Конституционное право субъектов рф с

Конституционно-правовые признаки субъекта Российской Федерации

Конституция РФ к субъектам Федерации относит следующие государственные образования: республики, автономную область, автономные округа, края, области, города федерального значения. Все субъекты РФ были образованы в пределах территории сначала РСФСР, а затем Российской Федерации. Они никогда не имели суверенной государственности. Субъекты РФ различаются по размеру территории, численности населения, уровню экономического развития, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т.д. Большинство республик, автономных округов являются дотационными, т.е. полностью зависят от федерального бюджета [1] .

На момент принятия Конституции РФ в России было 89 субъектов: 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 49 областей, 6 краев, 2 города федерального значения. Однако с начала 2006 г. в России произошло укрупнение ряда субъектов Федерации посредством объединения двух и более субъектов Федерации в новые субъекты РФ.

В марте 2004 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Новый субъект получил название Пермского края.

В октябре 2005 г. – Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано- Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (Красноярский край).

В июле 2006 г. – Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (Камчатский край).

В декабре 2006 г. – Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (Иркутская область).

В июле 2007 г. – Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (Забайкальский край) [2] .

В результате в составе России осталось 83 субъекта. Увеличилось количество краев до девяти, количество областей уменьшилось до 46, количество автономных округов как самостоятельных субъектов РФ уменьшилось до четырех.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ характеризуется наличием следующих признаков.

1. Наличие учредительной власти. Субъект РФ вправе самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, собственными нормативными правовыми актами определять свое наименование, систему, принципы организации и деятельности своих законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти; регламентировать местное самоуправление, административно-территориальное деление и т.п.

Учредительная власть субъектов РФ не означает наличие у них суверенитета. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации исключает суверенитет субъектов Федерации.

Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал проблему суверенитета республик в составе Российской Федерации. Так, в Определении от 06.12.2001 № 249-0 им была высказана важная правовая позиция относительно возможности гражданства республик в составе Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда, Конституция РФ ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов РФ и их правомочия в этой области. Более того, п. «в» ст. 71 Конституции РФ относит гражданство Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи с ч. 1 ст. 76 означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории России. Следовательно, у субъектов РФ автоматически отсутствует возможность установления ими собственного гражданства [3] .

2. Субъекты РФ имеют конституцию (устав), которые они принимают самостоятельно, без утверждения со стороны федеральной власти. Предметом регулирования конституций (уставов) субъектов Федерации являются:

– статус субъекта РФ в части, не урегулированной Конституцией РФ;

– система, порядок формирования и деятельности, компетенция законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъекта РФ;

– дополнительные по сравнению с Конституцией РФ гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в данном субъекте Федерации;

– законодательный процесс субъекта РФ.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации имеют учредительный характер. Это означает, что субъекты Федерации самостоятельны в правовом регулировании вышеизложенных отношений.

Характерной чертой конституций (уставов) субъектов РФ является то, что они служат базой формирования, развития и совершенствования текущего законодательства субъектов РФ.

Обязательным условием юридической силы конституций республик, уставов остальных субъектов Федерации является их соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и другим федеральным нормативным правовым актам. Контроль за таким соответствием осуществляет Конституционный Суд РФ.

Конституции и уставы принимаются, как правило, законодательными органами государственной власти субъектов Федерации. На референдуме приняты конституции ряда республик (Татарстан, Ингушетия, Тыва, Чеченская Республика). Конституции Дагестана, Калмыкии, Мордовии были приняты специальным органом – Конституционным собранием.

3. Субъекты РФ имеют свою правовую систему, которая является подсистемой конституционно-правовой системы Российской Федерации в целом. В правовую систему субъекта Федерации входят:

– конституция (устав), законы, кодексы;

– договоры и соглашения как с Российской Федерацией, так и с другими субъектами РФ. Допускается заключение договоров органов государственной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления, расположенными на территории данного субъекта Федерации;

– договоры и соглашения с зарубежными странами по внешнеэкономическим вопросам;

– нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

– решения, принятые посредством регионального или местного референдума.

