Нк рф статья 40

Содержание:

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Абзац третий исключен.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 настоящей статьи.

13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса «Налог на доходы физических лиц» и главой 25 настоящего Кодекса «Налог на прибыль организаций».

Комментарий к Ст. 40 НК РФ

Положения ст. 40 НК РФ со дня вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (вступил в силу с 1 января 2012 г.) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ до дня вступления в силу указанного Закона (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ).

Исполнение обязательства по возмездному договору оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Свобода цен является необходимым элементом свободы договора.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Иными словами, пока налоговые органы не докажут обратное, считается, что цена, указанная в сделке, соответствует рыночной цене. Правила п. 1 ст. 40 НК РФ подлежат применению лишь постольку, поскольку иные правила не предусмотрены в п. п. 2 — 14 ст. 40 НК РФ.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не указанным выше, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг);

2) по товарообменным (бартерным) операциям.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (гл. 30 Гражданского кодекса РФ), если это не противоречит правилам Гражданского кодекса РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

В случае когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

В случае когда в соответствии с договором мены сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают, к исполнению обязательства передать товар стороной, которая должна передать товар после передачи товара другой стороной, применяются правила о встречном исполнении обязательств (ст. 328 Гражданского кодекса РФ).

Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Сторона, у которой третьим лицом изъят товар, приобретенный по договору мены, вправе при наличии оснований, предусмотренных ст. 461 Гражданского кодекса РФ, потребовать от другой стороны возврата товара, полученного последней в обмен, и (или) возмещения убытков.

Если, по мнению налогового органа, стороны произвели явно неравноценный обмен, то он вправе применить меры, предусмотренные в ст. 40 НК РФ;

3) при совершении внешнеторговых сделок.

Внешнеторговые сделки — это сделки, одним из участников которых является иностранное физическое или юридическое лицо, а содержанием — операции, связанные с экспортом или импортом товаров, услуг, результатов творческой деятельности или прав на их использование. Основное место среди них занимают договоры международной купли-продажи товаров, договоры поставки, подряда, перевозки, страхования, лицензионные и др. договоры;

4) при отклонении более чем 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Закон не раскрывает понятие непродолжительного времени, поэтому следует исходить из обычаев делового оборота, характера реализуемого товара, информации о средней продолжительности реализации таких товаров и т.д.

Правила п. 3 ст. 40 НК РФ следует применять с учетом положений ст. ст. 301, 305, 327, 333 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени в случаях:

1) при совершении сделок, предусмотренных в п. 2 ст. 40 НК РФ (сделки между взаимозависимыми лицами, внешнеторговые сделки, товарообменные (бартерные сделки) и т.п.), цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг);

2) при совершении сделок, предусмотренных в п. 2 данной статьи, цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг).

Пеня начисляется не только за нарушение срока уплаты налога, но и рассчитывается особым образом: исходя из разницы между ценой сделки и уровнем рыночных цен (на связанную с этой разницей сумму до начисленного налога и начисляется пеня).

Рыночная цена товара (работы, услуги) — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Смотрите далее комментарий к настоящей статье.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Цена — это денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

В результате взаимодействия цены спроса, предлагаемой покупателем, и цены предложения, предлагаемой продавцом, на рынке устанавливается определенная (стабильная) средняя цена, по которой реализуется основная масса товаров, работ, услуг.

В п. 5 настоящей статьи дано определение рынка. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ.

Иными словами, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров (работ, услуг) за денежный эквивалент или другое имущество.

При этом рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар, заказать нужную работу, получить необходимую услугу без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов (транспортных расходов, расходов на установку, монтаж, охрану и т.п.), на ближайшей к его месту жительства (месту нахождения) на территории РФ или за ее пределами.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки, в частности:

физические характеристики (сходные модель, модификацию, комплектацию, ассортимент и т.п.);

репутацию на рынке (известность, сформированная, например, положительными свойствами товара, формируется путем товарных кредитов, торговых надбавок, наценок и т.п.);

страну происхождения товара;

производителя (организацию или индивидуального предпринимателя, которые изготовили товар).

