Доклад конституционные права граждан

Конституционные права и свободы человека и гражданина (4)

Главная > Реферат >Государство и право

Задание 1. Конституционные права и свободы человека и гражданина.

Понятие, система и классификация основных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина

Гражданские (личные) права и свободы

Политические права и свободы

Социально-экономические права и свободы

Институт Уполномоченного по права человека и его роль в защите прав человека.

1. Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя. Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую по сей день. Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

Вторая глава Основного закона Российской федерации целиком посвящена этому правовому институту. Ее содержание соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе прочих, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер. Например: свобода слова, гарантированная в ст. 29, тесно связана со свободой печати и информации и может считаться как личным, так и политическим правом. Права и свободы, провозглашенные в статьях 17-19 Конституции РФ обеспечивают правовую основу всех прав и свобод человека и гражданина.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права входят в систему права Российской Федерации, но они не обладают приоритетом над внутренними законодательными актами. В Российской Федерации гарантируются права и человека и гражданина не только конституционно закрепленные, но и устанавливаемые общепризнанными принципами и нормами международного права. То есть, законодатели, определяя юридические методы и средства, гарантирующие соблюдение прав человека, должны учитывать требования и стандарты, закрепленные и в международно-правовых документах. Многие положения Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., стали конституционными нормами и могут применяться именно как таковые.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие правомочия, неотчуждаемы, т.е. отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, «другие» права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

Человек имеет основные права от рождения, а не от государства, которое, может «даровать» права по своей «милости» или отнимать их по своему произволу, что принципиально чуждо духу Конституции Российской Федерации 1993 г.

Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), обязывает органы публичной власти и их должностных лиц предоставлять гражданам информацию, затрагивающую их права и свободы, и предусматривает систему мер государственной судебной и иной защиты прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы человека могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Часть 3 ст. 17 устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед культурным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов даже несовпадающих целей и действий, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство.

Для решения этих задач важную роль играет соблюдение принципа формального равенства людей перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п. Отсутствие привилегий в пользовании правами и свободами — одно из важнейших положений конституционного права.

Еще в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозглашала равенство всех людей в их достоинстве и правах и призывала их поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1), допуская ограничение прав и свобод одних людей должным признанием и уважением прав и свобод других людей (ст. 29).

Многие другие статьи гл. 2 применяют общий принцип уважения к чужим правам и свободам, к осуществлению человеком и гражданином своих прав и свобод.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Закрепление в Конституции принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) создают все необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции в непосредственно действующее право.

Благодаря своим юридическим свойствам, Конституция, ее положения о правах и свободах оказывают непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения. При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют уже или еще нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективного осуществления. Каждый субъект права — государственный или общественный орган, должностное лицо или гражданин — должен сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею. Она является правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат. При защите в суде, ином органе своих прав и свобод правомерна ссылка непосредственно на конституционные нормы, как правомерна такая ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решения.

Принципиальное значение имеют положения, согласно которым смысл, содержание и применение законов, как и других правовых актов, должны быть подчинены обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Эти положения адресованы всем ветвям государственной власти и местному самоуправлению. При их несоблюдении вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты.

Конституция возлагает на Конституционный Суд проверку по запросам уполномоченных на то органов и лиц конституционности законов, иных нормативных актов, договоров. Конституционный Суд уже принял немало решений, которыми признал неконституционными положения целого ряда законов, других нормативных актов на том основании, что они по своему буквальному смыслу или по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, фактически устанавливали необоснованные ограничения конституционных прав граждан, препятствия к их полному осуществлению.

В ст. 125 Конституции установлено, что любой закон может быть проверен с точки зрения его соответствия Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.

1. Все равны перед законом и судом.

Закрепленный в ч. 1 принцип равноправия касается всех сфер жизни. Он означает одинаковый подход, равную мерку при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Например, содержащееся в ч. 2 ст. 21 Конституции правило о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, относится к каждому человеку — гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства — и дает всем равную правовую защиту, включая и тех, кто совершил преступление и находится в местах лишения свободы. Равным образом решаются и иные вопросы, касающиеся свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина.

