Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь

Конституционное право на получение юридической помощи: сочетание материальных и процессуальных начал

(Бондарь О. Н.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 11) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: СОЧЕТАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НАЧАЛ

Бондарь О. Н., аспирантка юридического факультета Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

Закрепление в Конституции РФ 1993 г. права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) является официальным признанием за ним качеств, присущих основным правам и свободам как элементу конституционного статуса человека и гражданина. Вместе с тем в научном плане данное право по-прежнему исследуется чаще всего лишь в процессуально-отраслевых аспектах — как право на получение квалифицированной юридической помощи в его приложении, в частности, к уголовному, гражданскому или арбитражному процессу . Важным, однако, является исследование социальной и юридической природы, структурных элементов нормативного содержания квалифицированной юридической помощи как конституционной категории, а уже на этой основе — механизмов ее конкретизации в процессуально-отраслевом законодательстве. ——————————— Одним из немногих исключений является в этом плане работа В. В. Гошуляка «Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России» (М.: Альфа-М, 2005), где содержится анализ нормативного содержания конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Право на получение квалифицированной юридической помощи как элемент конституционного статуса человека и гражданина имеет двойственную юридическую природу: с одной стороны, это право каждого получать и требовать предоставления квалифицированной юридической помощи, которое можно соотнести с личными правами. В этом случае оно предстает как субъективное конституционное притязание человека на совершение обязанными лицами (организациями) ряда положительных действий в сфере оказания юридических услуг. Сама же по себе категория получения квалифицированной юридической помощи обладает в этом качестве достаточно высоким удельным весом материальных начал, в которых воплощаются субъективные возможности, заложенные в соответствующем конституционном праве и связанные с доступностью для человека и гражданина пользоваться квалифицированной юридической помощью как социально-правовым благом. С другой стороны, данное право является гарантией судебной защиты и соответственно всех других прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве право на квалифицированную юридическую помощь воплощает в себе прежде всего процессуальные начала. Здесь субъективное правопритязание как бы получает дополнительный слой нормативности, обретая процессуальную форму порядка, условий, форм своей реализации, а в итоге закрепленное в ст. 48 Конституции РФ право предстает как разновидность конституционно-процессуальных «прав-гарантий» . ——————————— Интересно в связи с этим отметить, что порой и само право на получение квалифицированной юридической помощи рассматривается как «право на защиту» (см.: Ржевский В. А. Правовое государство: верховенство права и гарантирование прав и свобод человека // Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сб. статей / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов-на-Дону, 1995. С. 153). Выделение данной группы конституционных «прав-гарантий» не является традиционным в отечественной конституционной теории. См. об этом: Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 357 — 359.

Таким образом, в нормативных характеристиках права на квалифицированную юридическую помощь процессуальные начала присутствуют уже в рамках его конституционного содержания, т. е. еще до конкретизации данного конституционного права в процессуально-отраслевом законодательстве. Это имеет важное значение с точки зрения необходимости максимально полного выявления и обеспечения последовательной реализации как материальных, так и процессуальных элементов конституционного содержания данного права при его последующей конкретизации в отраслевом законодательстве. Вместе с тем следует констатировать, что до сих пор законодательство о юридической помощи не приобрело качества системности, в том числе, вероятно, и по той причине, что преобладает узкий подход к содержанию права на квалифицированную юридическую помощь как имеющего исключительно судебно-процессуальное предназначение. Анализ положений ст. 48 Конституции РФ позволяет говорить о том, что она закрепляет комплексное по своей природе конституционно-процессуальное право-гарантию. Оно включает, по крайней мере, следующие правомочия: 1) на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ); 2) на получение бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ); 3) правомочия каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). Важно отметить, что логика построения ст. 48 Конституции РФ заключается в том, что право на получение квалифицированной юридической помощи не ограничивается правом пользования помощью адвоката (и соответственно правом на защиту): они соотносятся между собой как общее и частное. Иными словами, право на получение квалифицированной юридической помощи по своему нормативному содержанию шире и богаче, чем право на защиту ; оно не ограничивается только лишь адвокатской практикой, но включает в себя, например, нотариальную, иные виды юридической помощи, имеющие важное значение при выстраивании гармоничных отношений между личностью и властью на основе права. ——————————— В этом плане более логичным было бы его включение (если не признавать «правом-гарантией») в самостоятельную, четвертую группу «основных прав по защите других прав и свобод граждан» (См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Том 1. М.: Юристъ, 2005. С. 667, 671 — 673).