4. Субъекты РФ имеют свою территорию, которая является пространственным пределом учредительной власти субъекта и не может быть изменена без их согласия. Границы между субъектами могут быть изменены по согласию договаривающихся сторон, которое оформляется в виде договора. При этом требуется обязательное согласие на это населения территории, принадлежность которой меняется. Если субъект РФ имеет границу с иностранным государством, то она совпадает с государственной границей РФ.

Конституция РФ гарантирует территориальную целостность как России, так и всех составляющих ее субъектов.

5. Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяют систему высших органов законодательной и исполнительной власти. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Формулировка ст. 2 названного Федерального закона допускает возможность создания в субъектах Федерации органов государственной власти местного уровня. Такое право субъектов РФ было подтверждено рядом постановлений Конституционного Суда РФ, в том числе Постановлением от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области от 22 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области”». Конституционный Суд РФ постановил, что система органов государственной власти субъектов Федерации может включать как высшие региональные органы власти (законодательные и исполнительные), так и соответствующие территориальные органы, в том числе органы административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта. При этом местные органы государственной власти не могут быть образованы на уровне муниципальных образований, где публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления.

Государственная власть в субъектах РФ должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (ст. 10 Конституции РФ).

6. Субъекты РФ представлены в федеральных органах государственной власти. Каждый субъект Федерации направляет двух представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Население субъекта Федерации избирает депутатов в Государственную Думу. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ являются субъектами нрава законодательной инициативы, вправе выразить свое отношение к рассматриваемым в Государственной Думе законопроектам, в том числе к закону о поправке к Конституции РФ.

Субъекты РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в случае нарушения федеральными органами государственной власти полномочий субъекта.

При Правительстве РФ субъект Федерации вправе учредить свое представительство.

В свою очередь федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать в субъектах Федерации свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

7. Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. Статус членов Российской Федерации, участвующих в международных связях, пока нс закреплен нормами международного права. Вместе с тем действует общее правило: внешняя деятельность субъектов Федерации не может нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Конституционный Суд РФ в Определении от 27.06.2000 № 92-0 отметил, что республика, а следовательно, и другие субъекты Федерации не могут быть субъектами международного права в качестве суверенного государства, не могут заключать договоры международно-правового характера.

Участие субъектов Федерации в международных отношениях регулируется национальным законодательством. Так, Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» закрепляет и регламентирует право субъекта Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Участие в международных отношениях субъектов Федерации осуществляется в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

8. Субъекты РФ имеют собственную символику, герб, гимн, флаг, столицу или административный центр.

Символика впервые была закреплена законодательством большинства республик в 1990–1993 гг. Среди других субъектов РФ собственную символику ввел Санкт-Петербург в 1991 г. Другие субъекты РФ стати утверждать свою символику с 1993–1994 гг.

В соответствии с Конституцией РФ создание собственной символики относится к исключительной компетенции субъектов РФ. Однако с целью проведения единой государственной политики в области геральдики символы субъектов РФ подлежат регистрации Геральдическим советом при Президенте РФ. Геральдический совет издает методические рекомендации по вопросам символики субъектов Федерации как общего характера, так и конкретные рекомендации относительно символики отдельных субъектов РФ.

9. Субъекты Российской Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Федерации). Это соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность территории – неотъемлемая черта независимых государств.

  • [1] См.: Добрынин Н. М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003.
  • [2] Широко обсуждалась возможность слияния Архангельской области с Ненецким автономным округом, Хабаровского края с Еврейской автономной областью, г. Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, г. Москвы с Московской областью, Краснодарского края с Республикой Адыгея, Алтайского края с Республикой Алтай, Республики Бурятия с Забайкальским краем, Чукотского автономного округа с Магаданской областью и др.
  • [3] См.: Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 249-0 «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374.

Субъекты конституционного права РФ

Вопрос конституционно-правовых взаимоотношений представляет особый интерес в юридической науке. Участники этих взаимодействий обладают определенными возможностями и обязанностями. Особенностью конституционных правовых отношений выступает многочисленность их субъектов. Далее рассмотрим эту категорию более подробно.

