Налог за земельный участок многоквартирного дома

Налог на землю под многоквартирным домом

О земельном налоге

1. Плательщики земельного налога — это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация — единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога .

Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.
Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.
По земельному налогу — обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

2. Однако в 10.10.2007 г. Мосгордума приняла поправку в городской закон от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге», предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.
В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Теперь же от уплаты земельного налога будут освобождены «ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ».
Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плетельщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге».

Определение налоговой базы

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

В Москве, соответственно, 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»):

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
.
2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

Пример расчета налога

Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО «Алмаз». Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.

Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) = 1500 кв. м.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.

Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

для ООО «Алмаз» 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.

Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

для ООО «Алмаз» 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Так, для ООО » Алмаз» она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.

Налогообложение земельных участков под приобретенной недвижимостью

Рассмотрим, когда у субъекта хозяйствования, который приобрел право собственности на объект недвижимости, возникает обязанность по уплате земельного налога за земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, и может ли отсутствие правоустанавливающих документов на землю у субъектов хозяйствования, являющихся собственниками зданий, сооружений (их частей), а также нежилых помещений (их частей) в многоквартирных жилых домах, быть основанием для освобождения от уплаты земельного налога.

Как определено ст. 120 Земельного кодекса, в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, которые находятся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. К лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, который находится в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения.

В случае если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя.

В случае перехода права собственности на дом или его часть от одного лица к другому по договору пожизненного содержания право на земельный участок переходит на условиях, на которых этот земельный участок принадлежал предыдущему землевладельцу (землепользователю).

В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение несколькими лицами право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение физическими или юридическими лицами, которые не могут иметь в собственности земельных участков, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором размещены жилой дом, здание или сооружение, на условиях аренды.

В соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса к лицу, которое при-обрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности, право пользования земельным участком, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя).

Согласно п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых размещены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Кроме того, п. 287.8 этой статьи определено, что собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Эта доля определяется соотношением общей площади помещения и общей площади всех квартир и нежилых помещений в доме.

Пунктом 286.6 ст. 286 Налогового кодекса установлено, что за земельный участок, на котором размещено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется с учетом придомовой территории каждому из таких лиц:

в равных частях — если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделено в натуре, или одному из таких лиц-собственников, определенному по их согласию, если иное не установлено судом;

пропорционально надлежащей доле каждого лица — если здание находится в общей долевой собственности;

пропорционально надлежащей доле каждого лица — если здание находится в общей совместной собственности и разделено в натуре.

За земельный участок, на котором размещено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании, с учетом придомовой территории.

В соответствии с определением, данным в пп. 14.1.205 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, придомовая территория — это территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации в пределах соответствующего земельного участка, на котором размещен многоквартирный дом и относящиеся к нему здания и сооружения, и необходимая для обслуживания многоквартирного дома и обеспечения удовлетворения жилых, социальных и бытовых нужд собственников (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Согласно п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, одна из составляющих которого — нормативная денежная оценка земельного участка, явля-ющаяся базой обложения земельным налогом.

Так, ст. 289 этого Кодекса установлено, что для определения размера налога используется нормативная денежная оценка земельных участков, а управление в сфере оценки земель и земельных участков осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений.

Согласно п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, утверж-денной приказом № 1015, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка в обязательном порядке представляется в дальнейшем в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Поэтому для определения размера земельного налога плательщику следует обратиться в соответству-ющие территориальные органы Госзем-агентства Украины для получения справки о нормативной денежной оценке земельного участка.

Таким образом, субъект хозяйствования, который приобрел право собственности на объект недвижимости, независимо от оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором размещен такой объект недвижимости, с учетом придомовой территории должен уплачивать земельный налог по ставкам и в порядке, установленным Налоговым кодексом.

ДЛЯ СПРАВКИ

Размеры и конфигурация земельных участков, на которых размещены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются в соответствии с Методическими рекомендациями № 389, а именно:
для новостроек — на основании документов, подтверждающих отводы земельного участка под застройку, или детального плана территории микрорайона (квартала) с определением придомовых территорий;
для существующей застройки:
для отдельных жилых домов — на основании проекта придомовой территории;
для группы домов — на основании детального плана территории в пределах квартала.