Между тем на формально-юридическом, законодательном уровне эти моменты не всегда учитываются, начиная с того, что в российском законодательстве до настоящего времени не закреплено понятие «квалифицированная юридическая помощь»; законом не определены четкие, ясные, определенные требования к квалификации лиц, призванных на профессиональном уровне оказывать юридическую помощь, чем может быть поставлена под сомнение сама возможность надлежащей реализации соответствующего конституционного права; за пределами правового регулирования отношений, связанных с предоставлением квалифицированной юридической помощи, остается множество вопросов по оказанию соответствующих услуг бесплатно, включая вопросы возмещения адвокатским палатам средств, затраченных ими на предоставление бесплатной юридической помощи; на федеральном уровне не установлены единые общероссийские (базовые), не зависящие от характера юридического процесса, в рамках которого лицу требуются соответствующие услуги, стандарты предоставления квалифицированной юридической помощи, в связи с чем создается угроза нарушения принципа равенства права на квалифицированную юридическую помощь; в законодательстве отсутствуют ясные концептуальные подходы к разграничению полномочий по вопросам финансового обеспечения бесплатной юридической помощи между уровнями публичной власти, включая местное самоуправление. Разрешение названных и других проблем предполагает активную работу по выявлению и последовательной нормативно-правовой конкретизации закрепленных в Конституции РФ принципов и норм, определяющих фундаментальные основы права на квалифицированную юридическую помощь, которые могли бы получить свое законодательное закрепление в Федеральном законе «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». Данный подход, связанный с целесообразностью принять специальный законодательный акт в порядке конкретизации ст. 48 Конституции РФ, нашел признание (по крайней мере, косвенное) и в одном из недавно принятых постановлений Конституционного Суда РФ, которое получило достаточно широкую известность как решение по делу о «гонораре успеха» . Признав оспариваемые положения ГК РФ как не предполагающие в системе действующего правового регулирования отношений по возмездному оказанию юридических услуг удовлетворения требований исполнителя (в лице адвоката) о выплате ему вознаграждения, если данное требование обосновывается «гонораром успеха», т. е. условием, ставящим размер оплаты услуг в зависимость от итогового решения суда, не противоречащими Конституции РФ, одновременно Конституционный Суд указал, что «этим не исключается право федерального законодателя с учетом конкретных условий развития правовой системы и исходя из конституционных принципов правосудия предусмотреть возможность иного правового регулирования, в частности, в рамках специального законодательства о порядке и условиях реализации права на квалифицированную юридическую помощь». ——————————— См.: Постановление КС РФ от 23 января 2007 г. по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева // ВКС РФ. 2007. N 1.

В предлагаемом Законе могли бы получить всестороннюю, комплексную конкретизацию как материальные, так и процессуальные начала конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Одновременно — что является следствием предлагаемого подхода к пониманию природы права на получение квалифицированной юридической помощи — в правовом регулировании данной сферы общественных отношений могли бы получить закрепление нормативные правовые оценки с точки зрения поиска надлежащего баланса между публичными и частными началами. Они воплощаются соответственно в конституционно значимых публичных ценностях квалифицированной и доступной (в том числе в ряде случаев — бесплатной) юридической помощи, с одной стороны, и в правомочиях сторон в рамках гражданско-правовых отношений частного характера по оказанию юридической помощи, включая возможность установления справедливого размера ее оплаты, — с другой. Это, в свою очередь, предполагает обеспечение законодателем разумного баланса диспозитивного и императивного методов правового воздействия в данной сфере, сочетания частных и публичных интересов, адекватного их юридической природе. Так, в силу диспозитивного характера гражданско-правового регулирования лица, заинтересованные в получении юридической помощи, вправе самостоятельно решать вопрос о возможности и необходимости заключения договора возмездного оказания правовых услуг, избирая для себя оптимальные формы получения такой помощи и — поскольку иное не установлено Конституцией РФ и законом — путем согласованного волеизъявления сторон определяя взаимоприемлемые условия ее оплаты. В то же время конституционно защищаемая свобода договора не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; она не является абсолютной и может быть ограничена, однако как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться на основе Конституции РФ (статья 55, части 1 и 3). К тому же общественные отношения по поводу оказания юридической помощи находятся во взаимосвязи с реализацией конституционной обязанности государства по обеспечению надлежащих гарантий доступа каждого к правовым услугам и возможности привлечения каждым лицом, заинтересованным в совершении юридически значимых действий, квалифицированных специалистов в области права; поэтому они воплощают в себе публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет ярко выраженное публично-правовое значение. В этом плане действующее правовое регулирование отношений по оказанию квалифицированной юридической помощи нуждается в серьезной корректировке, направленной, в частности, на повышение уровня реальной защищенности малоимущих граждан. Не случайно в настоящее время разрабатываются предложения по реформированию действующего механизма оказания юридической помощи малоимущим гражданам. Так, с 1 января 2006 г. Министерством юстиции РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 года N 534 проводится эксперимент по оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи по гражданским делам в Карелии, Чечне, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Цель эксперимента — оптимизировать «механизм по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим» по гражданским делам. Однако при очевидном позитивном характере соответствующих намерений, связанных с решением наболевшей проблемы, заложенный в рамках проводимого эксперимента концептуальный подход имеет и существенные недостатки . ——————————— См.: Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3615. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Г. Н. Нилус «Система юридической помощи малоимущим нуждается в совершенствовании» включена в информационный банк согласно публикации — «Адвокат», 2006, N 1. —————————————————————— См. об этом подробнее: Нилус Г. Н. Система юридической помощи малоимущим нуждается в совершенствовании // Адвокат. 2006. N 11; Шаров А. Докажи, что бедный, шесть раз. Эксперимент по бесплатной юридической помощи начался с непроходимой бюрократической волокиты // Российская газета. 2006. 11 апреля.

В заключение еще раз подчеркнем, что достижение целей комплексного правового регулирования общественных отношений по оказанию квалифицированной юридической помощи на основе баланса публичных и частных, диспозитивных и императивных начал предполагает необходимость принятия специального федерального закона комплексного характера о квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении права граждан на квалифицированную юридическую помощь

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении права граждан на квалифицированную юридическую помощь

Право на получение квалифицированной юридической по­мощи, включая право на получение этой помощи бесплатно, неоднократно становилось предметом рассмотрения в Кон­ституционном Суде Российской Федерации как по жалобам граждан, так и по запросам судов общей юрисдикции первой инстанции. Исследовав более двадцати постановлений и опре­делений Конституционного Суда, принятых в период с 1996 по 2012 г., мы можем констатировать, что правовые позиции, сформулированные в указанных нормативных актах, касались следующих аспектов права на квалифицированную юридиче­скую помощь:

— сущность права на бесплатную юридическую помощь и взаимосвязь данного права с другими конституционными правами и конституционными принципами;

— субъекты, обладающие правом на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную юридическую помощь; момент возникновения права на юридическую по­мощь;

— требования к качеству квалифицированной юридиче­ской помощи, субъекты, обладающие правом предоставлять квалифицированную юридическую помощь, в том числе бес­платную, право на выбор защитника;

— право на общение с адвокатом, право на конфиденциаль­ное общение с адвокатом.