При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

При этом все сомнения и неясности относительно значительности или незначительности различий в идентичности товара по его внешнему виду толкуются в пользу налогоплательщика, обосновывающего цену такого товара.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют:

1) сходные характеристики (т.е. не полностью совпадающие, но близкие характеристики);

2) состоят из схожих компонентов (деталей, узлов, частей, состава и т.п.);

3) выполняют одни и те же функции (могут быть предназначены для одних и тех же целей и т.п.);

4) коммерчески взаимозаменяемы (т.е. один товар может заменить другой).

При определении однородности товаров учитываются, в частности:

их качество (т.е. совокупность свойств (технико-экономических и эстетических, технологических и надежности и т.п.), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением продукции, товара);

наличие товарного знака.

Товарный знак — это средство индивидуализации продукции, исключительные права на которое относятся законом к интеллектуальной собственности, иными словами это обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц;

репутация на рынке (она должна быть схожей);

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание:

1) сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности либо деятельности представляемых ими лиц;

2) сделки между взаимозависимыми лицами, но только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты этих сделок.

Повлияла ли взаимозависимость лиц, совершающих сделку, на ее результаты, должны доказывать налоговые органы;

3) информация о заключенных на момент реализации этого товара или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

Такие сведения могут быть предоставлены в виде документов, программ ЭВМ, СМИ и т.п., содержащих данные об уже совершенных сделках к моменту реализации новых товаров, работ, услуг.

В частности, учитываются следующие разумные условия сделок, которые могут оказывать влияние на цены:

количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии).

Так, количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.

Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным;

сроки исполнения обязательств (по договорам поставки товаров, возмездного оказания услуг и т.п.).

К примеру, ст. 508 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующие периоды поставки товаров по договору поставки: в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.);

условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида.

Например, по договору поставки в соответствии со ст. 516 Гражданского кодекса РФ расчеты за поставляемые товары осуществляются следующим образом:

1. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

2. Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком), и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя.

3. В случае когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором;

иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (условия о хранении товара, транспортировке товара, способе его упаковки и т.п.).

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями:

либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг:

либо может быть учтено с помощью поправок.

Метод цены последующей реализации — это способ определения рыночной цены товаров, работ, услуг, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность:

1) цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже);

2) обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг.

Под обычными в подобных случаях затратами следует понимать уровень накладных расходов, стоимость рекламы, стоимость тары и упаковки, расходы на охрану товаров, иные расходы, понесенные первым покупателем для продвижения на рынок (оплата маркетинговых исследований, информационных услуг и т.п.), а также для последующей реализации (перепродажи) этого товара (исключая цену, по которой он реализован);

3) обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Применяемая упомянутым покупателем цена должна обеспечивать ему обычную для данной сферы деятельности прибыль. Относится ли полученная прибыль к обычной, следует исходить из анализа всех обстоятельств, таких как характер самой сделки, существующие обычаи делового оборота, особенности сферы деятельности участников сделки и т.п.

Метод цены последующей реализации используется в случаях:

при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам;

из-за отсутствия предложения на этом рынке идентичных (однородных) товаров, работ или услуг;

при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.

Затратный метод — это способ определения рыночной цены товаров, работ или услуг, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма:

1) произведенных затрат.

При этом имеются в виду как прямые затраты (связанные с приобретением товара, его хранением, транспортировкой, страхованием и т.п.), так и косвенные (аудиторские, информационные, накладные и т.п.);

2) обычной для данной сферы деятельности прибыли.

При этом учитываются:

обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг;

обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Затратный метод используется при невозможности использованиям метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем).

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используется (в частности, налоговыми органами) следующие официальные источники информации:

1) официальные данные о рыночных ценах на товары, работы или услуги, опубликованные в официальных изданиях (справочниках, вестниках, бюллетенях, реестрах, ведомостях и т.п.) государственных органов (Минфина России, Росстата и т.п.);

2) официальные данные о биржевых котировках, опубликованные в официальных источниках информации.

Данные о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках, опубликованные в неофициальных изданиях (рекламных брошюрах, прайс-листах организаций и т.п.), не могут служить источниками информации, используемыми при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги.