Содержание ч. 1 статьи 19 полностью соответствует ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Под законом понимаются: Основной закон государства — Конституция Российской Федерации и основанные на ней федеральные и федеральные конституционные законы Российской Федерации, а также законы субъектов Российской Федерации. Часть таких законов являются отраслевыми — это гражданское, жилищное, административное законодательство, законы о труде, о браке и семье, пенсионные, уголовные и др. Законы об образовании, о здравоохранении, о реабилитации жертв политических репрессий и другие относятся к межотраслевым. Наиболее высокий уровень законодательного урегулирования представлен кодифицированными актами — кодексами, уставами, положениями. Это акты, обеспечивающие наиболее полное, обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений.

Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о той роли, которую Конституция придает судебной власти как наиболее эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения. Равенство всех перед законом и судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым для всех судом, в одном и том же порядке, на основе одинаковых процессуальных правил с предоставлением равного объема гарантий для лиц, участвующих в деле.

Права и свободы человека и гражданина (8)

Главная > Реферат >Государство и право

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Северо-Западный государственный Заочный Технический университет

Реферат по правоведению

На тему: «Права и свободы человека и гражданина.»

Выполнил студент: Каширина Ю.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Права и свободы человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . . 4

Право на жизнь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Право на свободу и личную неприкосновенность. . . . . 21

Свобода мысли и слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

В В Е Д Е Н И Е

Институт прав и свобод является центральным в кон­ституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каж­дого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потре­бовались века для того, чтобы сложились ясные представле­ния о содержании свободы и ее соотношении с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление ес­тественно-правового понимания свободы.

Вторая половина XX в. ознаменована обострением идей­но-политической борьбы вокруг прав и свобод человека. Пос­ле нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-право­вое закрепление. Мощными союзниками свободы и прав че­ловека стали этика и культура. Конституционные системы большинства стран мира закрепляют соответствующие ин­ституты, признавая их основными.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и сво­бод человека и гражданина, постоянно развивается филосо­фами, политологами и юристами, пытающимися найти ра­зумный баланс между свободой и социальной справедливос­тью, свободой и государственным регулированием. Эти соот­ношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новыми представлениями об иде­альном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как свобода и сложившиеся в муках представле­ния человечества о неотъемлемых правах человека.

При всей своей многогранности и сложной детермини­рованности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих ос­новных постулатах:

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состо­янием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только за­коном, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следователь­но, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права челове­ка. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конститу­ционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и поли­тической культурой, без учета которых свобода вырождает­ся в циничную вседозволенность или разрушительную анар­хию. Но это уже не сфера конституционного права.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Конституция РФ признает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Впервые в нашем Основном законе признается естественная природа прав и свобод человека. Это определяет их приоритет по отношению к государственной власти, связанность этой власти правами и свободами человека. Признание естественного характера прав и свобод человека означает отказ от теории октроированных прав, «дарованных» человеку волей власти или законодателя.

Следует обратить внимание на формулировку Конституции, согласно которой неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения признаются основные права человека и гражданина. Понятие основных прав

неоднозначно трактуется как в законодательстве различных стран, так и в научной литературе. В Конституции РФ под основными правами понимаются прежде всего конституционные права. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55 Конституции, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в пункте 2 статьи 17 Конституции РФ речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер ( принадлежность каждому от рождения). Признание естественного характера прав человека- важный ценностный ориентир для законодателя, который призван в позитивном праве закрепить естественные и прирожденные права.

Учитывая эти общие свойства основных прав, следует исходить из того, что такими свойствами, как естественный, прирожденный характер, обладают именно права человека, и прежде всего такие универсальные права, как право на жизнь, на собственность, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду. Возникновение ряда других основных прав человека и гражданина связано не только с фактом рождения человека, но и с наличием иных предусмотренных законом обстоятельств. Однако такие права являются естественными и неотчуждаемыми в том смысле, что они призваны обеспечить свободу человека, являющуюся для него необходимым условием выбора и самоопределения.