Рассмотрим указанные правовые позиции.

1. Сущность права на бесплатную юридическую помощь и его взаимосвязь с другими конституционными правами

О публично-правовой природе юридической помощи вообще и бесплатной юридической помощи в частности достаточно однозначно высказался Конституционный Суд в Постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П: «Общественные от­ношения по поводу оказания юридической помощи находятся во взаимосвязи с реализацией соответствующими субъектами конституционной обязанности государства по обеспечению надлежащих гарантий доступа каждого к правовым услугам и возможности привлечения каждым лицом, заинтересован­ным в совершении юридически значимых действий, квалифи­цированных специалистов в области права, именно поэтому они воплощают в себе публичный интерес, а оказание юриди­ческих услуг имеет публично-правовое значение».

1 Пункт 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности

Из указанной правовой позиции следует, что Конститу­ционный Суд придает публично-правовое значение любым «юридическим услугам». Однако, как отмечает судья Консти­туционного Суда А. Л. Кононов, «ни в одном из своих реше­ний до этого Конституционный суд Российской Федерации не утверждал, что вся адвокатская деятельность и тем более всякое оказание юридических услуг имеют публично-правовое значение». А. Л. Кононов полагает, что произвольное определе­ние предмета дела позволило «гиперболизировать публичные элементы адвокатской помощи».

Возникает необходимость разобраться, выразил ли Консти­туционный Суд указанную правовую позицию последователь­но, опираясь на предыдущие свои решения, или, действитель­но, в таком ключе она звучит впервые.

В постановлении Конституционного Суда Российской Фе­дерации от 24 февраля 1998 г. № 7-П по жалобе на чрезмер­ность взноса для адвокатов в Пенсионный фонд Российской Федерации содержится следующая правовая позиция: «На адвокатуру возложена публичная обязанность, вытекающая из статьи 48 Конституции Российской Федерации, оказывать в установленных законом случаях бесплатную юридическую помощь и осуществлять защиту граждан в ходе уголовного су­допроизводства по назначению органов следствия и суда. Что касается занимающихся частной практикой нотариусов, то они, так же как и адвокаты, и государственные нотариу­сы, выполняют возложенные на них государством публичные функции, включая большой объем бесплатных нотариальных действий».

Отметим, что в данном постановлении (1998 г.) речь идет о «возложенных публичных функциях» в отношении адвока­тов — функции по оказанию бесплатной юридической помо­щи; в отношении нотариусов — функции по осуществлению бесплатных нотариальных действий. В настоящем постанов­лении признается публичной не всякая деятельность адвоката или нотариуса, а лишь деятельность по осуществлению возло­женных государством публично значимых функций.

Однако буквально в следующем, 1999 году, Конституцион­ный Суд Российской Федерации сформулировал значительно более широкую правовую позицию по данному вопросу. По­становлением Конституционного Суда от 23 декабря 1999 г. № 18-П определено следующее: «Деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональ­ной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью; она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет спе­циальный публично-правовой статус нотариусов.

Деятельность, имеющую публично-правовой характер, осуществляют также адвокаты, на которых возложена публич­ная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ст. 45 (ч. 1) и 48 Консти­туции Российской Федерации.

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов и зани­мающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юри­дическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и госу­дарства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства».

Отметим, что в отношении публичных услуг, согласно ре­шениям Конституционного Суда, могут быть различные подхо­ды: публичные функции либо «возлагаются на организации», либо в целом «представители той или иной профессии наде­ляются публично-правовыми функциями».

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что правовая позиция о признании деятельности адвокатов публично-правовой является достаточно последовательной и прослеживается в различных решениях Конституционно­го Суда Российской Федерации. Анализ решений Консти­туционного Суда показал, что обеспечению права человека и гражданина на защиту придается особое значение, поэтому весьма вероятно, что Конституционный Суд придает публич­но-правовое значение не только деятельности адвокатов или нотариусов, но и деятельности «квалифицированных специ­алистов в области права».

Постановление Конституционного Суда Российской Фе­дерации от 23 января 2007 г. № 1-П явилось довольно значи­мым в плане определения сущности конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В указанном постановлении сформулирована правовая позиция о том, что «праву каждого на получение квалифицированной юридиче­ской помощи корреспондирует обязанность государства обе­спечить надлежащие условия, в том числе нормативно-право­вого характера, с тем, чтобы каждый в случае необходимости имел возможность обратиться за юридической помощью для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов».

Таким образом, обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь выступает как обязанность государства, а также как значимая публично­правовая функция государства и соответствующих субъектов, на которые она возложена в силу статуса этих субъектов.

Необходимо отметить, что существует широкий смысл по­нятия «публичная услуга (функция)» — в правовых позициях Конституционного Суда, и узкий смысл понятия «государ­ственная, муниципальная услуга» — в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В настоящее время квалифицированная юридическая помощь и бесплатная юри­дическая помощь рассматриваются в большей степени в широ­ком смысле — как значимая публичная функция государства. Статус юридической помощи в системе государственных услуг находится на стадии формирования.

