Дети после развода в исламе

С кем из родителей остаются дети после развода?

Прежде всего, мы должны понимать, что наши дети – это аманат (то, что нам доверено) от Аллаха. Поэтому мы должны соблюдать права того, что нам доверили. В первую очередь, дети имеют два права: право на любовь родителей и право на надлежащее воспитание. Любовь к ребенку пробуждает в нем сострадание (милосердие), надлежащее воспитание пробуждает в нем порядочность (добродетель, праведность).

Как правило, матери по большей части способствуют воспитанию в ребенке жалости и милосердия, в то время как отец помогает воспитанию в нем порядочности, поэтому ребенку нужны оба родителя, чтобы в нем равномерно воспитались оба эти качества. Отсутствие одной из этих сторон воспитания вредно для ребенка – человек без жалости не любят в обществе, человека непорядочного не уважают.

Только совместными усилиями обеих родителей ребенок получит правильное воспитание и займет надлежащее место в обществе. Один родитель не способен дать ребенку правильное воспитание.

Смерть одного из родителей не в нашей власти, и мы не можем ее предотвратить. Однако развод происходит по воле супругов, поэтому его нужно избегать в максимально возможной степени, особенно если в семье есть дети. Хотя в шариате предусмотрены правила опеки над ребенком и посещения его, когда стороны не могут договориться и прийти к пониманию, тем не менее, дети могут всю жизнь нести последствия развода родителей. Здоровый, нормальный ребенок – это тот, кто вырос в полноценной семье.

Однако, если родители все-таки разводятся, мать имеет право опеки над несовершеннолетним. В случае с мальчиком – до семи лет и в случае с девочкой – до девяти лет. Мать получает такое право в случае, если она:

1) свободный человек;
2) взрослая (совершеннолетняя);
3) в здравом уме;
4) добропорядочна (не совершает явных грехов);
5) имеет возможности.

Таким образом, право матери на опеку утрачивается, если:

1) она вступает в повторный брак с человеком, который не является махрамом ребенку;

2) ей приходится часто покидать дом (к примеру, по причине работы);

3) открыто совершает грехи и есть опасность плохого влияния на ребенка.

Если мать по какой-то причине не может осуществить свое право на опеку, то следующие лица имеют право делать это вместо нее в следующей последовательности: бабушка по материнской линии, бабушка по отцовской линии, родная сестра, сестра матери, сестра отца и т.д. Если все эти родственники женского пола отсутствуют, у мужчин есть право на опеку в следующей последовательности: отец, дед по отцу, родной брат, брат отца, брат матери и т.д.

Независимо от того, кто из родителей получает право на опеку над ребенком, другая сторона имеет право навещать ребенка по взаимному согласию. К сожалению, часто сторона, получающая право на опеку, использует ребенка в качестве орудия против другой стороны, лишая их возможности навещать ребенка. Это не соответствует Исламу и очень вредно для ребенка.

В любое из этого времени отец ребенка несет ответственность за благополучие ребенка – за девочку пока она не выйдет замуж, за мальчика, пока он не вырастет и не начнет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Если ребенок инвалид, отец несет за него ответственность пожизненно. Если мать получает право на опеку, но не имеет жилья, отец должен обеспечить жильем их обоих.

Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

Вопрос же о том – с кем из родителей должен остаться ребенок (по истечении периода опеки над ним матерью), решается в зависимости от обстоятельств. На первом месте тут будут стоять интересы ребенка, особенно в отношении того – кто из родителей может дать ему наилучшее религиозное воспитание и социальное обеспечение.

И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

Содержание детей после развода

Если родители ребёнка живут вместе, то на отца возлагаются материальные расходы, а мать занимается воспитанием ребёнка. Если же родители разведутся, то для ухода за детьми, не являющимися мумайизами (то есть не достигшими возраста 7 – 8 лет, а может, и ещё раньше, в зависимости от зрелости ребёнка), большее предпочтение Шариат отдаёт женщинам, потому что они мягче характером и лучше разбираются в вопросах воспитания детей, более терпеливы и ответственны в заботе о них.

А среди женщин предпочтение отдаётся матери, потому что именно мать проявляет к детям больше душевности и внимания, нежели другие женщины. В достоверном хадисе передаётся, как некая женщина сказала Пророку (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, мой живот был убежищем для сына, когда он был в утробе. Моя грудь была пищей и питьём для него. Мой поддон был опорой для него. Его отец дал мне развод и пригрозил, что заберёт его у меня». Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж».

Для того, чтобы мать имела право воспитывать ребенка, она должна быть:

а) мусульманкой;

б) разумной – сумасшедшей матери не дают право воспитания. Если же признаки сумасшествия будут проявляться редко, например, в год один раз, то такое право дают. Также такие болезни, как туберкулез, паралич и тому подобные, то есть недуги, которых отвлекают и не дают возможности заниматься ребёнком, снимают с матери право на воспитание ребёнка;

в) вызывающей доверие, не совершающей явные большие грехи, ибо нечестие снимает право воспитания с матери;

г) свободной от замужества. Если мать выходит замуж, то право воспитания ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, даже если мужчина, за которого вышла мать, согласен оставить ребёнка у матери, за исключением того случая, если мать выйдет за близкого родственника ребёнка, например, брата бывшего мужа.