Владелец нежилого помещения в многоквартирном доме не уплачивает налог на землю, а компенсирует его ОСМД на основании соответствующего гражданско-правового договора

Наконец-то органы ГФС в вопросе уплаты налога за земельный участок под помещением, расположенным в многоквартирном доме, начали руководствоваться здравым смыслом и применять требования НКУ с учетом норм ЗКУ. Так, в индивидуальной налоговой консультации от 21.06.2017 г. № 759/ІПК/04-36-12-23-19 ГУ ГФС в Днепропетровской области разъясняет, что согласно ст. 42 ЗКУ земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, предоставляются:

  • в постоянное пользование предприятиям, которые осуществляют управление такими домами;
  • в собственность или постоянное пользование совладельцам таких домов.

Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится в собственности или постоянном пользовании ОСМД либо управляющей организации и такая организация совладельцев уплачивает земельный налог, а совладельцы, в том числе юридические лица, которые владеют нежилыми помещениями в таком доме, в свою очередь, компенсируют этой организации расходы по уплате земельного налога на основании заключенных гражданско-правовых договоров.

Напомним, что ранее органы ГФС настаивали на внесении платы за землю именно владельцами нежилых помещений в многоквартирном доме с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и их в принципе не интересовал вопрос о невозможности получения владельцем нежилого помещения справки о нормативной денежной оценке части земельного участка, приходящейся на такое помещение.

Індивідуальна податкова консультація Головного управління ДФС у Дніпропетровській області від 21.06.2017 р. № 759/ІПК/04-36-12-23-19

Головне управління ДФС у Дніпропетровській області, керуючись ст. 52 Податкового кодексу України (далі – Кодекс), на лист Товариства щодо сплати земельного податку повідомляє.

Товариство проінформувало, що є власником магазину, який розташований у багатоквартирному житловому будинку, і зацікавлене у вирішенні питання необхідності сплати земельного податку та порядку розрахунку суми земельного податку при відсутності витягу про нормативну грошову оцінку землі.

Сплата земельного податку здійснюється власниками земельних ділянок та постійними землекористувачами (пп. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 Кодексу, а саме суб’єктами, які мають відповідні рішення органів місцевого самоврядування щодо прав власності або постійного користування на сформовані земельні ділянки у значенні ст. 79 1 Земельного кодексу України.

Земельним кодексом України встановлено, що земельні ділянки, на яких розташовані багатоквартирні будинки, а також належні до них будівлі, споруди та прибудинкові території, надаються:

  • у постійне користування підприємствам, які здійснюють управління такими будинками;
  • у власність або в постійне користування співвласникам таких будинків (ст. 42 Земельного кодексу України).

Таким чином, земельна ділянка, на якій розташований багатоквартирний будинок, перебуває у власності або в постійному користуванні об’єднання власників будинку чи управляючої організації і така організація співвласників сплачує земельний податок, а співвласники, у тому числі й юридичні особи, які володіють нежитловими приміщеннями у такому будинку, у свою чергу, компенсують їй (організації) витрати зі сплати земельного податку на підставі укладених цивільно-правових угод.

Податкова консультація має індивідуальний характер і може використовуватися виключно платником податків, якому надано таку консультацію (п. 52.2 ст. 52 Кодексу).

Владельцу нежилого помещения многоквартирного дома не нужно платить налог на землю

25.07.2017 326 0 0

ГФС в письме от 21.06.2017 г. N 759/ИПК/04-36-12-23-19 рассмотрела следующую ситуацию: Общество проинформировало, что является владельцем магазина, который расположен в многоквартирном жилом доме, и заинтересовано в решении вопроса необходимости уплаты земельного налога и порядка расчета суммы земельного налога при отсутствии выписки о нормативной денежной оценке земли.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся в собственности или в постоянном пользовании объединения собственников дома или управляющей организации и такая организация совладельцев платит земельный налог, а совладельцы, в том числе и юридические лица, обладающие нежилыми помещениями в таком доме, в свою очередь, компенсируют ей (организации) расходы по уплате земельного налога на основании заключенных гражданско-правовых сделок.

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Стоит ли оформлять права на землю?

Бытует мнение, что если не оформлять права на землю, то на налогообложении можно сэкономить. По нашему мнению, такой вывод преждевременный.

Во-первых, экономия не такая уж и большая.