Отмечая значимость конституционного права на квалифи­цированную юридическую помощь, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на непосредственную взаи­мосвязь данного права с иными конституционными правами:

— во-первых, конституционное право на квалифицирован­ную юридическую помощь рассматривается Конституционным Судом Российской Федерации во взаимосвязи с конституцион­ными принципами правового статуса человека и гражданина: неотчуждаемости основных прав и свобод человека и их при­надлежности каждому от рождения, равенства прав и свобод человека и гражданина;

— во-вторых, Конституционный Суд рассматривает дан­ное право во взаимосвязи с конституционными принципами правосудия: принцип независимости судов и подчинения их только Конституции Российской Федерации; принцип раз­бирательства дела судом на основе состязательности и равно­правия сторон;

— в-третьих, право на квалифицированную юридическую помощь рассматривается в связи с правом на защиту: право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную за­щиту (ч. 1 ст. 46), на доступ к правосудию (ст. 52 Конституции Российской Федерации).

Рассмотренные выше нормы Конституции Российской Фе­дерации представляют собой, на наш взгляд, основу для пра­ва на квалифицированную юридическую помощь, поскольку данное право выступает одной из гарантий права на доступ к правосудию или принципа равенства прав человека и граж­данина.

Кроме того, необходимо отметить, что право на квалифи­цированную юридическую помощь имеет также «подсистему», т.е. комплекс конституционных прав человека и гражданина, которые содержательно входят в данное право. В этой связи от­метим следующие правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: «Право пользоваться помощью адвока­та (защитника) с момента соответственно задержания, заключе­ния под стражу или предъявления обвинения» выступает «как одно из проявлений более общего права, гарантированного каждому статьей 48 (часть 1) Конституции Российской Федера­ции, — права на получение квалифицированной юридической помощи». «Институт судебного представительства наряду с другими правовыми средствами служит реализации права на судебную защиту. Институт судебного представительства обеспечивает заинтересованному лицу получение квалифи­цированной юридической помощи, а в случае невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве — и доступ к правосудию».

Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации Манафов Ага Гадирович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Манафов Ага Гадирович. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2002 185 c. РГБ ОД, 61:03-12/682-X

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ
ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ

1. Право на получение квалифицированной
юридической помощи: конституционно-правовое
регулирование в Российской Федерации 25

2. Обеспечение квалифицированной юридической
помощи как главная публично-правовая функция 51

3. Принципы организации и деятельности
нотариата 86

ГЛАВА И. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА НА

ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ИНОСТРАННОГО ОПЫТА

О 1. Право на получение квалифицированной

! юридической помощи: совершенствование \Q6

і i& конституционно-правового регулирования

2. Реформа адвокатуры как основного института
оказания квалифицированной юридической помощи 124

, 3. Улучшение механизма предоставления

юридической помощи нотариусами: основные
направления реформирования 249

1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

Список литературы 166

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конституция РФ 1993 г. относит право на получение квалифицированной юридической помощи к основным правам человека, которое предоставляется каждому без изъятия, и не подлежат ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение. Юридические нормы, регулирующие право на получение квалифицированной юридической помощи, являются одними из центральных по значимости с точки зрения обеспечения всех прав и свобод человека и гражданина. Ни одно из предоставляемых Конституцией РФ прав не может быть эффективно осуществлено без права на юридическую помощь, которое может рассматриваться как общеправовая гарантия для всех иных прав.

Ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что Россия —
Ю социальное государство, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. «Достойная жизнь человека» предполагает, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также и гарантированное право на квалифицированную юридическую помощь.

По мере продвижения к рынку, непрерывного реформирования и усложнения законодательства резко возрастает спрос на правовые услуги , юридические знания, что требует упрочения гарантий получения высококвалифицированной и специализированной юридической помощи гражданами. В этой помощи нуждаются в первую очередь социально слабые, незащищенные лица, несовершеннолетние, инвалиды, женщины. Организации и лица, уполномоченные на оказание юридической помощи, отвечая требованиям и запросам времени, расширяют спектр юридических услуг, в т.ч. для представителей бизнеса. Адвокаты играют все более важную роль в обеспечении права на юридическую помощь, выступая активными участниками новых видов судопроизводства -конституционного и административного и упрочивая свои позиции в уголовном и гражданском судопроизводстве. В работе ряда «новых» коллегий адвокатов апробирован механизм перераспределения финансовых поступлений для компенсации

По оценке Главного государственно-правового управления Президента

РФ ежегодно в России только на федеральном уровне принимается до 35 000
О нормативных актов, включая ведомственные.

О расходов по оказанию бесплатной юридической помощи в

уголовном процессе. После принятия Основ законодательства о
нотариате 1993 г. успешно развивается институт свободного
нотариата, обеспечивающего посредством оказания

высококвалифицированной юридической помощи защиту прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений. Расширяется практика предоставления юридической помощи правозащитными организациями, общественными центрами и юридическими клиниками.

Вместе с тем в России окончательно не сформирована
целостная институциональная система оказания

квалифицированной юридической помощи. Причинами является нехватка финансовых средств, ведомственная разобщенность, отсутствие продуманной государственной политики. В Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. констатируется, что уровень

развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в

обществе, один из признаков защищенности прав человека. Однако

^ по числу адвокатов — основных субъектов оказания

квалифицированной юридической помощи — Российская

Федерация продолжает отставать от многих стран. Рост числа параллельных альтернативных адвокатских коллегий не всегда сопровождается повышением качества услуг. Правовой статус адвоката нуждается в совершенствовании, однако проект Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» обсуждается уже более 10 лет. Потенциал нотариата также востребован не в полной мере, в т.ч. ввиду недостаточно высокой правовой культуры

— граждан. Не в полной мере использованы возможности иных

организаций и лиц, оказывающих юридическую помощь
(общественных и правозащитных организаций, профессиональных
союзов, юридических клиник, общественных приемных,
информационно-правовых центров, омбудсменов).