Субъекты и объекты конституционного права

За последние годы в государстве произошли существенные изменения. Они коснулись всех сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и так далее. Тем не менее признаки конституционно-правовых взаимодействий не потеряли свою значимость. Однако ввиду реформ они были существенно дополнены. В качестве объектов конституционных правовых отношений выступают социальные политические и экономические ценности, основные юридические возможности, свободы и интересы людей, национальные отношения и прочее. Указанные взаимодействия обладают фундаментальным, первичным характером. Они являются базой для формирования отраслевых взаимодействий, предшествуют их появлению, а в некоторых случаях и предопределяют возможность их возникновения. Такая особенность позволяет оценить значимость роли конституционного права в государственном строе. Специфика взаимодействий заключается в том, что большая часть из них не детализирует участников. Индивидуализация связей, которые устанавливают между собой субъекты конституционного права выражена в определенной всеобщности обязанностей и возможностей.

Содержание взаимодействий

Оно выражено в поведении участников отношений, круг которых весьма широк и специфичен. Субъектами конституционного права России являются все вероятные стороны общественных взаимодействий, которые наделены соответствующими возможностями и компетенцией. Это является обоснованием реализации ими положений Главного закона государства.

Субъекты и источники конституционного права

Юридические отношения между участниками регулируются соответствующими нормами. Источники конституционного права субъектов РФ – это:

  • Международные договора.
  • Уставы субъектов РФ.
  • Общепризнанные мировые нормы и принципы.
  • Конституция.

Для реализации государственных гарантий, обеспечивающих защиту свобод и интересов участников рассматриваемых взаимодействий, принимаются соответствующие законы и прочие нормативные акты. Субъектами конституционного права являются:

  1. Государство.
  2. Депутаты.
  3. Народ.
  4. Регионы России.
  5. Население.
  6. Малочисленные коренные народы.
  7. Органы госвласти.
  8. Муниципальные образования.
  9. Избирательные комиссии.
  10. Структуры местного самоуправления.
  11. Собрания избирателей.
  12. Граждане.
  13. Этнические группы.
  14. Лица, не имеющие гражданства.
  15. Иностранцы и так далее.

Особенности субъектов конституционного права РФ состоят в их многогранности и разнообразии. Так, народ в целом представляет собой общность граждан. Он выступает в качестве субъекта конституционного права при проведении выборов депутатов Госдумы, Главы государства, референдума. Велика роль народа и при реализации демократических форм на общероссийском уровне. Аналогичной общностью, но в пределах определенной территории страны, выступает народ региона (края, АО, республики, области и так далее).

Он имеет возможность реализовывать публичную власть в пределах юрисдикции конкретного государственно- либо национально-территориального образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации воплощается в участии в референдумах, выборах в исполнительные и представительские органы, а также избрании главы определенного региона. Еще одной общностью являются малочисленные коренные народы. Они также выступают как субъекты конституционного права РФ.

Исключительность народного статуса

Она обеспечивается прежде всего за счет того, что данный субъект конституционного права выступает в качестве носителя суверенитета и исключительного источника власти в государстве. Народ обладает возможностью формировать представительные государственные органы, участвовать в избрании Президента, выражать волю посредством референдума. Этнические общности, нации могут вступать в конституционно-правовые взаимодействия друг с другом, с институтами власти для решения вопросов национальной государственности и прочих проблем, касающихся их.

Государство

Это особый субъект, статус которого определяется Конституцией. В ней закреплены свойства государственного суверенитета, внутренняя структура и международная позиция. Регионы также являются участниками рассматриваемых отношений. Их статус устанавливает конституционное уставное право субъектов РФ. Государство выступает как регулятор общественных взаимодействий. Оно является прежде всего носителем нормотворческой власти.

Субъекты РФ могут участвовать в конституционных правовых отношениях посредством госорганов, выступающих от их имени. В качестве примера следует привести Договор от 31 марта 1992 года. Его условиями были разграничены предметы полномочий и ведения между органами власти РФ федерального уровня и институтами госвласти субъектов. Рассматриваемые взаимодействия могут возникать между республиками, автономиями, автономными округами, краями, областями и так далее.