Характеризуя основные права человека как неотчуждаемые, Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека этих прав и свобод. Нельзя лишить человека права на достоинство, на свободу мысли, на благоприятную окружающую среду. Нельзя произвольно, без опоры на закон лишить человека и иных основных прав. Однако человек, совершая противоправные действия, попирающие юридические и нравственные устои общества, создает ситуацию, при которой общество вынуждено идти на ограничения его основных прав.

Положения Конституции РФ о неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека призваны подчеркнуть их особую значимость, основополагающий фундаментальный характер тех общечеловеческих ценностей, которые содержаться в естественно- правовой доктрине.

После второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществом планетарного значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего консти­туционное право постепенно начало подпадать под влия­ние международных стандартов. Сегодня уже общепризнан­но, что права человека, в какой бы стране он ни жил, нахо­дятся под защитой мирового сообщества и являются достоя­нием всей цивилизации.

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и ос­новным свободам без какой-либо дискриминации была за­фиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбу­лы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отно­шении друг друга в духе братства». Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, дру­гие личные права и свободы, а также экономические, соци­альные и культурные права, на которые человек вправе пре­тендовать как «член общества» (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа име­ют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продол­жает играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный пе­речень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участни­ки взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пак­тах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г.). В Конвенции и свя­занных с ней протоколах (их в настоящее время насчитыва­ется одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распростра­няется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организа­цией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами челове­ка и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать поло­жениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава в Совет в 1996 г. принята Россия).

Доклад конституционные права граждан

Права человека и гражданина в Конституции и в Гражданском кодексе Республики Казахстан

Директор НИИ частного права

академик НАН РК, д.ю.н.,

«Вне права нет свободы» — гласит одна из самых известных максим Н. Шайкенова. Другие максимы развивают эту мысль.

«Только Право дает голос Свободе. Потому что Право есть мера цивилизованности общества».

«Мы можем с полным основанием утверждать, что без права нет свободной рыночной экономики, а значит и материального благополучия» [1] .

«Право есть освоенная обществом мера свободы».

Нагашбай Шайкенов свято следовал этим максимам. Он был настоящим подвижником права и верил, что только в правовом государстве возможны и свобода, и рыночная экономика, и гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Об этом еще одна его максима: «Если попытаться одной формулой раскрыть социальную ценность права, то достаточно сказать, что нет личности иной, чем правовая, ибо только право нормативно выделяет личность, защищает ее автономию, экономическую самостоятельность».

Идею права и защиты прав личности он отстаивал всегда и пытался воплотить в законах, подготовкой которых он руководил, и в Конституции, которую он написал.

Конституция РК 1995 года

Какова была историческая необходимость принятия Конституции 1995г.? Ведь первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г., всего лишь за полтора года до принятия действующей.

Когда приняли Конституцию 1993 г., было много высказываний, что она на века. Я в то время опубликовал статью, в которой утверждал, что через 2-3 года в Конституцию придется вносить изменения, так как это Конституция переходного периода, ситуация экономическая и политическая тогда менялась очень быстро. Правда, я не ожидал, что придется принимать новую Конституцию.

Основная причина — в нерешенности вопросов разделения властей в старой Конституции. Была закреплена президентская форма правления, однако большими полномочиями обладали и Верховный совет, и местные Советы народных депутатов. В то же время механизма разрешения этих противоречий не было разработано. Когда я в одной из газет увидел статью «Две вершины одной горы» (имелись в виду Назарбаев Н.А. и Абдильдин А.С.), лично я понял, что политический кризис неизбежен. Первый кризис произошел в ноябре 1993 г. когда произошли самороспуски Советов народных депутатов и 13 декабря Верховного Совета.

После этого началась работа по подготовке изменений в Конституцию. Однако в марте 1995 г. разразился новый политический кризис, связанный с признанием Конституционным Судом нелегитимным Верховного Совета.

В этих условиях встал вопрос о разработке новой Конституции.

Кто автор Конституции?