  • При оценке земель под многоквартирными домами используется коэффициент функционального назначения 1. Это немного. Скажем, под коммерческой застройкой данный коэффициент (и, соответственно, размер земельного налога) в 2,5 раза выше.
  • Кроме того, земельные участки под многоквартирными домами передаются не в аренду, а в собственность или постоянное пользование. А это значит, что собственник (землепользователь) будет уплачивать земельный налог, а не арендную плату, которая, как правило, существенно выше.
  • Земельные участки под многоквартирными домами передаются в собственность или предоставляются в пользование без проведения земельных торгов, что исключает дополнительные разовые (на проведение торгов, приобретение участка в собственность) или периодические (повышенная арендная плата) расходы.
  • Наконец, уже есть примеры уменьшения ставок земельного налога за земельные участки под многоквартирными домами (в Киеве в 2017 году ставка налога установлена на уровне 0,03% от нормативной денежной оценки земельного участка в год, то есть в 100 (!) раз меньше обычной ставки).

Во-вторых, наличие прав на землю предоставляет определенные преимущества:

  • Надежное закрепление придомовой территории (никто не сможет «отрезать» кусочек вашей земли, в т.ч. и для новой застройки).
  • Самостоятельное определение способа использования придомовой территории (определение площади и мест для детской площадки, паркинга и т.д.).
  • Возможность использования земельного участка для получения дополнительных доходов (например, путем размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности).
  • Отсутствие земельной проблемы при проведении реконструкции дома (в т.ч. пристройки). Обязательным условием для этого (кроме случаев реконструкции без изменения внешних размеров) является наличие оформленных прав на земельный участок. Данная реконструкция чаще всего необходима при устройстве отдельных входных групп для нежилых помещений цокольного, первого и второго этажей.

В-третьих, в стране наблюдается возрастание давления (со стороны фискальных органов и органов местного самоуправления) на владельцев недвижимости относительно необходимости оформления прав на землю. Пока что такое давление в основном касается объектов промышленного и коммерческого назначения. Существуют даже примеры взыскания с владельцев таких объектов убытков за использование земельного участка без уплаты налогов в судебном порядке.

Таким образом, надежнее и спокойнее будет все же оформить права на землю.

Выбор права и право выбора

Согласно ч. 2 ст. 42 ЗКУ:

«Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, которые пребывают в общей совместной собственности собственников квартир и нежилых помещений в доме, передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

По нашему мнению, важно пояснить разницу между собственностью и постоянным пользованием, ведь получаем земельный участок — как один, так и второй — бесплатно, но если земельным участком, находящимся в собственности, мы можем владеть, пользоваться и распоряжаться, то право распоряжения земельным участком в постоянном пользовании не предоставляется.

То есть ни осуществить отчуждение (продать) земельный участок или его часть, ни передать в пользование (аренду) другому лицу постоянный землепользователь не сможет.

Исходя из этого и учитывая определенные налоговые аспекты (об этом — далее), необходимо остановиться на собственности, а не на постоянном пользовании. Кроме того, если рассмотреть фантастический вариант возврата земельного участка территориальной общине (для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости 1 ) в собственность (в отличие от постоянного пользования), это позволит получить компенсацию стоимости земельного участка.

Открытым остается вопрос передачи субъекту права на земельный участок под многоквартирным домом. Передача участка в собственность (постоянное пользование) непосредственно совладельцам проблематична. Для такой передачи требуется заявление всех совладельцев, среди которых наверняка найдется хотя бы один, кто не согласен или физически недоступен (например, если совладелец выехал за рубеж или в другую местность, не оставив адреса, если совладелец умер, а наследники не оформили право на наследство). И при дальнейшем осуществлении совместной собственности (пользовании) также необходимо будет согласие, единогласие всех совладельцев.

ОСМД, которое создается «собственниками квартир и/или нежилых помещений многоквартирного дома для содействия использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования общего имущества» (ст. 1 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома»), якобы может выступать от имени совладельцев в данном вопросе (если землю рассматривать как общее имущество), но прямо это в законе на записано.

Точку в данном вопросе могло бы поставить Правительство в порядке, утверждение которого предусмотрено ч. 2 ст. 42 ЗКУ. Этот порядок Кабинет Министров Украины должен утвердить до 1 февраля 2016 года (см. п. 6 ст. 13 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме»), но, к сожалению, не сделал этого до сих пор. Поэтому и реализовать право на получение земельного участка сейчас проблематично. Особенно там, где местные чиновники не готовы идти навстречу, поскольку занимают бюрократически осторожную позицию.