Они выступают как субъекты конституционного права зарубежных стран. Например, во Франции нация, по сути, является народом. В России проживают представители разных этнических групп. В годы СССР они рассматривались как общности, олицетворяющие титульные национальности союзных республик. Согласно доктрине того периода, эти субъекты конституционного права наделялись возможностью выхода из состава СССР. Однако современное государство строится не по конфедеративному типу. В связи с этим нации в этническом значении не могут рассматриваться как субъекты конституционного права РФ. Сегодня такие общности выступают больше как участники международных отношений.

Административно-территориальные единицы

Они представляют собой не только географические, но и политические образования. Их основу составляет население. Именно оно, создавая местные органы власти, придает административно-территориальным единицам признаки политических формирований. Избирательные округа также выступают как субъекты конституционного права России. За счет их деятельности реализуется юридическая возможность граждан представительствовать в структурах госвласти.

Органы государственного и местного управления

В РФ к ним относят:

  1. Правительство.
  2. Федеральное собрание.
  3. Городскую думу.
  4. Конституционный суд.
  5. Местную администрацию.
  6. Высшую арбитражную судебную инстанцию и так далее.

Посредством норм, зафиксированных в Главном законе, разграничиваются компетенция и сферы полномочий, которыми наделены эти субъекты конституционного права. Обладая юридической возможностью реализовывать государственную власть и осуществлять местное самоуправление, они выполняют определенные задачи. К ним, в частности, относят издание законов, надзор за функционирование прочих структур, исполнением законов и так далее. Указанные субъекты конституционного права выступают во взаимодействиях как обладатели властных полномочий или как подчиненные, а в ряде случаев и как равноправные участники.

Должностные лица

Они также выступают в качестве субъектов конституционного права. К ним следует относить:

  • Президента.
  • Председателей парламентских палат – Федерального Собрания.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Конституционного суда.
  • Главу Правительства и прочих.

Президент страны обладает широкими управленческими, правотворческими, представительскими полномочиями. Глава государства вступает во взаимодействия с регионами, Правительством, Парламентом и прочими участниками. Отношения, которые базируются на конституционных нормах, приобретают соответствующий конституционно-правовой статус. В ряд взаимодействий с участием указанных сторон вступают и должностные лица, приведенные выше.

Избиратели и депутаты

Эти субъекты обладают специфической правоспособностью. Избиратели участвуют во взаимодействиях с целью выбора представителей в разные законодательные органы. Посредством их действий формируются Госдума, Законодательное Собрание, Совет Федераций, Городская дума и прочие структуры. Депутаты могут участвовать в функционировании тех институтов, в состав которых они включены (избраны), а также в решении проблем, которые ими рассматриваются, утверждении актов, которые принимаются ими.

Политические и прочие общественные формирования

Эти объединения в последнее время приобретают все большее значение и играют все более значимую роль в жизни государства. Политические партии и другие общественные формирования участвуют в избирательных кампаниях. В рамках этих процессов они выдвигают кандидатов в депутаты, планируют и проводят предвыборные мероприятия. Особую важность имеет их участие в проведении общероссийских референдумов, защите и сохранении конституционных свобод и прав граждан, местном самоуправлении.

Физические лица

Они все принимают участие в конституционно-правовых взаимодействиях. Граждане, иностранцы, лица, не имеющие гражданства, могут реализовывать свои юридические возможности, обязанности и свободы на территории государства. Рамки их прав установлены в Конституции. Граждане государства обладают, несомненно, большими возможностями. При этом следует сказать, что они наделены конституционными правами вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, религиозных убеждений, социального статуса, служебного положения и прочих признаков. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, могут стать участниками рассматриваемых взаимодействий в связи с приобретением ими гражданства, получением временного политического убежища и по иным причинам, установленным в законодательстве.

Обязанности участников

Они достаточно неоднородны. Обязанности субъектов конституционного права обладают всеобщим характером. Вместе с этим, их можно условно разделить на категории. Одни распространяются на всех участников в равной степени, другие – конкретно на группу, третьи – на определенного адресата.

Юридические факты

Они представляют собой определенные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают появление, изменение или завершение правоотношений. Конкретные взаимодействия требуют более точно зафиксированных юридических фактов. С учетом характера связи с личной волей индивидов, они разделяются на действия и события. Последние – факты, возникновение которых не зависит от воли участников взаимодействий.