Постановлением Президента РК от 22 мая 1995 г. был создан Экспертно-консультативный Совет при Президенте РК по проекту новой Конституции РК.

Членами Совета были 9 человек, из них 3 чиновника:

Шайкенов Н.А. — Министр юстиции, д.ю.н.

Колпаков К.А. — представитель Президента РК в Верховном Совете, к.ю.н., будущий Министр юстиции.

Мухамеджанов Б.А. — зав. отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы аппарата Президента, следующий Министр юстиции.

Остальные 6 членов — это ученые:

4 специалиста по конституционному праву: академик Сапаргалиев Г.С., проф. Ким В.А., проф. Котов А.К., проф. Нурпеисов Е.К.

2 специалиста по гражданскому праву: проф. Басин Ю.Г. и академик Сулейменов М.К. Я был назначен научным руководителем Совета.

Кроме того, было 3 иностранных эксперта:

Жак Аттали — советник Госсовета Франции;

Роллан Дюма — председатель Конституционного совета Франции;

Алексеев С.С. — председатель Научного совета Исследовательского центра РФ.

Нас называют авторами конституции. Но мы не авторы, мы эксперты. В постановлении Президента от 22 мая 1995 г. записано: завершить работу к 10 июня. Меньше месяца. За месяц Конституцию не напишешь. Мы, конечно, работали каждый день с утра до вечера, но обсуждали уже готовый текст.

Кто же был автором?

Идеологом Конституции был Президент Назарбаев Н.А. В одной из книг он писал, что прочитал конституции 20 стран, потом пригласил юристов. При этом назвал наши фамилии.

Но на самом деле текст написал Нагашбай Шайкенов.

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Была еще одна причина, почему потребовалось изменение Конституции 1993 г. Одним из главных ее недостатков Нагашбай Шайкенов называл отсутствие раздела о правах человека. Раздел назывался права гражданина, о правах человека говорилось мельком, только в одной статье. Н. Шайкенов считал, что в Конституции во главу угла должны быть поставлены права человека. Именно поэтому Конституция 1995 г. открывается (после Общих положений) разделом, который называется «Человек и гражданин».

Одной из центральных статей Конституции является ст. 12, где говорится, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Обратите внимание на слова: «в соответствии с Конституцией». Это значит, что права человека, являясь естественными правами, тем не менее приобретают правовую защиту только будучи закрепленными в Конституции РК.

В этой же статье имеется п. 5, гласящий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Это означает, что права и свободы человека неразрывно связаны с правами и свободами других лиц и что права и свободы человека неразрывно связаны с правом и нравственностью.

Права человека и дискуссия о понятии права

Права человека являются естественными правами в отличие от прав гражданина, которые возникают только в связи с наличием у личности гражданства или иного правового статуса (иностранца, лица без гражданства). Может ли повлиять включение естественных прав в Конституцию РК на решение дискуссии о понятии права?

В литературе выделяют различные типы правопонимания, но в основном их сводят или к трем, или к двум.

Три типа правопонимания, которые обычно выделяют, — это: естественно-правовой, этатистский, социологический.

1. Естественно-правовой подход (юснатурализм) — один из древнейших вариантов правопонимания. Естественное право понималось как постоянное и жизненное, и подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. Его связывали то с теологическим (божественным) основанием, то с естественными правами и свободами человека, то с неким правовым идеалом, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.

Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма (естественного права) имеют сходство в следующих моментах:

1) естественное право как безусловная ценность, как «хорошее», «настоящее», «правильное» право противопоставляется «несовершенному», «плохому», «неправильному» позитивному праву (закону, установленному государством);

2) естественное право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека (реифицированная социальная реальность);

3) как явление идеальное и абсолютное, естественное право постоянно и неизменно, не подвержено «порче» в рамках любого социального хронотопа [2] .

Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное или положительное право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах или иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека [3] .

2. Этатистский подход — относится к классическому варианту правопонимания, сформировавшемуся в рамках классической научной рациональности. Согласно этому подходу право всегда является созданием государства или опосредуется государством и понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона.