При рассмотрении дела (в частности, о правильности применения цен и определении рыночной цены) суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ (о рыночной цене товаров, работ, услуг, об однородных и идентичных товарах, о порядке определения рыночной цены и т.п.).

Таким образом, перечень обстоятельств, указанных в настоящей статье, не является исчерпывающим, однако любые другие обстоятельства при правильности применения цен и определения рыночной цены вправе использовать только суд.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Таким образом, настоящая статья предписывает исходить из государственных (регулируемых) цен (тарифов), если товар (работа, услуга) в соответствии с действующим законодательством подлежит реализации по таким ценам.

Положения, предусмотренные п. п. 3 и 10 ст. 40 НК РФ, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Конституционный Суд разъяснил конституционность положений НК РФ в части порядка определения цены товаров

По мнению одного из экспертов, определение КС РФ продолжает тенденцию поддержки судами налоговых органов, тогда как второй считает, что актуальность толкования Судом норм НК РФ об определении цены товаров для налогообложения на данный момент снизилась.

Как указано в определении Конституционного Суда, налоговая провела проверку акционерного общества, по результатам которой было установлено, что общество реализовало аффилированной иностранной компании продукцию по ценам более чем на 20 процентов ниже от уровня рыночных цен. В своих выводах налоговый орган опирался на положения ст. 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». После проверки АО доначислили недоимки по налогам, пени и штраф, и решением арбитражного суда выводы налогового органа признаны обоснованными.

В этой связи акционерное общество попыталось оспорить конституционность п. 3, 10 и 11 ст. 40 НК РФ, регулирующих порядок определения цены товаров для целей налогообложения, а также ст. 95 «Экспертиза» данного Кодекса во взаимосвязи со ст. 68 «Допустимость доказательств» и ст. 82 «Назначение экспертизы» АПК РФ. Также оспаривалась конституционность ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», регулирующей обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

По мнению заявителя, перечисленные законодательные нормы позволяют налоговому органу произвольно устанавливать рыночную цену товара, лишают налогоплательщика возможности принимать участие в назначении налоговым органом экспертизы при проведении налоговой проверки, притом что суды могут признавать в качестве недопустимых доказательств иные экспертные заключения, представленные налогоплательщиком в суд. Также АО обжаловало возможность возврата из суда в экспертное учреждение заключения эксперта для устранения его недостатков.

Конституционный Суд не принял жалобу к рассмотрению, пояснив, что оспариваемые нормы не допускают, вопреки утверждению заявителя, произвольного их применения налоговыми органами, устанавливают судебный контроль за действиями налоговых органов, а потому не дают оснований для вывода об их неопределенности.

Как указал Суд, приведенные законоположения предоставляют налоговым органам право проверять правильность применения цен лишь в качестве принудительной меры, позволяющей обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов в случае выявления существенного занижения или завышения налогоплательщиком цены на товар, и не предполагают его полномочия по регулированию цен и установлению их по сделке вопреки решению договаривающихся сторон. «Иное нарушало бы свободу договора в той части, в какой она позволяет сторонам самостоятельно согласовать цену сделки, и допускало бы возможность отступления налоговых органов от полномочий, предусмотренных законом», – подчеркивается в определении.

Также Конституционный Суд отметил, что при разрешении вопроса об обоснованности установления налоговым органом рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения суд не связан правилами, обязательными для налоговых органов. Таким образом, обеспечивается возможность дополнительного судебного контроля за законностью и обоснованностью действий налогового органа при доначислении налогоплательщику сумм налога, начислении пени и штрафа с учетом принципов состязательности и равноправия сторон судопроизводства (Определение от 18 сентября 2014 г. № 1822-О).

Партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Кирилл Саськов указал, что Конституционный Суд фактически повторил ранее неоднократно сформулированное толкование положений Налогового кодекса РФ, предоставляющих налоговым органам полномочия проводить контроль рыночности цен, применяемых налогоплательщиками, в целях исполнения налоговых обязанностей.