К примеру, смерть депутата – это событие, которое влечет окончание конституционно-правовых отношений между ним и избирателями. Однако наиболее распространены среди юридических фактов действия. Они могут быть правомерными. Посредством их аккумулируется социальная активность сторон отношений. Правомерные действия отражают процесс целеустремленной деятельности. Они поддерживаются и стимулируются нормами Главного закона. Действия могут быть и неправомерными. Субъекты, осуществляющие их, нарушают предписания конституционного права. Большая часть взаимодействия возникает вследствие положительного поведения.

Основной задачей конституционно-правовых норм выступает регулирование возникающих общественных отношений, которые составляют предмет рассматриваемой дисциплины. Под действием предписаний формируются определенные модели поведения участников взаимодействий. В этой связи следует выделить признаки конституционно-правовых отношений, отражающих их специфику:

  • Взаимодействия отличаются содержанием. Они формируются в особой области отношений, которые образуют конституционно-правовой предмет.
  • Отношениям свойственен специфический состав участников. Среди субъектов есть и такие, которые не могут выступать в качестве сторон иных видов юридических отношений.

В заключение

Конституционно-правовая сфера отличается наличием большего, нежели в других отраслях, числа разнообразных отношений, многослойным характером связей между участниками, устанавливающихся часто посредством формирования сложной цепи взаимодействий. Большинство из них возникает вследствие издания юридических актов. Конституционно-правовые отношения, таким образом, выступают в качестве общественных взаимодействий, регулируемых нормами конституционного права. Содержанием последних выступает юридическая связь между участниками в виде взаимных возможностей и обязанностей, предусмотренных в данном акте. Специфика предмета, многообразный характер конституционно-правовых норм обуславливает и различия видов формирующихся отношений.

Наиболее классическим вариантом взаимодействий считаются такие, которые возникают при реализации норм-правил. Посредством их формируются допустимые модели поведения субъектов. На базе этих норм образуются весьма определенные взаимоотношения, в рамках которых четко определены участники, их взаимные юридические возможности и обязанности. При реализации иных норм устанавливаются, соответственно другие отношения. Например, это могут быть нормы-декларации, -принципы, -цели. Через образующиеся на их базе правоотношения реализуются предписания, заложенные в этих актах. Эти взаимодействия носят общий характер. В них не конкретизирован субъектный состав, не установлен перечень обязанностей и прав. Высшую юридическую силу приобретают также результаты референдумов и выборов, оформленные в установленном законом порядке.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

— не обладают суверенитетом;

— не имеют права на отделение или сецессию;

— граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

— закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;

— перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования ; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований ) = 89 субъектов РФ .

Виды субъектов РФ:

1. Республики в составе РФ — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2. Края, области, города федерального значения в составе РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;

3. Автономные округа и автономная область в составе РФ — по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава РФ может происходить вследствие :

1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);

2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта

Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов:

1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта;

2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.

4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.

В настоящее время Указами Президента РФ в статье 65 Конституции РФ произведены следующие изменения:

  • наименование «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»;
  • наименование «Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия — Алания» ( Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152);
  • наименование «Республика Калмыкия — Хальмг Тангч» заменено на «Республика Калмыкия» ( Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173//СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 676);
  • наименование «Чувашская Республика — Чаваш республика» заменено на «Чувашская Республика — Чувашия»;
  • ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФ — Пермский край — в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4).

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение)

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации — края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Российское государство – это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ. Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:

3) национально-территориальный (смешанный).

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения. Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ. Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципов.

Виды субъектов РФ:

1) республики в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности; они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);

2) края (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

3) области (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

4) два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

6) автономные округа (образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе РФ обладают приблизительно равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее лицом.

Признаки субъектов РФ:

1) не обладают государственным суверенитетом;

2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

5) все субъекты РФ равноправны.

Автономная область и автономный округ в составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах РФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г.

Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и другими субъектами РФ, в состав которых он входит.

Черты правового статуса автономного округа (области):

1. Конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта РФ и статуса самостоятельного субъекта РФ.

2. Конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ.

3. Автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничения этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ. Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами и т. д.