ВАЖНО: Если же мать выздоровеет или примет Ислам, или разведётся, уйдя от другого мужа, то право воспитания ребёнка переходит обратно к ней, так как причины, которые препятствовали бы ей в этом, отсутствуют.

В случае, если мать умрёт или станет сумасшедшей, право воспитывать ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, потом к бабушке со стороны отца. Потом право предпочтения воспитания переходит к сестре. Из сестёр же предпочтение дается в первую очередь родной сестре, чем сестре со стороны матери или отца. Потом к тёте со стороны матери, потом к племяннице, потом к тёте со стороны отца. Если же мать находится в долгом отсутствии или же откажется от воспитания, право воспитания переходит к бабушке.

После женщин предпочтение отдаётся любому мужчине, который является махрамом и может стать наследником того, кого воспитывают, например – отец, дедушка, брат, дядя и так далее, согласно тому, как распределяется наследство. Если мужчина, который может стать наследником, не является махрамом (то есть близким родственником, за которого запрещено выходить замуж или жениться) для того, кого он будет воспитывать, то ему не отдают на воспитание девочек в возрасте, к которым возникает страсть, а отдают их доверенной женщине под присмотром этого мужчины.

Если есть мужчины, которые не являются махрамами и не являются наследниками, например, двоюродный брат со стороны матери, или есть только мужчины, не являющиеся наследниками, но являющиеся махрамами, как, например, отец матери, сестра матери, сын сестры, сын брата с материнской стороны, то этим людям не отдают ребёнка на воспитание. В таком случае шариатский судья решает, кому их отдать.

Кяфиру (неверному) не отдают на воспитание мусульманина, мусульманину же на воспитание можно отдавать кяфира. Если же мать ребёнка вышла замуж за другого, ей не отдают ребёнка, а отдают её матери. Но если мужчина, за которого она вышла, и отец ребёнка согласны оставить ребёнка у матери, то оставляют. Если же она выйдет замуж за того, кто в общем имеет право на воспитание, например, за брата бывшего мужа, то тогда ей можно отдавать ребенка, если он (брат) согласен. Если же, ввиду каких-то обстоятельств и причин, никто из вышеперечисленных лиц не может взять к себе ребёнка или существует причина, не позволяющая сделать это, то шариатский судья передаёт ребёнка доверенному человеку на воспитание.

Все до сих пор перечисленные решения относятся к детям, не достигшим возраста мумайиза.

Содержание детей, достигших возраста мумайиза.

Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

Все приведённые выше решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в Хадж или на джихад, или для торговых целей, то ребёнка не берут с собой, ибо в пути встречаются трудности и опасности. Ребёнок остаётся возле того из родителей, кто остаётся дома, пока не вернётся тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое место жительства, отец имеет право забрать ребёнка себе, оберегая свою родословную, так как родословная передаётся по отцу. Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

Дети, достигшие совершеннолетия.

Если мальчик достиг совершеннолетия – он сам несёт ответственность за себя и его не принуждают находиться возле одного из родителей. Но ему желательно не покидать их вовсе, а помогать и услуживать им.

Что касается девочки, достигшей совершеннолетия, то если она вышла замуж – она должна находиться рядом с мужем. Если же она не замужем, и не была никогда замужем, то она должна находиться возле родителей. Если же родители разведены, то она выбирает того, с кем желает остаться. Если она хочет жить самостоятельно, без родителей, ей не разрешается это – и её обязывают к выбору одного из них. Если у неё нет родителей, то право заботы о ней переходит к её брату, потом к дяде со стороны отца. Если же она была замужем, то ей предпочтительней жить с родителями. Если же они разведены, то она выбирает одного из них, но её не обязывают к этому. Это всё происходит, если нет опасения в обвинении её в чем-либо непристойном. Если же такая опасность существует, то отец, дед, брат, дядя имеют право запретить ей жить самостоятельно.

Дети после развода родителей

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Поистине, живот был сосудом для моего ребенка, грудь – источником питья, а подол – тем, где он был и что его оберегало [он – выношенное и выстраданное мною]. Однако его отец развелся со мною и хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор пока не выйдешь замуж [за другого], у тебя больше прав на воспитание ребенка»[1].

Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение будет зависеть от суда или обоюдного согласия матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании[2].

Также однажды к пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и сказал: «Это – твой папа, а это – твоя мама. Возьми за руку того, кого желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. Она ушла вместе с ним[3]. В итоге права на ребенка были переданы его матери.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки, должна мать. По мнению одних ученых, это 5-летний возраст, по мнению других — 7-летний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ним переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть 5–7-летние дети и оба претендуют на то, чтобы они оставались с ними, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнувшие сознательного возраста дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами[4].

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия[5], о чем упоминается в одном из хадисов[6]. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом[7].