Законодательство, регулирующее механизм реализации права на юридическую помощь, не отвечает требованиям времени, пробельно и требует совершенствования.

Отсутствуют общефедеральные единые стандарты
юридических услуг. Возрастание (нередко искусственное
завышение) стоимости правовых услуг, чрезмерное
налогообложение адвокатов и адвокатских объединений,
нотариусов, занимающихся частной практикой, делает
юридическую помощь еще менее доступной. Государство не всегда
Ф выполняет свою конституционную и международно-правовую

О обязанность вознаграждать труд адвоката, оказывающего

юридическую помощь тем, кто не в состоянии ее оплатить.

Требуются общегосударственный подход к решению проблем, связанных с оказанием правовых услуг; разработка федеральных программ предоставления бесплатной (или на льготных условиях) юридической помощи, страхования юридической помощи; создание механизмов обеспечения государственного и корпоративного контроля за деятельностью организаций и лиц, оказывающих юридическую помощь, в т.ч. страхование ответственности адвокатов и нотариусов.

К сожалению, до настоящего времени в отечественной юриспруденции не ставилась задача создания научно обоснованной концепции системы оказания комплексной юридической помощи населению. Представители науки уголовно-процессуального права

0 и гражданско-процессуального права обычно ограничиваются

анализом правового положения участников процесса. Особенно

Ф очевидна недостаточная степень разработанности вопроса в рамках

конституционно-правовой науки: отсутствуют диссертационные исследования, монографические работы и обстоятельные научные статьи, в которых эта проблема была бы рассмотрена системно и всеобъемлюще.

Цели и задачи исследования. Предлагаемое диссертационное исследование ставит следующие цели и задачи:

обосновать необходимость глубокой научной проработки
с государствоведческих позиций проблемы обеспечения

О конституционного права на квалифицированную

\’ предложить определение права на юридическую помощь;

выявить этапы эволюции современного состояния оказания юридической помощи населению Российской Федерации, а также гарантийный механизм реализации этого права; проанализировать российское законодательство, регулирующее деятельность по оказанию юридической помощи;

определить круг органов, организаций и лиц, оказывающих юридическую помощь, охарактеризовать и оценить их деятельность по предоставлению юридических услуг;

проанализировать решения Конституционного Суда РФ,
0 способствовавшие совершенствованию законодательства

об оказании юридической помощи; отдельные решения судов в Российской Федерации, обеспечивающие защиту права на юридическую помощь;

выявить публично-правовую природу адвокатуры и нотариата как основных институтов оказания квалифицированной юридической помощи;

проанализировать положения международно-правовых актов, конституций и законодательства зарубежных стран, посвященные гарантиям эффективной юридической помощи;

оценить соответствие Конституции и законодательства Российской Федерации международным стандартам юридической помощи; изучить решения Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека, внесшие вклад в обеспечение квалифицированной юридической помощи;

сформулировать предложения, направленные на совершенствование механизма оказания квалифицированной юридической помощи в Российской

Научная новизна исследования:

предлагается определение субъективного права на квалифицированную юридическую помощь как гарантированной законом меры обладания человеком социальным благом — юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему эффективно защищать и отстаивать свои права и законные интересы; а также использовать в этих целях содействие адвокатуры, нотариата и других организаций;

предпринята попытка определить соотношение понятий «защита» и «оказание юридической помощи» адвокатом в уголовном процессе;

обосновывается положение о том, что оказание юридической помощи в Российской Федерации осуществляется в разнообразных организационно-правовых формах, однако основную нагрузку в этой области несут адвокаты и нотариусы;

аргументируется публично-правовой характер деятельности адвокатов и нотариусов по предоставлению квалифицированной юридической помощи;

классифицируются и излагаются функции адвоката по представительству интересов клиента в гражданском, арбитражном, конституционном, уголовном, административном судопроизводствах, в Европейском суде по правам человека;

характеризуются полномочия нотариусов, связанные с оказанием юридической помощи гражданам; выдвигаются предложения по расширению использования возможностей нотариуса -квалифицированного юриста — по защите интересов лиц, обратившихся за юридической помощью;

оценивается действующее российское законодательство (в т.ч. законодательство об адвокатуре и нотариате), регулирующее право на оказание квалифицированной юридической помощи, с точки зрения соответствия международным правовым актам и Конституции РФ;

формулируются предложения по его
совершенствованию (разработка минимального
стандарта оказания юридических услуг, повышение
профессиональных требований к адвокатам и
нотариусам, обеспечение бесплатной помощи,
юридическое закрепление этико-правовых принципов
поведения адвокатов и нотариусов, оптимизация
контроля за осуществлением обязанностей адвокатов и
нотариусов, страхование юридической помощи и
ответственности лиц, оказывающих юридическую
помощь).

Практическая значимость работы предопределяется необходимостью выработки законодателем и правоприменителями в Российской Федерации единых стандартов квалифицированной юридической помощи, в т.ч. по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц. Диссертация призвана внести вклад в создание доступной, справедливой и эффективной системы оказания квалифицированной юридической помощи населению в Российской Федерации.

f> В диссертационном исследовании анализируются не только

законодательные материалы и теоретические труды, но и правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ и учтенные при принятии УПК РФ 2001 г., судебная практика, прецеденты Европейской комиссии и Европейского суда по правам человека.