Эксперт отметил, что в свое время споры в отношении применения ст. 40 НК РФ были очень распространены. Во многом это обусловлено тем, что в разных регионах имелись неодинаковые подходы судов к применению этой статьи. Кирилл Саськов добавил, что актуальность высказывания позиции Конституционного Суда в отношении толкования ст. 40 НК РФ является на данный момент низкой. Он пояснил, что сама норма фактически применяется к сделкам, доходы или расходы по которым возникли более шести лет назад, тогда как к отношениям, возникшим после принятия поправок, отменивших контроль за рыночностью цен с использованием механизма, предусмотренного ст. 40 НК РФ, применяются положения раздела о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

По мнению старшего юриста Tenzor Consulting Group Романа Шабанова, своим определением Конституционный Суд развивает ранее высказанную позицию Верховного Суда РФ, который встал на сторону налоговых органов в споре с налогоплательщиком: компания передала другой фирме право собственности на здание по цене почти в 27 раз ниже установленной оценщиком его рыночной стоимости, что повлекло начисление недоимки, которую ВС РФ счел обоснованной.

«В условиях нестабильной экономической обстановки государство усиливает свою фискальную функцию. Таким образом, налогоплательщикам стоит быть осмотрительнее как в выборе контрагента, так и способа ведения бизнеса», – заключил эксперт.

Спорные вопросы применения статьи 40 НК РФ и контроль рыночной цены

В каких случаях налоговики не вправе контролировать рыночную цену?

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке. Об этом говорится в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В вышеперечисленных случаях налоговый орган проверяет, не отклоняется ли цена, примененная сторонами сделки, более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг). Если данное отклонение выявлено, то налоговики вправе доначислить налоги и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК РФ).

При этом рыночной признается цена товара, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров признаются сопоставимыми, если различие между этими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК РФ).

Указанной статьей предусмотрено определение соответствия примененных в контролируемых сделках цен уровню рыночных не только с учетом сопоставимости экономических (коммерческих) условий сделок, но и при соблюдении установленной очередности использования методов определения рыночных цен, а именно:

1) на основе сопоставимых рыночных цен идентичных (однородных) товаров;

2) при отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации товара;

3) при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод.

При определении рыночной цены должны быть учтены положения, предусмотренные п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ. Они-то и вызывают массу вопросов у налогоплательщиков.

Может ли налоговый орган проверить «рыночность» цены по разовой сделке?

Прежде чем ответить на этот вопрос, в качестве примера приведем Постановление ФАС ЦО от 20.05.2009 N А62-4706/2008. Суть дела, которое рассматривалось в данном Постановлении, заключалась в следующем. Организация в 2005 г. приобрела транспортное средство, а через два года продала его физическому лицу за 50 000 руб. По мнению инспекции, эта цена отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены, определенной оценщиками. По данным последних стоимость транспортного средства составляет порядка 500 000 руб.

Поскольку спорная сделка являлась разовой, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у инспекции отсутствовала возможность установить отклонение цены названной сделки от уровня цен, применяемых налогоплательщиком «по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени». Таким образом, у налогового органа не было правовых оснований для проверки правильности применения цены по сделке в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.

Применяются ли положения ст. 40 НК РФ в отношении покупателей?

Если налоговой инспекции удастся доказать, что цена сделки была занижена, то продавцу (исполнителю) будут начислены налог на прибыль и НДС. Что касается покупателя, ему подобные санкции не грозят (несмотря на то, что он получил товары, работы, услуги по заниженной цене, — не безвозмездно же).

В тех случаях, когда к покупателям все же применяется ст. 40 НК РФ и дело доходит до судебного разбирательства, суды принимают сторону налогоплательщика. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 13.07.2009 N А52-2867/2008 рассматривал спор между покупателем и налоговой инспекцией, по мнению которой организация завысила расходы, связанные с производством и реализацией, на сумму затрат по приобретению товара у поставщиков, что повлекло занижение налога на прибыль. Сославшись на п. 10 ст. 40 НК РФ, инспекция откорректировала цену сделок по приобретению товара, тем самым уменьшив сумму расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Положения ст. 40 НК РФ применяются при определении рыночной цены товаров, реализуемых продавцом, а не приобретенных покупателем. Подпункт 4 п. 2 данной нормы не регулирует вопросы, связанные с проверкой налоговыми органами соответствия рыночным цен, установленных поставщиками товаров (работ, услуг) и примененных ими при реализации этих товаров (работ, услуг) покупателям-налогоплательщикам.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали необоснованным доначисление организации налога на прибыль, начисление пеней и штрафных санкций по данному эпизоду.