Богословы подчеркивают, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери»[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Байхакы и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 259, хадис № 2276, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 348, хадис № 2973.

[2] Кстати сказать, если (не дай Бог) ребенок потерял мать или обоих родителей в раннем возрасте, то предпочтение в его воспитании отдается в первую очередь родственникам матери ребенка, ее родным сестрам (о чем сказано в достоверном хадисе), конечно же, при условии что они имеют необходимые навыки ухода за детьми и подобающий морально-нравственный облик.

Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 2. С. 820, хадис № 2699; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 6. С. 380, хадис № 2699; там же. Т. 9. С. 635 и 645, хадис № 4251 и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2280, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 347, хадис № 2972.

[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3496, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349, хадис № 2974.

[4] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350.

[5] Традиция использования жребия при решении различных вопросов восходит к Ветхому Завету. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» — гласит Книга притчей Соломоновых (Притч. 16:33). Так, жребий использовали для распределения службы в храме (1Пар. 24:5; Неем. 10:34), в спорах о праве собственности (Притч. 16:33; 18:18) и т. д. В Новом Завете также упоминается практика бросания жребия: при избрании апостолами Матфея в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян. 1:26); Захария, согласно жребию, служил в храме, когда к нему явился ангел Гавриил (Лк. 1:9) и т. д. Пророк Мухаммад и его сподвижники тоже использовали жребий при решении различных вопросов (см.: св. х. Абу Дауда и ан-Насаи). См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3488, «сахих».

[6] Св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349–351, хадис № 2974 и пояснение к нему.

[7] В достоверном хадисе повествуется история времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда отец ребенка (не достигшего еще периода начала полового созревания, примерно, 11–12 лет) стал мусульманином, а мать не захотела принимать Ислам. Они пришли к Пророку. Отца и мать Божий посланник рассадил по разные стороны от себя и предоставил мальчику право выбора. При этом помолился: «Господи, наставь его на верный путь». Мальчик выбрал отца. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3495, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350, 351, хадис № 2975 и пояснение к нему.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 351.

Дети после развода в исламе

С кем по исламу должны оставаться дети после развода?

Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

По мазхабу имама Абу Ханифы при разводе детей раннего возраста предпочтительнее оставлять с матерями, ибо они обладают большим терпением и милосердием по отношению к детям. Об этом свидетельствует хадис, переданный Абдуллой бин Амром (да будем им доволен Аллах), где одна женщина обратилась со своей проблемой к Благословенному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и сказала, что отец малолетнего ребенка, который еще нуждается в кормлении и только ползает, а не ходит, хочет забрать его себе. На что Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «У тебя больше на него (ребенка) прав, чем у него, до тех пор, пока ты не выйдешь замуж» (Абу Дауд).

Однако существуют условия, при которых дети могут остаться с матерью.

• Женщина не должна быть вероотступницей.
• Не должна заниматься прелюбодеянием и воровством.
• Не должна быть замужем за кем-либо, кто не является для нее махрамом.

В случае, если мать отказывается забирать себе ребенка по каким-либо причинам, то предпочтение может быть отдано ее матери. Бабушка ребенка по линии матери на первом месте в предпочтении в данном случае. Вторая по очереди предпочтения стоит мать отца ребенка. Если же их нет, или они не могут взять себе ребенка, то смотреть за ним должна сестра отца ребенка, а затем уже сестра матери ребенка. То есть сестры родителя в приоритете при выборе в сравнении с сестрами родительницы.

Мальчики должны воспитываться так до семи лет, а девочки до наступления первого менструального цикла.

По мнению имама Шафии, ребенок может остаться с матерью при соблюдении следующих условий:

• Мать должна быть мусульманкой.
• Обладать здравым рассудком.
• Надежной и честной.
• Не должна быть замужем за кем-либо, кто не является для нее махрамом.
• Ребенок не должен быть взрослым.

Дети после развода в исламе

С кем остаются дети после развода?

Вопрос от Александра, а также от Аслана:

С кем остаются дети после развода родителей?

Прежде всего, необходимо разъяснить вопрос, касающийся материального обеспечения детей.

Обязанность материального обеспечения детей целиком возложена на их отца. Мать детей не ответственна за это. В случае смерти отца обязанность материального обеспечения его детей ложится на его отца, то есть на их деда. Если и деда нет в живых, то на других родственников по отцовской линии.

Отец обязан материально обеспечивать своих детей до того момента, пока они не достигнут возраста, когда уже сами смогут зарабатывать себе на жизнь. Размер средств материального содержания детей определяется, исходя из их возраста и материального благосостояния их отца.

Если у дочери даже после достижения совершеннолетия нет достаточных средств, или если она не замужем, то обязанность по ее содержанию также ложится на ее отца. Также на отца ложится и ответственность по оплате обучения своих детей.

Алименты в установленном размере выплачиваются матери детей. Если же будет совершенно точно установлено, что она расходует эти средства на иные цели, а не на нужды своих детей, то в этом случае алименты передаются надежному человеку с передачей полномочия по материальному обеспечению детей.

Хидана (права на воспитание детей)

Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.

Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.

Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.

Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.

Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]