Но если вы хотите стать пионерами в данном вопросе, к вашим услугам общие нормы ст.ст. 118 2 и 123 ЗКУ. Единственный нюанс, на которых стоит обратить внимание в данной статье, — если земельный участок уже сформирован (предоставлялся в пользование застройщику или формировался при инвентаризации земель населенного пункта) и имеет кадастровый номер, потребности в разработке, согласовании и утверждении проекта землеустройства касательно его отвода не будет, и вся процедура станет существенно проще (подача ходатайства, получение решения местного совета, регистрация права). Впрочем, на местах ее любят усложнять и даже (как в столице) утверждают собственные нормативно-правовые акты, зачастую противоречащие требованиям ЗКУ.

Так кому же и сколько платить?

Сначала ответим на вторую часть вопроса. И право собственности, и право постоянного пользования на земельный участок способствуют возникновению обязанности уплачивать земельный налог. Его размер устанавливают местные (сельские, поселковые, городские) советы на каждый год, но не более 3% от нормативной денежной оценки земельных участков. Соответствующее решение совета должно быть обнародовано до 15 июля, иначе с 1 января соответствующего года будут продолжать действовать старые ставки налога (см. пп.пп.12.3.4–12.3.5 НКУ).

Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель (ст. 20 Закона Украины «Об оценке земель») и предоставляются собственникам земли и землепользователям местными органами Госгеокадастра. Заказать соответствующее извлечение можно через Интернет (например, через публичную кадастровую карту), а получить — в соответствующем центре предоставления административных услуг.

Теперь о налогоплательщиках в зависимости от ситуации с правами на землю.

И еще одна ситуация, которая не вписывается в стандартные схемы. Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земельного налога за земельные участки под такими домами (кроме первой из рассмотренных ситуаций).

Исключение из этого общего правила содержит пп. 287.8 НКУ:

«Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество».

Но поскольку при этом могут отсутствовать объект (сформированный земельный участок) и база (определенная нормативная денежная оценка) налогообложения, сколько платить за землю, не понятно. И в данном вопросе налоговая не имеет полномочий ни касательно формирования земельного участка (в частности, определение ее площади, необходимой для расчета), ни относительно ее нормативной денежной оценки (это лицензируемый вид деятельности).

Поэтому в данной ситуации владельцам нежилых помещений советуем обращаться в фискальные органы за получением индивидуальной налоговой консультации или же готовиться к спорам с налоговиками. В последнем можем предоставить помощь.

Виктор КОБЫЛЯНСКИЙ, адвокат,

Ольга НИКОДИМОВА, юрист

Еще по теме:

  • Мировой суд судебного участка 92 Мировой суд судебного участка 92 Судебный участок №92 Волгоградской области Аппарат мирового судьи мировой судья Митьковская Анна Викторовна Назначен на десятилетний срок полномочий Постановлением Волгоградской областной Думы от […]
  • Коап ст 1918 Статья 15.18 КоАП РФ. Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами Новая редакция Ст. 15.18 КоАП РФ Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг операций, связанных с переходом прав на эмиссионные ценные бумаги, до […]
  • Мировой суд ленинского района воронежа официальный сайт Мировые Судьи Ленинского района Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Согласно законодательной базе Российской Федерации, мировой суд рассматривает судебные дела первой […]
  • Воинская часть 51532 на карте 10-я Отдельная Бригада спецназа ГРУ ГШ (10 ОБрСпН) На основании Директивы ГШ ВС СССР в период с 22 сентября по 4 октября 1962 года была сформирована 10 обрСпН, место дислокации: г. Старый Крым (пгт. Первомайское). Работу по формированию […]
  • 51890 воинская часть 51890 воинская часть В/часть 51890 - 566-й ЗРП - Admin: Войсковая часть 51890 566-й ЗРП С-25 сформирован в 50-е годы в составе 10-го корпуса ПВО. д. Морозово Дмитровского района Московской области расформирован В марте 1997 года во […]
  • Калининский мировой суд г уфы участок 8 официальный сайт Судебный участок № 8 Канцелярия: 8(347) 265-0606 Время работы: пнд, втр, срд, чтв - 09.00-18.00, птн - 09.00-16.45, обеденный перерыв - 13.00-13.45 Территориальная подсудность: информация на сайте учреждения Мировой судья: Смирнова Любовь […]
  • Судебная практика по ст 111 ч 2 п з Судебная практика и вопросы квалификации преступлений против здоровья (Кошаева Т. О.) («Юридическая литература», 2004) Текст документа СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ Т. О. Кошаева, кандидат […]
  • Кто регистрирует договор залога квартиры Регистрация договора залога недвижимого имущества в Росреестре Регистрация договора залога недвижимого имущества в Росреестре обязательна. Расскажем об основных понятиях и порядке регистрации залога по договору займа, допустимости […]