В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Что считать официальным источником информации?

Налоговым кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. По мнению Минфина, изложенному в ряде Писем (например, от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333), при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования. В Письме от 09.07.2009 N 03-02-07/1-353 со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04 отмечено, что официальные источники информации не могут использоваться без учета положений п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

Поясним это на примере из арбитражной практики. ФАС ВСО в Постановлении от 02.09.2009 N А78-1410/09 исследовал правомерность применения налоговой инспекцией ценовой информации на лесоматериалы, разработанной Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России с участием поставщиков лесобумажной продукции и согласованной с ГТК России, Минэкономразвития, Минпромнауки, Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом. Он указал, что данная информация по индикативным ценам является прогнозируемой ценой, а не уже сложившейся (сформированной) на рынке ценой на идентичные товары.

Индикативные цены содержат данные о физических характеристиках товара, о ГОСТах и кодах ТН ВЭД и другие характеристики товара, но не содержат информации об условиях сделок с идентичными (однородными) товарами — об объемах поставляемых товаров, сроках исполнения обязательств, условиях платежа. А в силу положений п. 9 ст. 40 НК РФ данные условия сделок с идентичными (однородными) товарами являются факторами, влияющими на формирование рыночной цены, и должны учитываться при определении рыночной цены товара.

На основании изложенного судьи пришли к выводу, что индикативные цены (прогнозируемые) не могут быть признаны рыночными, в связи с чем установление налоговым органом на их основании отклонений цен по контрактам организации в сторону понижения на 20% является необоснованным.

Нередко на практике налоговые органы в качестве источника для определения уровня цен используют прайс-листы организаций, выпускающих продукцию того же наименования. Подобную ситуацию рассматривал ФАС МО в Постановлении от 22.01.2007 N КА-А41/13550-06. Судьи отметили, что налоговый орган не доказал однородности товаров, которые поставляются налогоплательщиком и сторонней организацией, чей проект прайс-листа был взят за основу, поскольку не были исследованы такие существенные обстоятельства, как качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Сам по себе факт несоответствия цен по сделке уровню рыночных цен не может являться основанием для начисления налога и пени.

ФАС ВСО в Постановлении от 18.01.2010 N А69-893/2009 в аналогичной ситуации также поддержал налогоплательщика: прайс-листы свидетельствуют лишь об объявлении цены, при этом цены по сделке могут отличаться от цен, указанных в этих прайс-листах, в зависимости от количества поставляемого товара и других условий поставки.

Относятся ли к официальным источникам информации для целей применения ст. 40 НК РФ рекламные издания?

Информация, размещенная в рекламном издании, не может быть признана в качестве информации официальных источников — такое мнение, как правило, высказывают арбитражные судьи (см., например, Постановления ФАС ЦО от 17.02.2010 N А54-2656/2009-С13, ФАС УО от 06.04.2009 N Ф09-1858/09-С2).

ФАС УО в Постановлении от 04.08.2009 N Ф09-5504/09-С3, рассматривая вопрос о применении ст. 40 НК РФ, выяснил, что налоговый орган определил рыночную цену товара на основании сведений, указанных в отраслевом журнале. Судьи указали: данное средство массовой информации не является официальным источником необходимых сведений, поскольку в журнале содержатся сведения не о рыночных ценах, а о ценах предложения без учета взаимодействия со спросом на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Из журналов невозможно определить, на основании каких данных и исходя из каких источников указаны цены на товар, а также насколько они относятся к официальным источникам.

А если в официальном источнике информации содержатся сведения о средних ценах?

Действительно, нередко на практике налоговые органы применяют сведения о средних ценах на тот или иной товар, работу, услугу, сложившихся в регионе. Однако, как правило, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи встают на сторону налогоплательщика. Определение для целей налогообложения рыночных цен товаров на основе средних цен, рассчитанных исходя из цен, сложившихся на рынке идентичных (однородных) товаров, не предусмотрено ст. 40 НК РФ (по данному вопросу см., например, Постановления ФАС ВВО от 16.04.2010 N А43-34094/2009, ФАС ДВО от 21.05.2009 N Ф03-2091/2009).