3. Социологический подход — возник на излете классического типа научной рациональности (вторая половина XIX в.). Право понимается как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право — это не то, что выражено в законе, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях [4] .

Можно сформулировать два положения, которые мне представляются правильными:

1. Все существующие типы правопонимания можно свести к двум: узкое (нормативное, легистское) и широкое (юридическое, антилегистское) типы правопонимания и понятия права.

2. Любые концепции правопонимания не отвергают нормативности права. Более того, они основываются на позитивном праве, от него отталкиваются и на его основе строят свои концепции правопонимания. Тем более это неоспоримо для континентальной системы права, ибо только современная американская реалистическая правовая школа отрицает нормативность права.

Для цивилиста из всего этого вытекает одна простая истина: нормативное понимание права существует при любых концепциях правопонимания — или как единственно верное по нормативной концепции права или как часть широкого понимания права по другим антилегистским концепциям правопонимания.

Включение прав человека в Конституцию РК означает, что естественные права включены в нормативно-правовую систему Казахстана и регулируются Конституцией РК и другими нормативными правовыми актами РК.

Права человека как естественные права принадлежат человеку независимо от того, где и когда он появился на свет, но охрана и регулирование этих прав производится государством путем включения их в правовую систему через закрепление норм об этих правах в Конституции как основном законе государства.

Право на жизнь — это естественное право человека, однако лишение человека жизни может рассматриваться или как преступление, или как правомерное действие — применение государством высшей меры наказания. Таким образом, право на жизнь включается в нормативно-правовую систему государства.

Как я уже говорил выше, в РК гарантируются права и свободы человека «в соответствии с Конституцией РК» (п.1 ст. 12 Конституции).

Именно закрепление в Конституции дает естественным правам человека поддержку и защиту в соответствии с законодательством РК.

При этом очень важное значение имеют положения п. 2 ст. 12 Конституции РК: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов».

Именно из этого надо исходить при включении естественных прав в правовую систему Казахстана: не законы Казахстана определяют содержание прав человека, а права и свободы человека определяют содержание и применение законов.

Права человека и гражданина: конституционные или гражданско-правовые?

Согласно Конституции РК к конституционным правам и свободам относятся, в частности, права: на признание правосубъектности и защиту своих прав и свобод (ст. 13), на равенство перед законом и судом (ст.14), на жизнь (ст. 15), на личную свободу (ст. 16), на защиту достоинства (ст.17), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 18), на определение национальной, партийной и религиозной принадлежности (п. 1 ст. 19), на пользование родным языком и культурой (п.2 ст. 19), на свободу слова и творчества (ст. 20), на свободное передвижение по территории и свободный выбор местожительства (ст. 21), на свободу совести (ст. 22), на свободу объединений (ст. 23), на свободу труда (ст. 24), на неприкосновенность жилища (ст. 25) и другие.

Однако, что характерно, большинство этих конституционных прав являются также гражданско-правовыми и закреплены в ГК.

Для наглядности я приведу ряд классификаций личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом.

По структурно-функциональному признаку личные неимущественные права в гражданском праве могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина (физические лица), в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность;

2) личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина (физического лица), включая право на имя (фамилию, отчество), право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на частную (личную) жизнь, право на свободу передвижения. [5]

По целям осуществления рассматриваемых прав они могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду;

2) права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе, включая право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию;

3) права, обеспечивающие автономию личности (права на тайну и неприкосновенность личной жизни);

4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности личности [6] .

Предлагается также следующая классификация:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и достоинства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, право на неприкосновенность личного облика, а также право личного изображения;

3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны личной жизни граждан: право на неприкосновенность жилища, личной документации, право на тайну личной жизни, в том числе адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации [7] .

Как видим, многие конституционные права и свободы одновременно являются гражданско-правовыми личными неимущественными правами. Как это можно объяснить? И как объяснить, что конституционные нормы, регулирующие конституционные права и свободы, одновременно являются или превращаются в нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения?

