, медицинская реабилитация, народная медицина.
  • Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ, внес изменения в текст статьи 24 Закона №38-ФЗ, тем самым дав «зеленый свет» на рекламу медицинских услуг, которая соответствует установленным в законе о рекламе, правилам.
  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 235-ФЗ, внес изменения в п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона №38-ФЗ, разрешив рекламу пива в период проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Данное разрешение будет действовать до 1 января 2019 года
  • Федеральный закон от 21.12.2013 N 375-ФЗ, вступивший в силу с 23.07.2014 года, внес изменения в ст. 28 Закона №38-ФЗ. Данные изменения направлены на регуляцию рекламы касающейся предоставления потребительских займов. После вступления изменения в силу, подобную рекламу могут давать только те лица, которые осуществляют деятельность в этом направлении на профессиональной основе, в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ, изменил текст ч. 17 ст. 19 Закона №38-ФЗ содержащий понятие «временные рекламные конструкции».
  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ, добавил конкретики в порядок размещения рекламы биржевых облигаций. Теперь, такая реклама может быть размещена только после того, как рекламирующая программу облигаций, биржа, присваивает ей идентификационный номер.
  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 270-ФЗ, внес запрет на трансляцию рекламы на каналах, доступ к которым осуществляется на платной основе или каналах, доступ к которым может быть осуществлен только с помощью специальных устройств.
  • Федеральный закон от 04.11.2014 N 338-ФЗ, содержит норму, которая устанавливает, что громкость звука рекламы, должна быть в пределах среднего уровня громкости, прерываемой этой рекламой, трансляции. Его действие начнется через 200 дней после официального опубликования, то есть, ориентировочно 4 мая 2015 года.
  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 485-ФЗ, дополнил ст. 40 Закона 38-ФЗ частью 7, текст которой дал органам местного самоуправления право, распределить между собой полномочия в сфере рекламы, используя нормы Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ.
  • Федеральный закон от 31.12.2014 N 490-ФЗ, сделал уточнения к рекламе пива и установил точные требования к рекламе вина и шампанского. После вступления данного изменения в силу, с 01 января 2015 года, можно рекламировать отечественные вина и шампанское.

Изменения, произошедшие в 2016 году:

  • Федеральный закон от 03.02.2016 N 5-ФЗ, внес исключение относительно запрета рекламы на платных каналах или каналах с доступом только посредством декодирующих устройств. Теперь, такая реклама допускается на тех телеканалах, в трансляции которых задействовано не меньше чем 75% национальной продукции СМИ.
  • Федеральный закон от 08.03.2016 N 50-ФЗ, внес запрет на наружную рекламу, которая размещается на объектах, внесенных в соответствующий реестр, как объекты культурного наследия.

Список изменяющих документов:
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ,
от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ,
от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ,
от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ,
от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ,
от 17.12.2009 N 320-ФЗ, от 27.12.2009 N 354-ФЗ,
от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ,
от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ,
от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 11.07.2011 N 202-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012),
от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,
от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 20.07.2012 N 119-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ,
от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ,
от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,
от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ,
от 28.06.2014 N 190-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ,
от 21.07.2014 N 235-ФЗ, от 21.07.2014 N 264-ФЗ,
от 21.07.2014 N 270-ФЗ, от 04.11.2014 N 338-ФЗ,
от 29.12.2014 N 460-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ,
от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.02.2015 N 5-ФЗ,
от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 304-ФЗ,
от 05.12.2016 N 413-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)

С 1 января 2017 года объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных средствах массовой информации, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, увеличился до 45% объема одного номера издания (вместо установленных сейчас 40%).
Важно, что периодические печатные издания смогут публиковать больше рекламы, не теряя права на пониженную ставку НДС (10%).

Редакция от 05.12.2016
Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 05.12.2016 N 413-ФЗ.

Изменение статьи 16
Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Часть 7 статьи 28 — изложена в новой редакции.

7. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов)капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов наименование жилого комплекса), если коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Часть 8 статьи 28 — изложена в новой редакции.

8. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или)иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости,о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Еще по теме:

  • Нужно ли работающему пенсионеру отрабатывать две недели при увольнении Нужно ли работающему пенсионеру отрабатывать две недели при увольнении У нас на предприятии работает пенсионер (пенсия назначена еще в 2006 г.). Сейчас он написал заявление на увольнение по собственному желанию. В нем он попросил в связи […]
  • Ст 1437 коап кто составляет протокол Комментарии к СТ 14.37 КоАП РФ Статья 14.37 КоАП РФ. Нарушения требований к установке рекламной конструкции Комментарий к статье 14.37 КоАП РФ: 1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила […]
  • Конституция содержание детей Статья 38 Конституции Российской Федерации Последняя редакция Статьи 38 Конституции РФ гласит: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. […]
  • Кто брал займ у частного лица Кто брал займы от частных лиц? В этой теме 533 ответа, 2 участника, последнее обновление Евгений 7 час., 38 мин. назад. банки кредит не дают, отказывают постоянно ( есть просрочки по текущим кредитам) , в мфо идти строшновато, проценты […]
  • Алименты с момента усыновления Онлайн-консультант 38 (057) 756-88-03 Время работы с 9:00 до 18:00 ( Пн-Пт ) Страница: 1 ТЕМА: Должна ли я после усыновления платить алименты своим детям? Должна ли я после усыновления платить алименты своим детям? 6 года, 4 […]
  • Где заключают договор купли продажи квартиры Договор купли-продажи квартиры Нотариальный образец договора купли-продажи квартиры Город Киев, две тысячи пятого года, __________ месяца, __________ числа. Мы, Иванова Анна Олеговна, ИК №. зарегистрирована и проживает по адресу: город […]
  • Комментарии к ст 39 фз 221 Как разрешить спор об определении границ земельного участка? Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 7 ст. […]
  • Как идет раздел имущества Раздел имущества супругов в Украине Раздел имущества супругов в Украине Для заказа юридической услуги при разделении имущества супругов в Украине, свяжитесь с нами: тел: +38 099 071 81 22, e-mail: info​ @ ​yurposlugi.com.ua Из данной […]