А в Постановлении ФАС ПО от 21.05.2010 N А55-19068/2009 рассматривалось дело, которое налоговая инспекция проиграла лишь по той причине, что в качестве официального источника информации о средних рыночных ценах аренды объектов недвижимости использовала полученные от торгово-промышленной палаты сведения о размере арендных ставок для производственных и торговых площадей. Однако спорный договор аренды, стоимость арендной платы по которому и проверялась на предмет «рыночности», в качестве предмета аренды предусматривал помещение для кафе. При этом налоговый орган не привел каких-либо доводов относительно правомерности применения к деятельности кафе арендных ставок для производственных и торговых площадей.

В другом случае (Постановление ФАС СКО от 11.05.2010 N А32-18922/2008) при применении средней стоимости арендной платы не учитывалась информация о месте расположения помещения (проходная улица, основная трасса города, отдельный выход на улицу с высокой проходимостью и т.д.), типе помещения (отдельно стоящее здание, встроенное помещение на первом этаже, подвальное или полуподвальное помещение), площади и высоте помещения, наличии витрин, пожарно-охранной сигнализации, техническом и санитарно-эпидемиологическом состоянии помещения, его техническом обеспечении, наличии инфраструктуры (телефон, кондиционер, парковка и т.д.), сроке аренды и специальных условиях договора. И опять судьи пришли к выводу о нарушении налоговым органом предусмотренного ст. 40 НК РФ порядка расчета рыночной цены.

Если в Российской Федерации нет производителей, занимающихся реализацией идентичного (однородного) товара на схожих условиях, в каком порядке следует определять рыночную цену товара в соответствии с положениями ст. 40 НК РФ? Правомерно ли определять рыночную цену на основе информации о цене, предоставленной независимыми оценщиками?

По мнению Минфина (Письмо от 02.07.2008 N 03-02-07/1-243), ст. 40 НК РФ не предусмотрено определение рыночной цены на основе информации о цене сделки, представленной независимыми оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем финансисты отметили, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ.

Полагаем, что вышесказанное в равной степени относится как к «уникальным» товарам, так и к товарам, производством которых занимается несколько компаний.

Что касается арбитражной практики, в ней можно найти и примеры, в которых судьи соглашались с мнением оценщиков (см. Постановление ФАС МО от 20.11.2009 N КА-А40/10618-09), и примеры, где судьи не принимали в расчет их заключения. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 17.02.2010 N А54-2656/2009-С13 в результате анализа и оценки представленных документов суд сделал обоснованный вывод о том, что указанные отчеты оценщиков не могут быть положены в основу определения рыночной стоимости арендной платы по земельному участку и нежилым помещениям. При этом суд исходил из следующего.

Исследование технических характеристик объектов-аналогов и их визуальный осмотр оценщиками не производились. Согласно пояснениям, оценщики по телефону созванивались с арендодателями и путем устного опроса узнавали цену предложения и выясняли техническое состояние объекта-аналога. При производстве оценки оценщики применяли параллельно три подхода: затратный, сравнительный и доходный. Вместе с тем применение указанных методов не предусмотрено ст. 40 НК РФ.

Выводы оценщиков не основаны на анализе конкретных сопоставимых сделок (контрактов) других арендодателей идентичных (однородных) помещений в спорном периоде, в связи с чем суд правильно указал, что оценщиками нарушено одно из требований п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены — сопоставимость условий.

Таким образом, поскольку федеральное законодательство возлагает на оценщиков обязанность руководствоваться Налоговым кодексом, а также учитывая задание на оценку в части цели оценки и предполагаемого использования результатов (налогообложение), суд правомерно указал, что при проведении оценочной деятельности оценщики обязаны были руководствоваться положениями ст. 40 НК РФ.

Кроме того, поскольку величина стоимости объекта оценки носит лишь рекомендательный характер, налоговый орган при получении соответствующих отчетов должен был их проанализировать на соответствие требованиям ст. 40 НК РФ. Уровень рыночных цен инспекцией надлежаще не исследовался и не устанавливался.

Имеют ли право сотрудники МВД проводить проверку правильности применения цен в целях ст. 40 НК РФ, в частности, при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий?