Сформулированные выводы и предложения могут содействовать разработке федеральных программ оказания юридической помощи, созданию соответствующей системы страхования, совершенствованию законодательства о гарантиях и механизмах обеспечения и защиты рассматриваемого конституционного права.

Степень научной разработанности темы и круг источников.

О Нормативную базу диссертации составляют: международно-

правовые акты, регламентирующие право на получение

о квалифицированной юридической помощи, Конституции

Российской Федерации и зарубежных государств, законодательство Российской Федерации, иные нормативные источники, решения Европейского Суда по правам человека.

При написании работы использовались также решения Конституционного Суда РФ, официальные документы, правоприменительная практика, в том числе решения судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

В качестве теоретической основы исследования послужили
9 научные монографии и статьи российских правоведов:

С.А.Авакьяна, А.С.Автономова, Л.Б.Алексеевой, Э.М.Аметистова,
О Т.В.Апаровой, М.В.Баглая, М.Ю.Барщевского, С.В.Боботова,

А.Д.Бойкова, Н.В.Витрука, В.А.Власихина, Л.Д.Воеводина, Ю.А.Дмитриева, В.М.Жуйкова, К.Ф.Гуценко, В.Т.Кабышева, М.А.Ковалева, В.А.Карташкина, Е.И.Козловой, Н.М.Колосовой, В.А.Кряжкова, О.Е.Кутафина, Ю.И.Лейбо, Л.В.Лазарева, И.А.Ледях, В.О.Лучина, Е.А.Лукашевой, И.И.Лукашука, Л.А.Окунькова, В.В.Маклакова, А.В.Малько, Т.Д.Матвеевой, А.А.Мишина, Л.А.Морозовой, М.А.Митюкова, М.И.Пастухова, Б.А.Страшуна, Б.Н.Топорнина, В.А.Туманова, В.Е.Чиркина, И.Е.Фарбера, Н.Ю.Хаманевой, Б.С.Эбзеева, К.А.Экштайна.

При подготовке диссертации использованы публикации,

_ посвященная адвокатуре и нотариату, в частности, работы

Т.В.Апаровой, И.Д.Алферова, В.Н.Буробиной, С.Ария,

С.А.Бабкина, В.П.Божьева, Ф.Багаутдинова, П.Д.Баренбойма,

М.Ю.Барщевского, А.Д.Бойкова, А.Я.Бугрей, А.А.Власова,
С.П.Выменец, Н.А.Гагарина, Р.Ф.Галеевой, А.Галоганова,
И.В.Гарина, Ю.П.Гармаева, В.С.Раднаева, В.Г.Голованя,
А.Л.Громыко, А.Т.Кернасенко, Е.П.Данилова, Е.Н.Доброхотовой,
Т.И.Зайцевой, С.А.Зацепиной, Н.В.Радутной, В.Н.Иванова,
С.В.Изосимова, Н.И.Капиеус, А.Ф.Кони, Ю.В.Кудрявцева,
А.П.Кузнецова, А.В.Курдовой, Р.Куссмауль, Т.Д.Матвеевой,
Р.Г.Мельниченко, Г.Б.Мирзоева, Н.М.Кейзерова, Г.И.Никерова,
Н.М.Касаткиной, И.Н.Кузнецовой, И.Л.Петрухина, Ю.В.Плахина,
Г.Резника,. В.С.Репина, О.В .Романовской, Г.Б.Романовского,
Ф.М.Решетникова, В.М.Савицкого, В.И.Сергеева,

Ю.И.Стецовского, О.В.Струцкой, А.М.Сумина, Е.Б.Тарбагаевой, Л.Б.Хвана, О.В.Хышиктуева, Г.Г.Черемных, И.Г.Черемных, О.М.Щуковской, В.В.Яркова.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного- исследования является конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Предметом исследования выступает гарантийный механизм реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Методологическая база исследования.

При написании работы использовались исторический, диалектический, системно-функциональный, нормативно-правовой, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания.

Новые теоретические выводы и практические предложения, выносимые на зашиту.

Изучение исторического и современного опыта реализации конституционного права на оказание юридической помощи в Российской Федерации, зарубежных странах и на международном (европейском) уровне позволяет сделать следующие выводы.

1. Право на квалифицированную юридическую помощь -гарантированная Конституцией РФ мера обладания человеком социальным благом — получение от адвокатуры, нотариата и других организаций высокопрофессионального содействия в эффективном отстаивании своих прав и законных интересов; обеспечение человека юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему использовать их в указанных целях.

Обеспечение задержанному, подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему юридической помощи и возмещение (в определенных случаях) государством соответствующих расходов —

одна из гарантий реализации принципа равенства, права на доступ к правосудию, справедливого и законного процесса. Ни одно из предоставляемых Конституцией РФ прав не может быть эффективно проведено в жизнь без права на юридическую помощь, которое может рассматриваться как общеправовая гарантия для всех иных прав.

2. Усложнение правовой системы Российской Федерации,
непрерывное реформирование законодательства, в т.ч. в связи с
интернационализацией правовой системы, обусловливают рост
потребности в получении квалифицированной, специализированной
и доступной юридической помощи.