Правовое положение автономного округа (области) не может быть заменено без предварительного его согласия. Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ, в связи с чем на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отношениях с РФ и т. д. На автономный округ (область) частично распространяется влияние органов государственной власти края, области, в которые они входят; для этого устанавливаются специальные законы субъектов РФ и заключаются договоры между ними о пределах компетенции. Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ. Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению. По вопросам своего и совместного с РФ ведения автономные округа (область) вправе принимать правовые акты, а также издавать специальный именной федеральный закон, но до настоящего времени ни один автономный округ (область) еще не воспользовался этим правом.

Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения. РФ обладает суверенитетом на всей своей территории и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для государства, например: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеративное устройство и границы, территории РФ; регулирование федерального бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Сфера совместимого ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным конституционными федеральным законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него не допустимы.

Равноправие субъектов РФ в составе РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других осуществлять полномочия в пределах своей компетенции; при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной власти субъектов РФ исполняют полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать их к принятию того или иного закона.

Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий, установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может осуществляться в формах:

1) заключения договора между субъектом РФ и РФ;

2) установления в нормах Конституции РФ.

Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ:

1) компетенция РФ;

2) компетенция субъектов РФ;

3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества, за исключением вопросов исключительного ведения РФ.

Субъекты РФ не вправе без предварительного соглашения с РФ принимать нормативные акты, затрагивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-территориальные, устанавливать таможенные налоги и сборы при въезде (выезде) на территорию субъекта РФ.

Однако РФ вправе передавать часть своих полномочий органам власти субъектов РФ, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Эта передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ – это соглашение, в силу которого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Договоры о разграничении предметов ведения могут затрагивать предметы совместной компетенции РФ и ее субъектов. К ним относятся, например:

1) обеспечение верховенства федерального законодательства;

2) защита прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

4) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

6) иные текущие вопросы функционирования государственной системы.

Юридическое значение договоров о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень вопросов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты; устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.

Изменение субъектного состава Российской Федерации возможно в двух случаях:

1) в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ;

2) в случае образования в составе РФ нового субъекта Федерации. Данная государственная процедура урегулирована нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность. При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Принятие в состав РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она представляет собой результат объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности принятия нового субъекта в состав РФ.

Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии в состав РФ нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.

Предложение о принятии в состав РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством. Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ. По данному вопросу должен быть подписан международный договор РФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы:

1) наименования и статуса нового субъекта РФ;

2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ;

3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ;

5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ. Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать:

1) социально-экономическое обоснование;

2) предполагаемое наименование и статус;

3) примерные границы нового субъекта РФ.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ.

После этого Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон. (например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Еще по теме:

  • Обращение взыскания на денежные средства должника-организации это Статья 57. Обращение взыскания на денежные средства должника-организации Статья 57. Обращение взыскания на денежные средства должника-организации 1. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы […]
  • Адвокат карамов Карамов Ильгиз Флоритович Карамов Ильгиз Флоритович Партнер, заместитель Управляющего Коллегией адвокатов «АртЛекс», адвокат. В 2004 г. с отличием окончил Институт права Башкирского государственного университета (специализация — […]
  • Судебная практика по ст 111 ч 2 п з Судебная практика и вопросы квалификации преступлений против здоровья (Кошаева Т. О.) («Юридическая литература», 2004) Текст документа СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ Т. О. Кошаева, кандидат […]
  • Градостроительный кодекс российской федерации статья 49 часть 1 Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых […]
  • Возникновение прав собственности гк рф Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 223 ГК РФ 1. Право […]
  • Новые поправки ук рф Путинские поправки в Уголовный кодекс прошли второе чтение О внесении изменений в Уголовный кодекс и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Автор: президент Владимир Путин Дата внесения: 12 марта 2018 года Первое чтение: 29 […]
  • Земельный закон тульской области Закон Тульской области от 7 июня 2004 г. N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 27 мая 2004 г. N 60/1733) (с изменениями от 27 июля […]
  • Продажа дачного участка в томске Дачи в Томске (продажа) водопровод, электричествоэтажей 1, бревно, 00 г, туалет на улице водопровод, электричествоэтажей 1, шлакоблок, 1980 г отопление, водопровод, канализация, электричествоэтажей 2, Кирпич, 2015 г, туалет в […]