Конституционное право как комплексная суперотрасль права. Соотношение с гражданским правом

В теории конституционного права делались попытки разрешить эту проблему, причем иногда весьма оригинальным образом, я бы сказал, поэтически-математическим.

Во-первых, конституционное право сравнивается с генеральным планом застройки города. Строительство конкретных объектов требует разработки типовых проектов, являющихся продолжением и завершением градостроительного проектирования. Градостроительный проект красной нитью проходит через детальное проектирование, «растворяется» в нем, но «растворяется» не исчезая, а воплощаясь, не теряя своего предназначения, а обретая его. Точно так же и конституционное право лежит в основе всей системы советского права, не утрачивая характера отрасли права. Во-вторых, конституционное право сравнивается с арифметикой, которая лежит в основе комплекса различных отраслей математики — алгебры, геометрии, функциональных и интегральных исчислений и многих других. В-третьих, право с его многочисленными отраслями сравнивается с большим ветвистым деревом. Каждая ветвь этого дерева — отрасль права, а его ствол, от которого отходят ветви, — конституционное право [8] .

И после такого поэтического сравнения автор сам же признает неопределенность предмета конституционного права, невозможность отграничить его от предмета других отраслей права. Не надо даже опровергать автора, достаточно просто процитировать его:

«Конечно, с абсолютной точностью невозможно сказать, где кончается арифметика и начинается алгебра, ибо арифметика используется в алгебре, проникает в нее. Но это не значит, что арифметика исчезает, растворяясь в алгебре, и утрачивает свой предмет. Конечно, с абсолютной точностью невозможно показать ту точку, в которой кончается ствол и начинается ветвь дерева, ибо ветвь произрастает из ствола. Но это не значит, что, порождая ветвь, ствол перестает существовать. С математической точностью невозможно очертить и круг тех общественных отношений, которые составляют объект регулирования нормами конституционного права, ибо эти отношения вплетены в сложный узор общественных отношений. Но сказанное не означает и того, что этого круга нет и что нет соответствующей отрасли» [9] .

Какой же есть выход из данной ситуации?

Правильным является мнение, что предмет конституционного права носит двуединый характер, т.е. включает в себя две группы общественных отношений:

1) общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права в общем, а конкретная регламентация осуществляется нормами других отраслей права;

2) общественные отношения, которые регулируются только нормами конституционного права (организация государственной власти и т.п.) [10] .

Таким образом, совершенно очевидно, что конституционное право как отрасль права состоит из двух самостоятельных частей:

1) конституционное право, которое непосредственно регламентирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Эту часть конституционного права можно назвать «конституционное государственное право»;

2) конституционное право, выступающее основой всех остальных отраслей национального права. Эту часть можно назвать «конституционные основы отраслей национального права».

Конституционное право представляет собой суперотрасль права, надотрасль, стоящую над всеми отраслями национального права и выступающую их основой.

Отсюда возникает вопрос, к какой группе отраслей — публичному или частному праву — относится конституционное право?

Конституционное право обычно относят к публичному праву, причем к его основной части [11] . Однако иногда его называют публично-частным правом [12] .

С решением вопроса о публично-правовой или частно-правовой природе конституционного права связано решение другого вопроса: где проходит грань между конституционным и другими отраслями права?

Или эту грань невозможно определить?

Возвращаясь к образу ствола и ветвей, как определить, где и в какой точке ствол переходит в ветви? А если у дерева два ствола?

А так оно и есть: один ствол — конституционное государственное право, другой ствол — конституционные основы отраслей национального права. Этот ствол состоит из отдельных частей. каждую из которых составляют нормы отдельной отрасли национального права: гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д. Соответственно из каждой такой части вырастают отдельные ветви, каждая из которых составляет отдельную отрасль права: соответственно гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д.

Право на труд (или как сейчас в п.1 ст. 24 Конституции РК — право на свободу труда) регулируется нормами конституционного права. Но одновременно это нормы и трудового права в том широком его понимании, которое господствует в науке трудового права. Если говорить о частном трудовом праве, то нормой трудового права является, например, норма п. 4 ст. 24 Конституции РК: «Работающим по трудовому договору гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Несомненно, одновременно эта норма и конституционного права.