Чтобы быть эффективным, право на квалифицированную
юридическую помощь должно быть не абстрактно-умозрительным,
но практическим и действенным. Однако реализация
рассматриваемого конституционного права затруднена ввиду
недостаточного качества юридических услуг, не соответствующего
международным стандартам, возрастания их стоимости,
чрезмерного налогообложения адвокатов, нотариусов,

занимающихся частной практикой, недостаточной определенности статуса разнообразных субъектов, оказывающих юридическую помощь, невостребованности их потенциала, пробельности и несовершенства законодательства.

3. Для регулирования права на юридическую помощь в
Конституции РФ 1993 г. характерны акцент на качестве
(«квалифицированная» юридическая помощь); закрепление
возможности получения бесплатной помощи; предоставление права
пользоваться помощью адвоката (защитника) каждому
задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в
совершении преступления с момента задержания, заключения под
стражу или предъявления обвинения; распространение права на
квалифицированную юридическую помощь за рамки уголовно-
процессуальных отношений.

Предоставление адвокату возможности участвовать в конституционном судопроизводстве (спорах, рассматриваемых конституционными (уставными) судами, особенно по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод), в административном производстве, в производстве варбитражном суде по экономическим спорам, укрепление позиций адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве также значительно повышают степень юридической защищенности лиц, нуждающихся в юридической помощи.

О Институциональный механизм обеспечения квалифицированной

юридической помощи в России отличается разнообразием

0 субъектов. Основную долю нагрузки по осуществлению публичной

функции оказания юридической помощи несут адвокаты и нотариусы, позволяя государству реализовать во всей полноте конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.

4. Правовые возможности обвиняемого (защитника) противостоять предъявляемому обвинению были существенно расширены благодаря решениям Конституционного Суда РФ. Так, в одном из своих решений Конституционный Суд РФ подтвердил, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает и право на самостоятельный выбор защитника.

5. Анализ конституционно-правового регулирования права на
квалифицированную юридическую помощь в зарубежных стран, а
также на уровне международных организаций и международного
сообщества народов подтверждает желательность дополнения
Конституции РФ специальными положениями о праве каждого на
беспрепятственное общение с защитником на всех стадиях
процесса, с органами и представителями власти, праве быть
информированным об этом праве, а также о самостоятельности и
независимости адвокатуры и ее правовом статусе в качестве
публично-правового института.

6. Совершенствование практики реализации права на
квалифицированную юридическую помощь в Российской

э Федерации предполагает уточнение целей и особенностей защиты

применительно к основным аспектам права обвиняемого на

о юридическую помощь. В этой связи заслуживают внимательного

изучения решения Европейского суда по правам человека, которыми были признаны подлежащими защите право на свободный контакт между арестованным обвиняемым и его защитником; конфиденциальное общение с защитником; эффективная помощь защитника и заочное судопроизводство; назначение защитника, когда того требуют интересы правосудия; право на возмещение расходов, связанных с вознаграждением адвоката (представителя).

7. Принятие Закона «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации 1 ‘ позволит реализовать
положения ст. 48 Конституции РФ, структурировать органы
адвокатского сообщества, обеспечить единство и независимость

адвокатуры, установить минимальный стандарт оказания юридических услуг, гарантии квалифицированной (в т.ч. бесплатной) юридической помощи, профессиональные права и обязанности адвокатов, признанные на европейском и международном уровне,» этические границы деятельности адвокатуры (в т.ч. положения о конфиденциальности), формы ответственности адвокатов.

Представляется целесообразным включить в Закон положения о том, что адвокат и его профессиональная деятельность находятся под защитой государства, что государство должно выступать гарантом конституционного права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи. При разработке соответствующих механизмов желательно учесть американский и нидерландский опыт (многообразие форм; сочетание финансирования юридической помощи из бюджета государства, субъектов федерации, муниципальных органов власти и добровольных пожертвований; поощрение различных групп субъектов оказания юридической помощи).

8. Решению проблемы некачественной юридической помощи может способствовать принятие Кодекса профессиональной этики адвоката или Закона «Об адвокатской этике»; проведение правовой экспертизы действий лиц, оказывающих юридическую помощь, заключение договора на оказание квалифицированной юридической помощи, содержащего положения об ответственности в случае оказания неквалифицированной помощи; установление профессиональных рангов адвокатов и нотариусов; ограничение допуска к защите и представительству граждан лиц, не являющихся адвокатами, в судебном процессе. Право прекращения статуса адвоката должно быть предоставлено суду на основании рекомендации Адвокатской палаты субъекта РФ. Изъятие и исключение адвокатов из общего режима уголовной ответственности может негативно отразиться на качестве предоставляемой правовых услуг.

9. Конституционное право пользоваться помощью защитника в уголовном процессе может считаться обеспеченным лишь при условии, что ему предоставлена возможность участия на всех стадиях процесса.

Представляется важным закрепление в УПК РФ процедуры обеспечения свидетеля адвокатом (защитником) (ст. 56 ч. 4 п. 6, ст. 189 ч. 5 УПК); права потерпевшего прибегнуть к услугам защитника (объем процессуальных

о полномочий адвоката потерпевшего должен быть идентичен объему

прав защитника обвиняемого).

10. Необходимо закрепить публично-правовой характер

деятельности и функции нотариусов в Конституции РФ и Законе
«Об изменении «Основ законодательства Российской Федерации о
нотариате»; включить в Проект Закона «О внесении изменений в
Основы законодательства о нотариате» положения о
гарантировании нотариальной тайны со стороны всех лиц,
осуществляющих нотариальное обслуживание граждан; разработать
Кодекс профессиональной этики нотариуса в Российской
Федерации; установить порядок наложения дисциплинарного
взыскания на нотариусов и их обжалования; предусмотреть
ответственность таких субъектов нотариальной деятельности, как
уполномоченные работники местных муниципальных органов,
лица, замещающие нотариуса, занимающегося частной практикой,
помощники нотариуса.

Отказ от института нотариусов, занимающихся частной практикой, представляется нежелательным, однако следует в максимально возможной степени уравнять правовые статусы нотариусов.

Главной целью является установление надлежащего правового механизма осуществления государственного контроля за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат; выработка способов разрешения споров между органами юстиции и нотариальными палатами; уточнение процессуального порядка рассмотрения дел о прекращении полномочий частнопрактикующих нотариусов. Важно обобщить и

Ф использовать опыт субъектов Российской Федерации в целях

установления административной ответственности нотариусов на

С* федеральном уровне.

Увеличение страховых сумм до 1000-кратного минимального размера оплаты труда по обязательному страхованию риска профессиональной ответственности способствовало бы повышению качества предоставления юридической помощи, ответственности нотариусов за результаты совершенных действий обеспечению имущественных интересов граждан.

11. По мере усложнения правовой системы представляется
неизбежным введение предметной специализации нотариусов в
крупных региональных центрах.

В целях снижения нагрузки на суды услуги нотариуса могли бы
быть активно использованы для обеспечения прав участников

рынка недвижимости, в корпоративной сфере, в организационной деятельности юридических лиц.

12. Для усиления гарантий прав на квалифицированную юридическую помощь следует шире использовать возможности других субъектов оказания юридической помощи (правозащитных и иных общественных организаций, профессиональных союзов, юридических клиник, общественных приемных, информационно-правовых центров, омбудсменов). Настоятельно необходимо создание службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, предусмотренной Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Представляется необходимым усиление государственной
охраны права на юридическую помощь, в частности, путем
учреждения специализированного омбудсмена по юридическим
услугам, инспектирующего рассмотрение жалоб

профессиональными организациями и обеспечивающего контроль за обеспечением права на квалифицированную юридическую помощь после исчерпания других возможностей обжалования.

13. Требуется общегосударственный подход к решению
проблем, связанных с оказанием правовых услуг; разработка и
принятие федеральных программ предоставления юридической
помощи (с учетом потребностей отдельных категорий граждан
(женщин, инвалидов, детей, военнослужащих)), страхования
юридической помощи; создание механизмов обеспечения
государственного и корпоративного контроля за деятельностью
организаций и лиц, оказывающих юридическую помощь, в т.ч.
страхование ответственности адвокатов и нотариусов.

Желательно обсудить вопрос о разработке Основ законодательства о юридической помощи гражданам и Основ законодательства о страховании адвокатов и нотариусов.

14. Необходимо объединение усилий конституционалистов в
целях создания научно обоснованной концепции оказания
комплексной юридической помощи населению, основанной на
системной и тщательной разработанности вопроса в рамках
государственно-правовой науки.

Учреждение научно-исследовательских центров при высших органах адвокатуры и нотариата, а также расширение преподавания в высших юридических учебных заведениях курсов «Юридическая помощь населению», «Адвокатура и нотариат», введение системы непрерывного юридического образования по образцу ряда

зарубежных государств могло бы способствовать повышению качества и эффективности предоставляемых правовых услуг.

Апробация результатов исследования осуществлена путем опубликования диссертантом ряда научных статей.

Структура диссертации определяется ее содержанием. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка литературы. Основные выводы и предложения представлены по главам и в заключении.

Еще по теме:

  • Юрист адилет Юрист адилет » Найдено: 119788 документов 1. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. 2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Веpховный Совет Республики Казахстан от 28 янваpя […]
  • Статья 237 часть 3 Статья 237. Возвращение уголовного дела прокурору Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 мая 2007 г. N 6-П пункт 2 части второй и часть третья статьи 413 и статья 418 во взаимосвязи с его статьей 237 УПК РФ признаны не […]
  • Земельное право учебники быстров гусева Земельное право учебники быстров гусева Учебник подготовлен коллективом кафедры аграрного и экологического права в соответствии с программой, утвержденной Ученым Советом Московской государственной юридической академии. В состав авторского […]
  • Автобизнес юрист Мидзяновский Борис Юрист, помічник юриста (автобізнес) , 6 000 грн Возраст: 30 лет Город: Киев Контактная информация Соискатель указал телефон и эл. почту. Чтобы открыть контакты, войдите как работодатель или […]
  • Высшая судебная власть рф верховный суд Пресс-релизы Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Пунк повестки 2 Судебная система Швейцарии Швейцария имеет двухзвенную судебную систему (1 звено - федеральная инстанция, 2 звено - кантональная […]
  • Коллективный договор освобождаются на срок Коллективный договор освобождаются на срок КОНСУЛЬТИРУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИИ ПРОЕКТА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ Порядок разработки и заключения коллективного договора ВОПРОС: Я работаю в одном из […]
  • Росгосстрах стоимость страховки машины Росгосстрах – стоимость страховки не бьёт по карману Для того, чтобы иметь возможность получить обязательную и добровольную страховки быстро, недорого и с учётом всевозможных рисков, необходимо обращаться только в надёжную компанию. […]
  • Задать фото вопрос врачу онлайн Задать вопрос врачу онлайн Как правило, чтобы получить консультацию врача, нужно потратить немало времени: подобрать клинику, специалиста, потратить время на дорогу, регистратуру и т.д. Сервис Qapsula позволяет Вам задать вопрос врачу в […]