Как указано в Письме Минфина России от 31.12.2009 N 03-02-08/95, в соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ проверку правильности применения цен для целей налогообложения осуществляют налоговые органы.

Подлежат ли применению положения ст. 40 НК РФ в отношении договоров займа и кредита?

Статьи 40 и 250 НК РФ не содержат указания о том, что оценка доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, либо в виде экономической выгоды от беспроцентного займа осуществляется исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Несмотря на это, на практике встречаются случаи, когда налоговые органы настаивают на том, что и к процентам по займам должна применяться ст. 40 НК РФ. Раньше Минфин разделял эту точку зрения (см. Письмо от 22.06.2006 N 03-02-07/1-161). Позднее чиновники свое мнение поменяли: представляется, что для обеспечения определенности применения ст. 40 НК РФ в отношении договоров займа и кредита требуется дополнительное законодательное регулирование. Впредь до внесения необходимых изменений в Кодекс, обеспечивающих определенность в отношении налогообложения налогом на прибыль организаций доходов, полученных по договорам займа и кредита, отсутствуют правовые основания для применения налоговыми органами при проверке правильности применения цен по указанным договорам положений ст. 40 НК РФ (Письма от 25.02.2010 N 03-02-07/1-77, от 14.03.2007 N 03-02-07/2-44).

То есть Минфин, говоря о внесении в НК РФ изменений, «обеспечивающих определенность», тем самым подчеркивает, что на сегодня эта определенность отсутствует. Как тут не вспомнить п. 7 ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Немало примеров и в арбитражной практике, где судьи поддерживают налогоплательщиков по вопросу неприменения ст. 40 НК РФ относительно договоров займа (см. Постановления ФАС ДВО от 24.01.2007 N Ф03-А73/06-2/5259, ФАС МО от 08.09.2009 N КА-А41/8762-09).

Еще по теме:

  • Протокол осмотра трупа в квартире Протокол осмотра трупа (образец заполнения) ПРОТОКОЛ осмотра трупа Осмотр начат в 12 час. 25 мин. Осмотр окончен в 14 час. 40 мин. Следователь следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Энску Тайской области […]
  • Сколько стоит заказное письмо с уведомлением на украину В Украине стало дороже отправлять письма и посылки Тарифы повысил национальный оператор почтовой связи С сегодняшнего дня, 10 сентября, отправлять письма "Укрпочтой" становится дороже на 40%, то есть почти в полтора раза. Тарифы на услуги […]
  • Протокол осмотра места происшествия грабеж на улице Протокол осмотра места происшествия (образец заполнения) ПРОТОКОЛ осмотра места происшествия Осмотр начат в 11 час. 25 мин. Осмотр окончен в 13 час. 40 мин. Следователь следственного отделения Энского ГОВД Тайской области лейтенант […]
  • Капитан юрист Корнийчук Андрей Николаевич Юрист (военый капитан) , 2 000 грн Возраст: 40 лет Город: Луцк Контактная информация Соискатель указал телефон, адрес и эл. почту. Чтобы открыть контакты, войдите как работодатель или […]
  • Статья 30 федерального закона о гражданстве российской федерации Статья 30 федерального закона о гражданстве российской федерации Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные […]
  • Штраф за управления в нетрезвом виде В Раде хотят увеличить штрафы за вождение в нетрезвом виде В Верховной Раде зарегистрировали законопроект об увеличении до 40 тысяч гривен штрафа за вождение в нетрезвом виде водителей, которых лишили водительских удостоверений. Об этом […]
  • Подорожала страховка на авто 2018 Вот как подорожает полис ОСАГО с 1 сентября 2018 года Вот что изменится в ОСАГО в ближайшие несколько лет Со вчерашнего дня известно о надвигающемся новом поднятии тарифов обязательного страхования гражданской ответственности (стоимости […]
  • Статье 154 тк рф Комментарии к СТ 154 ТК РФ Статья 154 ТК РФ. Оплата труда в ночное время 1. Ночным считается время с 22 до 6 часов утра. 2. Работа в ночное время (см. коммент. к ст. 96) оплачивается в повышенном размере. Оплата производится путем […]