Если пример, с трудовым правом не убеждает, то как отнестись к такой норме: граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (п. 1 ст. 26 Конституции РК). Несомненно, это нормы гражданского права. Они закрепляются и получают дальнейшее развитие в ГК (ст.ст. 191, 192 и другие). Несомненно также, что это нормы и конституционного права.

Нормы гражданского права закреплены во многих статьях Конституции Республики Казахстан, — например, ст. 6 о государственной собственности, ст. 2 о правах и свободах человека и гражданина (в частности, п. 4 ст.12 о правах и обязанностях иностранцев и лиц без гражданства), ст. 13 о правосубъектности, ст. 18 о личных имущественных правах, ст. 20 об информации, ст. 21 о праве свободного передвижения, ст. 22 о свободе совести (объединяться в религиозные организации), ст. 23 об общественных объединениях, ст. 25 о праве на жилище, ст. 26 о праве граждан на частную собственность и на предпринимательство, ст. 29 — услуги на охрану здоровья, ст. 30 — услуги на получение образования, подпункт 4) ст. 66 о праве Правительства РК на организацию управления государственной собственностью.

То же самое можно сказать и о других отраслях права. Все отрасли права как основные, так и комплексные, получили или должны получить закрепление в Конституции. Конституция является основой, базой и источником всех отраслей права.

Это значит, что Конституция является источником и конституционного, и всех других отраслей права. Это значит, что одна и та же норма находится в составе и конституционного права, и в составе, например, гражданского права.

Как раз этот вопрос является камнем преткновения для всех конституционалистов: как можно допустить, чтобы одна и та же правовая норма находилась одновременно в составе сразу двух отраслей права.

Между тем эта проблема легко решается с позиции теории комплексных отраслей права.

Конституционное право — эта суперотрасль, надотрасль, стоящая над всеми отраслями права. Оно стоит во главе пирамиды отраслей права. И все отрасли права берут из него начало. Нормы этих отраслей, проросшие в конституционное право, являются ведущими, основой и началом этих отраслей права. Но поскольку отрасли права являются и публичными, и частными, то и нормы конституционного права в этой части являются и публичными, и частными. А отрасль права, объединяющая в себе публичные и частные нормы, по моей концепции, является комплексной отраслью права.

Конституционное право, на мой взгляд — это комплексная суперотрасль права.

«Конституционное государственное право»- это публичное право. А вот «конституционные основы отраслей национального права» состоят из норм как публичного, так и частного права.

Еще по теме:

  • Ук рф выдача лиц совершивших преступление Ук рф выдача лиц совершивших преступление 1. Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в […]
  • Шутова адвокат Шутова адвокат - Осуществляю адвокатскую деятельность с 1993 года. До этого проходила службу в органах МВД. - С 2008 года была Членом Правления Городской коллегии адвокатов г.Москвы. - Специализируюсь в области гражданского, жилищного, […]
  • Комментарий к гк рф 2018 консультант Постатейные комментарии к ГК РФ - в системе КонсультантПлюс Подробные разъяснения к отдельным главам Гражданского кодекса есть в информационном банке "Постатейные комментарии и книги" системы КонсультантПлюс. В числе недавно включенных […]
  • Продолжительность сокращенная рабочая неделя для педагогических работников Рабочее время педагогических работников Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются Кодексом законов о труде, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими нормативно-правовыми […]
  • Судебная практика по ст 111 ч 2 п з Судебная практика и вопросы квалификации преступлений против здоровья (Кошаева Т. О.) («Юридическая литература», 2004) Текст документа СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ Т. О. Кошаева, кандидат […]
  • Право собственности на жилище ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО удовлетворения жилищной потребности Приобретение жилища в собственность - главная форма удовлетворения жилищной потребности в условиях рыночной экономики. В Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - […]
  • Как подать в суд на человека который сидит Как подать в суд на человека который сидит Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Внесение изменений в конституцию рф процедура Внесение изменений в конституцию рф процедура 8. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть […]